Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Такси вызывали?

Какие изменения произойдут на рынке перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

В Минтрансе России рассказали о грядущих изменениях на рынке перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

«Давно назрела необходимость изменения действующей модели государственного регулирования рынка такси, в том числе с помощью цифровых технологий, – сказал заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. – Министерство транспорта Российской Федерации при разработке нового закона о такси учитывало интересы как бизнеса, так и пассажиров. При этом во главу угла был поставлен вопрос безопасности пассажиров и качества оказываемых услуг».

Одной из базовых основ «перепрошивки» отрасли стала информационно–аналитическая система – ФГИС «Такси», разработанная Минтрансом России в целях реализации Федерального закона от 29.12.2022 № 580–ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2023 года (часть норм, регламентирующих работу служб заказа такси, вступит в силу 1 сентября 2025 года).

Данный федеральный закон в целом меняет подходы к регулированию таксомоторной деятельности в России, вводит государственное регулирование ключевых аспектов отрасли. Используя возможности ФГИС «Такси», органы исполнительной власти Российской Федерации будут иметь возможность формировать предусмотренные федеральным законом реестры. Таких реестров будет три:

– реестр транспортных средств;

– реестр транспортных компаний – перевозчиков;

– реестр служб заказа легкового такси (агрегаторов).

Учитывая разную финансовую обеспеченность субъектов Федерации, такая система позволит, с одной стороны, избежать дополнительных расходов на создание собственных региональных реестров, с другой – обеспечит единообразие, машиночитаемость информации в реестрах и позволит Минтрансу России владеть оперативной информацией, обеспечит прозрачность и полноту сведений о состоянии отрасли таксомоторных перевозок в стране.

Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2023 года об утверждении Положения о ФГИС «Такси» власти на местах должны до 1 декабря 2023 года обеспечить передачу информации в отношении разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси во ФГИС «Такси».

Уполномоченным оператором и единой точкой входа регионов во ФГИС «Такси» является ФГБУ «СИЦ Минтранса России» – отраслевой интегратор, нацеленный на решение задач министерства по комплексной цифровой трансформации и цифровому развитию транспортной отрасли.

По словам директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия Горшкова, ФГИС «Такси» охватит более 20 млн граждан (по данным Росстата) и 453 тыс. легковых такси (на основании действующих выданных разрешений, одно разрешение выдается на один автомобиль). Система будет работать в 89 субъектах РФ, а также на Байконуре. 80% регионов планируют с 1 сентября 2023 года использовать ФГИС «Такси» для ведения региональных реестров. 9 регионов, среди которых Москва и Московская область, Санкт–Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, будут использовать собственные разработки, интегрированные с ФГИС «Такси». Один регион еще не определился, какую систему будет использовать.

Функционал системы включает в себя проверку перевозчика по основным базам (ГИБДД, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и др.) и решает целый спектр принципиальных для безопасности и качества работы такси задач, в том числе: сквозной контроль времени работы такси на линии в различных агрегаторах; гарантия легальности «желтых номеров», позволяющих ездить по выделенным линиям; мониторинг репутации автопарка; возможность самозанятым официально работать в такси.

В системе будут консолидированы данные о перевозчиках (ИНН, адрес, представитель и пр.); данные о службах заказа (ИНН, адрес, руководитель и пр.); данные о легковых такси (марка, модель, гос. номер); общая статистика по отрасли; количество выданных разрешений; динамика роста /снижения отрасли.

Как сказал Дмитрий Горшков, создана служба технического сопровождения по всем вопросам, связанным с реализацией федерального закона, установлены контакты со всеми регионами – участниками проекта. Более того, в новых субъектах Федерации, где многие автомобили ездят с украинскими номерами, СИЦ разработал соответствующее техническое решение, чтобы не было проблем с маршрутизацией.

Новая информационно–аналитическая система будет также способствовать снижению количества ДТП. По данным ГИБДД, тяжесть последствий при ДТП у такси, не имеющих разрешения, вдвое выше, чем у легальных такси. При этом согласно статистике Мосгортранса с января по июнь текущего года число ДТП с участием такси в Москве сократилось на 13% – 850 аварий против 971 за тот же период в прошлом году. «Произошло это в том числе потому, что в Москве уже работает система КИС «АРТ», которая позволяет отсеивать водителей с недостаточным стажем и тех, кто нарушает ПДД и не проходит медицинские и технические осмотры. Ровно такого же результата мы ждем и от внедрения ФГИС «Такси» в масштабе страны», – подчеркнул Дмитрий Баканов.

В 2024–2025 годах планируется развитие системы в рамках контрольно–надзорной деятельности, предоставления и адаптации госуслуг в регионах, а также по взаимодействию с внешними системами. В дальнейшем ФГИС «Такси» станет единым окном для регулирования деятельности в области перевозок легковым такси, сообщил Дмитрий Баканов, выразив уверенность, что № 580–ФЗ и созданная в соответствии с ним ФГИС «Такси» дадут новый импульс развития позитивным тенденциям и легальным участникам рынка.

Существует мнение, что многие водители не смогут выполнить все нормы нового закона и часть из них уйдет с рынка. Это в свою очередь приведет к росту цен на услуги такси. Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Сергей Семенов развеял распространенные опасения по поводу увеличения стоимости услуг такси: «Я не вижу никаких предпосылок, которые бы повлияли на увеличение цены. На ценообразование влияют другие факторы – стоимость обслуживания автомобилей, запчастей. № 580–ФЗ не вводит никаких новых требований, все они существовали и ранее, и сейчас участники рынка их обязаны выполнять. К работе в системе необходимо просто привыкнуть. Это не отнимет много времени и не потребует больших вложений. Законом предусмотрено, что все выданные разрешения – более 450 тыс. – будут действовать в течение пяти лет с момента выдачи, то есть и после 1 сентября 2023 года. С введением реестра для этих водителей ничего не изменится. У них есть разрешение на перевозку пассажиров. Другое дело – новые водители. Реестр и создается для того, чтобы создать благоприятные условия для тех, кто выйдет из «серой зоны» (по некоторым оценкам, 23% такси находятся в «сером» сегменте) и зарегистрируется в качестве самозанятого. Кроме того, в законе предусмотрена страховка и от форс–мажора: например, у человека есть разрешение, но по техническим причинам оно не попало в реестр, агрегатор будет вправе передавать ему заказы».

«Мы как регулятор цену не устанавливаем, цену формирует рынок, – заметил заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. – По закону рынка, если водителей станет меньше, то цена будет расти. Следовательно, появится желание у других перевозчиков войти на рынок, что в свою очередь приведет к стабилизации цен. В случае явных перекосов с этим уже будет разбираться Федеральная антимонопольная служба».

Какие преимущества получит обычный пассажир такси с введением нового закона и созданием ФГИС «Такси»? Главное преимущество – повышение качества предоставляемых услуг. С помощью QR–кода пассажир может проверить перевозчика, автомобиль и водителя такси. Так что теперь родители могут не опасаться вызывать такси для своего ребенка, если они сами в силу занятости на работе не успевают отвезти его на занятия в кружок или секцию. Главное, дать ему четкие инструкции: приедет такси, наведи смартфон на QR–код и проверь легальность. Если в машине есть QR, код ФГИС «Такси» – это значит, что машина, перевозчик и водитель проверены, и родители могут быть уверены, что ребенок без проблем доедет до места назначения.

Также в Минтрансе прокомментировали вопросы установления обязательных требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легковых такси. «Мы выступаем за максимальную локализацию. Главное, чтобы это не повлияло на ценообразование и стоимость закупаемых автомобилей для автопарков, – подчеркнул Дмитрий Баканов. – Если локализация приведет к удешевлению, мы только «за», в противном случае все это ляжет на плечи пассажиров».

«Мы понимаем, что нужно поддерживать отечественного автопроизводителя, – сказал Владимир Луговенко. – Но в любом случае это прерогатива субъектов Федерации – устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легковых такси. Соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения».

Безусловно, реализация предлагаемого решения позволит простимулировать спрос на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли, но это станет возможным только в том случае, если отечественные автопроизводители смогут предложить таксомоторной отрасли широкий модельный ряд.

По оценкам специалистов отрасли, машины в парках такси целесообразно обновлять каждые три года. Это связано с тем, что после трех лет интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений, кроме того, трехлетний срок и соответствующий пробег автомобиля такси наиболее оптимальны для его дальнейшей перепродажи. Например, таксопарк Москвы – более 150 тыс. автомобилей, средний возраст которых 2,7 года, в ближайшее время потребует практически полного обновления.

Таким образом, при введении обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом – не менее 100–200 тыс. автомобилей ежегодно.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».

 


просмотры:

2490

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Попробуйте слоты Amusnet онлайн.