Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Машина без бензина

Для скорейшего развития рынка электромобилей в России есть все необходимое.

На начало 2023 года парк легкового электротранспорта России составлял почти 21,5 тыс. электромобилей, а число электрозаправочных станций (ЭЗС) – свыше 3,3 тыс. единиц. Такие данные были приведены участниками прошедшей недавно в Москве III отраслевой конференции «Электромобили и ЭЗС 2023».

В рамках утвержденной Правительством РФ Концепции по развитию производства и использования электрического транспорта, к 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. ЭЗС. Есть также планы к 2030 году довести долю российского электромобильного рынка до 15% от всего автопарка страны. Дальше – больше: к 2035 году на российском рынке должны появиться от 55 до 87,5 тыс. электрогрузомобилей – небольших, но очень эффективных грузовичков. Кстати, подтверждением начала этого значимого для отечественного электромобильного рынка события является старт в середине апреля 2023 года на базе экономической зоны «Технополис Москва» производства такой новой модели. За основу новинки взят «УАЗ–Профи», но созданная модель с коммерческой точки зрения более выгодна. Стоимость одного километра его пробега составляет 8 руб., в то время как автомобили, работающие на обычном топливе, тратят на него 12 руб. и более. Впрочем, задач для более существенного наполнения рынка нашими электрокарами еще много. Как раз об этих задачах и путях для их решения и шел разговор на конференции.

Битва стандартов

Участники мероприятия – руководители и представители отраслевых организаций и предприятий – рассмотрели вопросы, связанные в том числе с пока еще довольно слабо развитым звеном, которым является зарядная инфраструктура для электротранспорта. Речь зашла также об оснащении ЭЗС системами быстрой и сверхбыстрой зарядки электромобилей. Обсуждались также вопросы, касающиеся достаточности мер господдержки отрасли, инвестиций в электротранспорт и инфраструктуру, возможностей оперативно решать вопросы импортозамещения комплектующих и программного обеспечения.

Генеральный директор X electro Илья Платонов рассказал о первых шагах, предпринятых для развития рынка электромобилей в России. Изначально страна оказалась между западным и восточным направлениями развития инфраструктуры. На рынке появились различные стандарты, что в результате привело к определенному недопониманию в их использовании. Мало того, в 2022 году произошла переориентация рынка Китая, в результате чего появился еще один новый стандарт. Сегодня на российском рынке присутствуют все возможные стандарты, существующие в мире. Вместе с тем столь широкое разнообразие зачастую приводит к так называемой битве стандартов, с которой эксперты сталкиваются в работе.

– Чтобы начать зарядную сессию при подключении электромобиля к зарядной станции, она должна «подружиться» с электромобилем, – отметил Илья Платонов, – то есть электромобиль отправляет свои параметры на зарядную станцию, которая отвечает машине «добром». Но поскольку взаимопонимание у двух фигурантов зачастую отсутствует, зарядная сессия не происходит.

Статистика –в помощь

Еще один вопрос касался единовременного развития спроса и предложения. Речь об одновременном появлении на рынке инфраструктуры и стандартизированных парков электротранспорта в виде таксопарков и электромобилей для каршеринга. Соответственно, окупаемость инвестиций может происходить более плавно и предсказуемо. Наглядными примерами в России сегодня являются Москва, Нижний Новгород, Дальневосточный регион.

Состоянию российского рынка электромобилей, его тенденциям и перспективам посвятил свой доклад директор компании «Автостат» Сергей Целиков.

По его словам, в топ–10 регионов (с долей 62% парка электрокаров) входят Москва, Приморский край, Иркутская область, Краснодарский край, Московская область, Санкт–Петербург, Хабаровский край, Новосибирская область, Красноярский край и Свердловская область. Прирост продаж новых электромобилей за

I квартал 2023 года составил 95% (1611 шт.). Продажи электрокаров с пробегом, наоборот, упали на 19% (1200 шт.). Лидерами по региональной структуре продаж являются Москва +43% (493 шт.), Московская область +119% (164 шт.), Нижегородская область, где продажи возросли в 15 раз (213 авто).

Что касается ЭЗС, то из почти 3,3 тыс. единиц, функционирующих сегодня в России, быстрых – 1259, медленных – 2037. В топ–5 регионов по количеству станций входят Москва, Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан и Санкт–Петербург.

– Кстати, инфраструктура в России занимает чуть ли не лидирующую ступень по количеству ЭЗС в привязке к парку электромобилей, – отметил Сергей Целиков. – В среднем на одну станцию приходятся 7 электрокаров. Если не ошибаюсь, в Китае этот показатель не очень превышает наш – там порядка 10 электромобилей на одну ЭЗС.

Участники дискуссии отметили, что есть в России регионы, в частности, Республика Татарстан, где на один электромобиль и вовсе приходится одна ЭЗС. Было высказано мнение, что в стране уже созданы вполне приемлемые условия для более интенсивного развития электромобильной индустрии. Если реализация планов по производству таких отечественных марок электрокаров, как «Эволют» и «Москвич», будет осуществляться без задержек, то уже в 2023 году вполне вероятно удвоение парка электромобилей, в будущем – утроение и т.д.

Но свою ложку дегтя в бочку меда все же внес онлайн–опрос автолюбителей. На вопрос, какие факторы могут влиять на отказ от покупки электромобиля, принявшие в опросе участие 3,5 тыс.

респондентов назвали 10 причин. В топ–5 самых весомых факторов вошли: недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций, ограниченный запас хода электромобиля, его длительная зарядка, неприспособленность к эксплуатации в морозы, высокая стоимость.

И все же готовность купить электромобиль в будущем высказали 88,5% опрошенных.

Участники конференции были единодушны в том, что благодаря статистике можно четко определить, какие задачи нужно решать в первую очередь, чтобы отечественный рынок электромобилей развивался не хуже зарубежных. И в первую очередь китайского.

От мороза и огня

Прогнозируемый рост производства отечественных электромобилей на ближайшие годы ставит важные задачи и перед производителями сопутствующего оборудования и материалов. В частности, электроизоляционных компаундов. Российским лидером в этой области является НПП «Полипластик». Основные отрасли, где активно используются материалы, произведенные компанией, – бытовая электротехника, строительство, инфраструктура для различных объектов, кабельная промышленность и автомобилестроение.

– Средний объем годовых поставок полимерных композиционных материалов для автомобилестроения составляет 28 тыс. тонн, – отметила заместитель директора компании по продажам Екатерина Смирнова. – Это ударопрочные полипропиленовые композиции для экстерьера, термостабилизированные полипропиленовые и полиамидные материалы для подкапотного пространства, окрашенные ударопрочные полипропиленовые материалы с высокой стойкостью к царапанью для интерьера.

В числе инновационных разработок – материалы для деталей экстерьера, позволяющие снижать толщину изделий и, соответственно, вес.

Есть с кем состязаться

Еще одной актуальной темой развивающейся отечественной электромобильной и ЭЗС–индустрии являются медленная, быстрая и сверхбыстрая зарядка электромобилей. Генеральный директор ООО «Грин Драйв» Сергей Яковлев отметил, что медленная зарядка от обычной «домашней» розетки может длиться от 3 до 20 часов, а быстрая – от 20 до 90 минут. Все это зависит от емкости батареи. Кстати, в России уже есть электромобили, емкость батарей которых составляет более 100 кВт.ч.

Согласно статистике в 2022 году в мире насчитывалось более 12 млн ЭЗС: 10 млн – «домашние» станции и 2 млн – публичные. Обратимся вновь к статистическим данным относительно количества проведенных сессий на ЭЗС разной мощности в разных регионах мира. К примеру, в США 91% заправок осуществлялся на медленных станциях и 9% – на быстрых. При этом прогнозируемый рост заправок на быстрых ЭЗС к 2030 году составляет 20%. В Европе медленные сессии были равны 94% против всего 6% быстрых. Однако прогнозируемый рост к 2030 году составляет уже 32%. И наконец, Китай. Здесь число медленных заправок составляет 78%, а быстрых – 22%. При этом рост таких заправок к 2030 году по прогнозу составит 44%.

По мнению эксперта, это колоссальный рынок, который в России не только отсутствует, но еще даже полностью не оценен. Поэтому необходима активная работа с различными структурами, от властных органов до представителей бизнеса, работников всевозможных бизнес–центров, владельцев торговых точек вплоть до маленьких кафе, закусочных, чтобы убедить, разъяснить, какого экономического эффекта можно добиться, имея поблизости электрозаправочную станцию.

Являясь инвестором и оператором ЭЗС, компания «Грин Драйв» впервые в России в 2021–2022 годах создала «электрошоссе» на федеральной трассе Москва – Сочи М–4 «Дон». Здесь установлены 26 работающих ЭЗС, в батареи электромобилей отгружены порядка 700 МВт.ч электроэнергии. До конца 2023 года компания планирует установить в южном регионе страны еще более 50 ЭЗС.

Кстати, в середине апреля 2023 года компания «Грин Драйв» совместно с Российским университетом транспорта (РУТ (МИИТ)) и нефтегазовой компанией АО «Артметан Групп» подписали соглашение о намерениях совместно развивать технологии «зеленого» транспорта и дорожного сервиса в России.

РУТ (МИИТ), «Артметан Групп» и «Грин Драйв» будут, в частности, расширять зарядную инфраструктуру для электротранспорта и заправочную инфраструктуру с альтернативным топливом, включая сжиженный и компримированный природный газ, водород. Работы будут вестись на международных транспортных коридорах «Запад – Восток» и «Север – Юг», «Европа – Западный Китай». Кроме того, участники альянса намерены активизировать работы по развитию улично–дорожной сети крупнейших агломераций страны.

Татарстан – лидер

Как уже отмечалось, одним из лидирующих регионов России по развитию электромобильной индустрии является Республика Татарстан. На конференции регион представляли ООО «Промэнерго» (E–PROM) и ГК «Энергоразвитие». Темы, предложенные для обсуждения, касались, соответственно, индустриально востребованных решений для зарядки электромобилей и сервисов поддержки пользователей и обслуживания зарядных станций.

Компания E–PROM, которую представляла директор по развитию Елена Гондарь, является российским производителем современного электротехнического оборудования.

– У нас своя команда и собственная производственная база в Казани площадью более 13 тыс. кв. м, – рассказала Елена Гондарь. – На ближайшее время намечено расширение производства за счет нового строящегося корпуса площадью 12,5 тыс. кв. м. На этой территории мы планируем производить зарядные станции для электромобилей, электротехническое оборудование, высоковольтную кабельную арматуру, интеллектуальные приборы учета.

На данный момент в рамках реализованных проектов компания установила в городах Республики Татарстан 95 ЭЗС. Зарядные станции E–PROM пользуются высоким спросом в Ленинградской, Нижегородской областях, в Москве.

В свою очередь начальник отдела управления сервисами зарядных станций ГК «Энергоразвитие» Ренат Галиев привел статистику по насыщению рынка электротранспорта Республики Татарстан за период с 2020 по 2023 год. Так, на начало 2020 года по дорогам региона передвигались 80 электромобилей и 1566 автомобилей гибридных. В 2021 году – 131 электромобиль и 1626 гибридных (прирост в 1,6 раза). В 2022 году – 304 электромобиля и 2174 гибридных (прирост 2,3%). На 1 января 2023 года по дорогам Татарстана передвигались уже 547 электрокаров и 2538 гибридных (прирост 1,8 раза). Но, как подчеркнул Ренат Галиев, 2023–й начался недавно. В среднем по дорогам республики сегодня ездят от 220 до 250 электромобилей. Кроме того, в 2022 году были осуществлены свыше 17 тыс. зарядных сессий.

Свое мнение относительно ситуации, складывающейся на российском рынке электромобилей, высказал и генеральный директор it.Charge Дмитрий Матвиевский. Он, в частности, отметил, что позитивным является запуск реальных продаж российских электромобилей и появление новых официальных салонов продаж, в том числе китайских брендов. Позитивным является и массовое появление электрокаров в такси и в системе каршеринга, а также установка сотен ЭЗС в регионах. Однако скорейшего решения требует искоренение внушительных очередей на востребованных ЭЗС. Вызывает озабоченность и отсутствие культуры пользования зарядными станциями.

P.S. Кстати, относительно культуры: недалеко от места, где проходила конференция «Электромобили и ЭЗС 2023», из установленных двух электрозаправочных станций одна  была сломана. И это в центре Москвы.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР».


просмотры:

2104

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться