Эксперты обсудили проблемы развития рынка газомоторного топлива.
Одним из способов расширения рынка газа является его использование в качестве газомоторного топлива (ГМТ). В России начали активно этим заниматься с 2015 года.
«Развитие рынка газомоторного топлива является важнейшей частью политики увеличения потребления природного газа на внутреннем рынке в условиях внешнего санкционного давления. Российский рынок ГМТ в последние годы характеризуется динамичным развитием на фоне активной государственной поддержки. Это дает ощутимый экономический и экологический эффект, особенно в крупных городах», – заявил председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, открывая «круглый стол», посвященный развитию рынка природного газа как моторного топлива.
Координация и синхронизация
В стране потребляется 5 млн тонн жидкого топлива. Для стабилизации цен на внутреннем рынке субсидируются поставки на внутренний рынок нефтепродуктов через обратные акцизы, в прошлом году на эти цели было потрачено 2,2 трлн руб. Если эти деньги поделить на объем использованного топлива, получается порядка 40 руб. на литр. В этом году для стабилизации цен на ГСМ планируется потратить 1,2 трлн руб.
В этой связи расширение применения ГМТ даст ощутимый бюджетный эффект: замещение жидких топлив газом на внутреннем рынке позволит снизить затраты бюджета на стабилизацию цен на нефтепродукты, а также поддержит экспортный потенциал нефтяной отрасли в условиях снижения добычи нефти.
Уже есть опыт использования газа в качестве моторного топлива в крупнотоннажном и легковом транспорте, в железнодорожном транспорте, для бункеровки судов. «Надо ставить более амбициозные цели по развитию этих технологий и более широко применять газ в качестве газомоторного топлива», – призвал Павел Завальный.
Одна из проблем – дефицит ТС, использующих газ в качестве моторного топлива. «Действующие АГНКС могут заправлять до 500 тыс. автомобилей, в то время как в наличии имеются 285 тыс., или 0,4% от общего парка, – заметил вице–президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. – Нужно кратно увеличивать парк и расширять номенклатуру газоморной техники в том числе за счет популяризации метана в качестве газомоторного топлива. Для стимулирования производителей нужны специальные программы субсидирования, единая система цепочек поставок, маркетинговые программы среди потенциальных потребителей, привлечение бизнеса к развитию рынка газомоторного топлива».
Как рассказал заместитель директора Департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Андрей Бахаев, общее количество ТС на природном газе составляет 20 840.
В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» осуществляются закупки новых газомоторных автобусов со скидкой 60% от их стоимости через АО «ГТЛК». В 2022 году ГТЛК заключены коммерческие сделки на передачу в лизинг транспортным предприятиям 561 ед. пассажирской техники, работающей на метане.
Кроме того, в рамках реализации нацпроекта БКД в 2022 году в регионы переданы 353 ед. пассажирского энергоэффективного транспорта, из них: 271 автобус большого класса, работающие на ГМТ. В 2023 году будут поставлены 383 ТС, из которых 305 – автобусы большого класса, работающие на ГМТ.
В целях развития заправочной инфраструктуры для пассажирского транспорта на сжиженном природном газе заключены договоры лизинга на поставку 14 криогенных мобильных топливозаправочных комплексов.
Для стимулирования развития рынка газомоторного топлива, увеличения его потребления, расширения инфраструктуры и распространения транспорта на природном газе госпрограмма РФ «Развитие энергетики» в сентябре 2018 года была дополнена подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива» в целях содействия развитию внутреннего рынка природного газа как моторного топлива за счет предоставления субсидии? из федерального бюджета на возмещение затрат по строительству объектов газозаправочной инфраструктуры, в том числе на основе криогенных автозаправочных станций, а также компенсации части затрат на переоборудование автомобильной техники для использования газомоторного топлива.
По данным Минэнерго России, потребление метана в качестве топлива по итогам 2022 года составило 1 млрд 727 млн куб. м газа (+29% к 2021 году – 1 млрд 340 млн куб. м). План на 2023 год – +26% к 2022 году – 2 млрд 170 млн куб. м газа. Таким образом, ежегодно происходит увеличение потребления газа на транспорте на 25–30%, привел цифры директор Департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов.
Лидерами по развитию рынка газомоторного топлива и созданию заправочной инфраструктуры являются Санкт–Петербург, Ростовская область, Башкортостан, Татарстан. В 2022 году к программе по строительству заправок присоединились 14 регионов. В результате мер господдержки введена в эксплуатацию 101 заправочная станция природным газом, субсидию получили 95 заправок.
Как проинформировал Артем Верхов, в целях стимулирования субъектов РФ и инвесторов субсидия на строительство заправок будет предоставляться всем желающим. В Правительстве РФ находится согласованный со всеми министерствами документ, согласно которому регионы смогут участвовать в этой программе без каких–либо ограничений.
Минэнерго России разрабатывает проект концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года. Этот документ должен стать основой подготовки нашей энергетической политики в области использования компримированного и сжиженного природного газа на ближайшую перспективу, что обеспечит развитие рынка газомоторного топлива за счет роста объемов его потребления населением и предприятиями, а также отраслей экономики страны, синхронизацию всех мероприятий по развитию парка газомоторной техники, мощностей по ее производству, газозаправочной и сервисной инфраструктуры в РФ.
По линии Минпромторга России в рамках федерального проекта «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения» предоставляются субсидии производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива. С 2014 по 2022 год общий размер субсидий на поддержку автопроизводителей составил 32 млрд руб., выпущены почти 35 тыс. транспортных средств на метане. Однако низкая загрузка станций остается одной из самых актуальных задач на рынке газомоторного топлива. При эксплуатации 285 тыс. автомобилей на газомоторном топливе эффективность распределения продажи газа через созданную инфраструктуру АГНКС не превышает 30–34%. Отсюда вывод: следует наращивать производство техники на газомоторном топливе, а также переоборудовать существующий транспорт более высокими темпами.
Программа по переоборудованию ТС на газ была запущена в 2020 году, за счет государственных средств переоборудованы 9427 ед. транспорта, в 2021 году – 15 133 ед., в 2022 году – 10 677 ед. Для повышения престижа переоборудования на СПГ в 2022 году был введен повышающий коэффициент для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для населения. Сегодня граждане могут на 90% снизить затраты на переоборудование машины на газ и заплатить не более 15 тыс. руб.
Рынок ждет
Концепцию развития рынка газомоторного топлива представила первый вице–президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. Это комплексный документ, охватывающий все сферы, связанные с производством техники, строительством и созданием сети газозаправочных станций на территории РФ, производством и реализацией газомоторного топлива.
По словам Светланы Воронцовой, в РФ активное развитие получил только один сегмент газомоторной техники – автотранспорт, работающий на метане. В других сегментах – морской и внутренний водный транспорт, железнодорожный транспорт, сельскохозяйственная, коммунальная, дорожно–строительная, карьерная техника – пока отмечается низкий уровень спроса.
Так, за период с 2015 по 2022 год в РФ численность автотранспортных средств, использующих природный газ (КПГ и СПГ) в качестве моторного топлива, выросла в 3,6 раза (с 61,6 тыс. до 280,5 тыс.), объемы потребления природного газа на автотранспорте увеличились в 3,5 раза (с 0,49 млрд куб. м до 1,72 млрд куб. м), количество стационарных объектов газотранспортной инфраструктуры (КПГ и СПГ) – в 3,3 раза (с 269 до 896).
Анализ показал, что заправочная инфраструктура на территории РФ расположена крайне неравномерно. 75 субъектов РФ имеют газозаправочную инфраструктуру, но в 18 из них функционируют от одной до трех станций. Наибольшее количество станций и наибольшие объемы потребления ГМТ отмечаются в Ростовской области, республиках Татарстан и Башкортостан.
«Наша задача – добиться того, чтобы во всех регионах газ был доступен в качестве ГМТ и как можно большее количество автотранспортной техники переходило на газомоторное топливо, – заявила Светлана Воронцова. – Наша экономика с точки зрения транспортно–логистических затрат находится во второй части общемирового списка. У нас очень высокие транспортно–логистические издержки из–за высокой составляющей транспорта. За счет перехода на эффективное газомоторное топливо в 2022 году мы сэкономили 55 млрд руб. В целом сможем обеспечить структурные сдвиги в экономике, снизить транспортную составляющую в ВВП (до 7%)».
К основным причинам, сдерживающим развитие парка газомоторной техники в РФ, эксперты относят:
– недостаточный модельный ряд и низкие объемы производства техники, работающей на ГМТ (КПГ и СПГ);
– недостаточное количество компаний, предлагающих услуги по переоборудованию техники для использования ГМТ;
– недостаточное количество заправочных станций КПГ и СПГ, расположенных в зоне оптимальной транспортной доступности к местам выполнения работ;
– недостаточные меры государственного стимулирования перехода техники на использование ГМТ.
Целевой сценарий предусматривает реализацию модели ускоренного развития газомоторной отрасли в РФ в том числе за счет:
– расширения модельного ряда и увеличения объемов производства техники, работающей на ГМТ, путем формирования долгосрочного заказа предприятиям автомобилестроения, судостроения, локомотивостроения и машиностроения, государственной поддержки производства и переоборудования техники, расширения программ льготного лизинга и перевода на газомоторное топливо техники государственных и муниципальных предприятий, а также российских компаний с государственным участием;
– обеспечения баланса между ценой на газомоторное топливо (КПГ и СПГ) и нефтяными видами топлива на долгосрочной основе (цена на газ не более 50–60% от цены дизеля);
– опережающего развития газозаправочной инфраструктуры на опорной транспортной сети, в городах и в опорных населенных пунктах РФ;
– увеличения объемов отечественного производства и комплектной поставки технологического оборудования для заправочных станций и для переоборудования автотранспорта, обеспечения импортозамещения в сфере производства газобаллонного оборудования, введения его маркировки и контроля за оборотом газовых баллонов;
– цифровизации газомоторной отрасли и создания цифровой платформы для мониторинга развития рынка газомоторного топлива;
– выполнения НИОКР, направленных на разработку и освоение современных технологий в области производства газомоторной техники, газопоршневых двигателей, газобаллонного оборудования и оборудования для строительства заправок КПГ и СПГ.
Потребление ГМТ на всех видах транспорта в 2022 году составило около 2 млрд куб. м в год. Согласно прогнозам, к 2035 году потребление превысит 15 млрд куб. м в год, причем 70% потребления будет приходиться на автомобильный транспорт, 15% – на водный транспорт, около 10% – на карьерную технику (см. табл.)
В целевом сценарии прирост численности парка АТС на ГМТ составит 1082,6 тыс. ед. (с 290,5 тыс. ед. в 2022 году – до 1373,1 тыс. ед. в 2035 году).
Кроме того, за период 2023–2035 годов рост потребления планируется обеспечить за счет производства 616,7 тыс. газомоторных АТС, переоборудования 583,5 тыс. АТС для использования газомоторного топлива, с учетом выбытия 117,6 тыс. АТС на ГМТ за этот период.
В настоящее время в год выпускается только 11 тыс. ед. автотранспорта, работающего на газе, или всего 1% от всего парка автотранспорта, производимого в РФ. Потребность составляет 50 тыс. АТС в год. Автозаводы могут увеличить производство техники до 2030 года до 130 тыс. автомобилей, что явно недостаточно.
Впрочем, производители готовы увеличить объемы производства, создать дополнительные мощности при условии увеличения объемов субсидирования и гарантированного сбыта. В настоящее время разработан и действует механизм с привлечением средств Фонда национального благосостояния, реализуемый ГТЛК во всех видах транспорта. Цель – добиться, чтобы к 2035 году количество транспорта, работающего на газе, увеличилось с 0,5 до 2% от общего количества автотранспорта в стране, объемы потребления газомоторного топлива выросли с 2 до 10% от общего потребления топлива.
На опорной сети автомобильных дорог протяженностью 135,7 тыс. км расположены 384 заправочные станции. К 2035 году протяженность опорной сети автомобильных дорог в РФ увеличится на 55 тыс. км за счет строительства новых автомагистралей и включения в опорную сеть дополнительных автомобильных дорог в городских агломерациях. Для достижения нормативного уровня обеспеченности сетью АЗС заправками ГМТ за период 2023–2035 годов необходимо построить 1800 АЗС, чтобы довести общее количество до 2696.
Если учесть, что в стране в год строят 100 АЗС, потребуется 18 лет и сотни миллиардов рублей, чтобы достичь таких показателей. Какой выход? Использовать действующие 29 тыс. автозаправочных станций в том числе и для заправки ГМТ (в перспективе водородным топливом), применять модульные решения, актуализировать требования к пожарной безопасности.
Экономический эффект от реализации концепции: общий объем снижения расходов на топливо – 5,1 трлн руб., общий объем сокращения выбросов парниковых газов за период 2023–2035 годов составит 60,3 млн тонн.
Причины низкого спроса
Лидером отечественного рынка газомоторного топлива является ООО ««Газпром газомоторное топливо». Компания занимает порядка 50% рынка по количеству заправок и 70% по объемам реализации ГМТ. По мнению генерального директора Дениса Корниенко, субсидирование привело к появлению частных операторов, и сегодня очень остро стоит вопрос загрузки как станций ООО «Газпром газомоторное топливо», так и частников. Загрузка заправок в среднем не превышает 35%, что говорит о низкой эффективности. «Необходима государственная программа развития рынка газомоторного топлива. Сейчас все регионы могут получать субсидии, но нет никакого территориального планирования», – подчеркнул Денис Корниенко. По его словам, существующая инфраструктура позволяет заправлять как минимум вдвое большее количество транспорта, при этом ее загрузка не будет превышать 70%. Поэтому все упирается в увеличение производства ТС.
С этим согласен и директор по газомоторной технике ПАО «КАМАЗ» Евгений Пронин, который также считает, что ключевой проблемой является низкая динамика роста парка АТС, работающих на газе: «Наши мощности производства газомоторных автомобилей используются на 15–20% из–за недостатка текущего спроса. Между тем основное потребление природного газа обеспечивают именно магистральные перевозки. При этом причины, влияющие на спрос в сегментах магистральных тягачей на СПГ и техники на КПГ, существенно отличаются».
Магистральные тягачи на СПГ коммерчески привлекательны для перевозчиков, так как в силу больших пробегов обеспечивают максимальную экономию на топливе. «КамАЗ» уже поставил на рынок 1700 таких автомобилей, с ноября 2023 году будут производиться тягачи последнего поколения К–5 с высокими техническими характеристиками.
Главной причиной, сдерживающей рост парка тягачей на СПГ, является крайне незначительное количество криоАЗС на основных трассах (всего 15 заправок), что приводит к огромным очередям на заправках и нивелирует экономический эффект от использования газомоторного топлива, заявил представитель компании. Для сравнения: в Европе парк тягачей на СПГ составляет почти 40 тыс., а на магистралях действуют 635 криоАЗС.
В свою очередь, развитие сети криоАЗС сдерживает дефицит СПГ. Системным решением может стать организация распределенного вдоль магистралей малотоннажного производства СПГ и газомоторного топлива с радиусом доставки 500 км. Условием для динамичного роста криоАЗС также может стать разработка нормативной базы для многотопливных заправок.
«Для мотивации перевозчиков предлагаем сохранить субсидию в 1,32 млн руб. (после 2023 года ее действие заканчивается и она сокращается до 750 тыс. руб.). Второй мерой, не требующей финансирования, может быть установление дифференцированной ставки на оплату в системе «Платон» для дизельных газовых тягачей в пропорции, обеспечивающей сохранение общего объема поступлений в бюджет», – сказал Евгений Пронин.
Совершенно другие причины ограничивают рост парка газомоторных технологических грузовых автомобилей, работающих на КПГ. К ним относятся все виды спецтехники: самосвалы, бортовые автомобили, которые в совокупности составляют до 60% автопарка, и значительная их часть работают в городской черте.
Для этого сегмента фактор заправочной сети не является определяющим. Основной причиной низкого спроса на эти типы газомоторной техники является недостаточный уровень мотивации потребителей. Экономия на топливе для технологических грузовых автомобилей существенно ниже по сравнению с магистральными в силу ограниченных пробегов, а субсидия 750 тыс. руб. покрывает только разницу в стоимости с дизельным аналогом. Для преодоления предубеждения потребителей следует шире применять нетарифные меры, считает Евгений Пронин.
Гендиректор ООО «БВГ» Александр Цыпин констатировал, что, несмотря на очевидные преимущества, такие как экономичность (стоимость КПГ в 2–3 раза ниже стоимости нефтяных топлив) и экологичность, перевозчики не торопятся приобретать технику на ГМТ. «Многие наши клиенты стали с радостью покупать газовые машины, несмотря на то, что они стоили на 30% дороже. Брали из–за экономии топлива, а потом поняли, что ремонтопригодность и общая надежность оставляют желать лучшего», – рассказал он.
Дьявол, как известно, кроется в деталях. Например, за счет того, что температура при сгорании газа выше, чем при сгорании дизеля, двигатель сильно нагревается и быстрее выходит из строя. Скорость заправки газом существенно ниже, чем у ТС на дизельном топливе, а для транспортных компаний каждая минута простоя – это убыток.
Недостаточное развитие сети АГНКС в части СУГ и КПГ и почти полное отсутствие СПГ образуют замкнутый круг: заправок нет потому, что мало техники, а техники мало, потому что нет заправок. В настоящее время существующие заправки расположены на расстоянии 500 км друг от друга, при том что оптимальное расстояние – 250 км, таким образом, дефицит новых АГНКС составляет 50%.
Кроме того, среди водителей распространено мнение, что ТС на ГМТ являются «опасными», незнание особенностей конструкции зачастую ведет к неправильной эксплуатации автомобиля.
Эксперт предложил предоставлять субсидии автотранспортным предприятиям, приобретающим ТС на газомоторном топливе, для стимуляции спроса (включая импортные автомобили на первые три года), установить льготную ставку по кредитам на приобретение ТС на ГМТ для транспортных компаний на уровне не выше 5% в год.
По итогам мероприятия были разработаны рекомендации Правительству РФ, а также ответственным федеральным органам исполнительной власти, включая Минпромторг, Минэнерго, Минтранс России.
Татьяна ЛАРИОНОВА,обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.