Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ставка – на электромобиль

В Совете Федерации обсудили перспективы развития электромобильной отрасли в России.7вц

Во всем мире наблюдается взрывной рост электротранспорта. Россия также не осталась в стороне от тенденций развития мирового автопрома и уверенно набирает обороты, развивая зарядную инфраструктуру и создавая благоприятные условия для пользователей электромобилей, снижая риски и поддерживая доходность для производителей.

Задача по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры в РФ решается в рамках стратегической инициативы социально–экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года.

На первом этапе стояла цель запустить рынок электромобилей как таковой, на втором – нарастить спрос и обеспечить рост загрузки производств. Третий этап предполагает локализацию производства.

Перспективам развития производства и использования электротранспортных средств, а также создания зарядной инфраструктуры был посвящен «круглый стол» в Совете Федерации, который провел заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров.

К участию в мероприятии были приглашены представители Министерства энергетики РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, региональных органов исполнительной власти, ГК «Росатом», ПАО «Россети», ПАО «Интер РАО», ПАО «РусГидро» и ведущих отраслевых предприятий.

Создаем новую отрасль

Юрий Федоров напомнил, что в 2022 году в России были произведены порядка 2 тыс. электромобилей. В этом году планируется увеличить выпуск электрокаров в 9 раз, то есть примерно до 18 тыс. штук в год, и в 2024 году – 36 тыс. в год.

В 2022 году в рамках стратегической инициативы созданы 439 «быстрых» зарядных станций в 12 пилотных регионах. В 2023 году 34 пилотных региона получают субсидии на ввод в действие «быстрых» зарядных станций. К 2024 году количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка 3 тыс. 

Динамике роста продаж электромобилей способствуют меры поддержки потребителей, направленные на развитие электротранспортной отрасли и стимулирование спроса. Речь идет о льготном автокредитовании для частных лиц и льготном автолизинге для юридических, субсидировании НИОКР, механизме заключения Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) с производителями, а также действующих программах ФРП.

В соответствии с этими программами покупателю предоставляется скидка в размере 25% при покупке в кредит или лизинг отечественного электрокара.

Кроме этого, в ряде регионов действуют такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога. По данным Минэкономразвития, 52 региона предоставляют скидку по транспортному налогу. Из них 46 регионов обнулили ставку, а 6 регионов – снизили. Льготу по плате парковки для электромобилей предоставляют 19 регионов. Изменили нормативы для строительного проектирования в части предоставления мест на парковке для зарядки электромобилей 9 регионов.

Еще одной мерой поддержки, запущенной в марте 2023 года, стала возможность бесплатного проезда электромобилей по платным автомагистралям.

И результаты не заставили себя ждать: на сегодняшний день в России зарегистрированы 24 500 электромобилей.

По мнению Юрия Федорова, необходимо ориентироваться на перспективы развития новых технологических решений как в современном автомобилестроении, так и при инновационных разработках зарядных станций. «Думаю, мы стоим у истоков создания новой отрасли, – сказал сенатор. – Совет Федерации как палата регионов должен способствовать тому, чтобы как можно большее число субъектов разработали и приняли региональные законы, стимулирующие рост спроса на электромобили».

А кто лидеры?

В Москве зарегистрированы более 5,2 тыс. электромобилей. Столица становится не только лидером по использованию электрического транспорта, но и центром его разработки и производства. Уже в 2025–2026 годах на заводе «Москвич» планируется сделать собственную российскую платформу электромобилей, где начнется производство электрокаров с большинством комплектующих, произведенных в России. И Москва готова делиться своими наработками с другими регионами.

Проект «Энергия Москвы» направлен на то, чтобы городской транспорт стал экологичным, а людям и бизнесу было выгодно покупать электромобили.

По словам директора по стратегии проекта «Энергия Москвы» департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Виктории Ереминой, в столице установлены более 220 ЭЗС для автомобилей, мощность которых варьируется от 22 кВт до 50–60 кВт. Идет тестирование новых станций мощностью 80–150 кВт. За 9 месяцев 2023 года совершены более 142 тыс. сессий, что в 1,7 раза больше, чем за 2022 год.

Все ЭЗС интегрированы в городское приложение «Московский транспорт». До конца года будет разработано и выпущено собственное приложение «Энергия Москвы».

В целях поддержки спроса на электромобили Москва предоставляет их владельцам ряд льгот: бесплатное пользование городскими парковками, освобождение от уплаты транспортного налога и бесплатную зарядку на городских ЭЗС.

Ожидается, что к 2025 году парк личных электрокаров в столице вырастет до 7 тыс. шт. Планируется построить более тысячи «быстрых» ЭЗС, где время зарядки составит 20 минут, возле торговых и бизнес–центров, у продуктовых магазинов, кафе и жилых домов.

Получит дальнейшее развитие инфраструктура для коммерческого общественного и коммунального электротранспорта. Установка более мощных зарядных станций на 300 кВт позволит заряжать не только легковые, но и грузовые электромобили.

«В наших дальнейших планах – создание ИТ–платформы, которая позволит планировать и развивать энергосистему города Москвы», – заключила Виктория Еремина.

В других субъектах Федерации также наблюдается положительная динамика роста продаж электромобилей. Например, на 1 января 2023 года в Ленинградской области зарегистрированы порядка 1300 электромобилей. Регион с 2022 года участвует в реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры в рамках Федеральной стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». При помощи федерального бюджета в регионе за год созданы 30 зарядных станций в девяти районах Ленобласти.

В Нижегородской области реализуется проект по запуску электротакси. С учетом частных инвестиций в проект вложены 890 млн руб., благодаря чему будет сформирован комплекс из 280 электромобилей и 120 зарядных станций.

С 2022 года в Нижнем Новгороде уже функционируют 82 зарядные станции, приобретены 180 электрокаров липецкого производства.

В Татарстане насчитывается 158 электрозаправочных станций и более 400 электромобилей. В 2023 году в рамках пилотной программы в республике будут построены 20 «быстрых» зарядных станций мощностью 150 кВт.

В 2022 году на территории Липецкой области зарегистрированы 247 электромобилей, по состоянию на 1 января 2023 года эта цифра увеличилась до 421. Оператор зарядной инфраструктуры «СберСервис» установит в Липецкой области 11 «быстрых» электрозарядных станций мощностью 150кВт, что позволит заряжать более 330 электромобилей ежедневно.

На зарядку – становись!

Очевидно, что для создания устойчивого спроса на электромобили необходимо создать соответствующую зарядную инфраструктуру.

В настоящее время в России уже работают более 7,5 тыс. зарядных устройств (из них 6300 шт. – «медленные» ЭЗС мощностью 11–22 кВт и 1200 шт. – «быстрые» ЭЗС мощностью от 50 до 100 кВт), задействованы 35 операторов ЭЗС.

Для сравнения, в Китае эксплуатируются более 5,2 млн зарядных станций, из которых 4,8 млн «медленных» ЭЗС и 470 тыс. «быстрых» ЭЗС. В Европе – более 500 тыс. ЭЗС, в США – более 140 тыс. ЭЗС.

Государство продолжает субсидировать установку зарядных станций в российских регионах. Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн руб., он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 млн руб. из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования и еще 900 тыс. руб. – на технологическое присоединение.

«На наш взгляд, имеет смысл развивать инфраструктуру в превентивном порядке, это будет способствовать росту спроса на электромобили», – сказал директор конструкторско–технологического департамента легковых автомобилей ПАО «КАМАЗ» Андрей Савинков.

По мнению эксперта, мощность «быстрых» зарядных станций в России занижена и не соответствует рынку электромобилей: «Все современные автомобили имеют возможность заряжаться от 150 кВт электроэнергии. Время зарядки при мощности зарядной станции 320 кВт составляет 9 минут, что сопоставимо с зарядом автомобиля с ДВС на обычной заправке. Развитая сеть заправок позволяет увеличивать спрос на электромобили, позволяет по–другому эксплуатировать автомобиль», – подчеркнул Андрей Савинков.

На примере электробусов он показал преимущества «ультрабыстрых» зарядных станций. С 2018 года на улицах Москвы ездят электробусы, которые заряжаются на «ультрабыстрых» ЗС на 300 кВт на конечных остановках. Время зарядки – 8–18 минут. Это позволяет электробусу находиться на линии 24 часа и 7 дней в неделю.

Существующие конструкции зарядных станций большой мощности – 300 кВт и более позволяют делать модули, на которых одновременно могут заряжаться два легковых автомобиля и грузовик, таким образом ЗС эксплуатируются более эффективно.

«Мы предлагаем рассмотреть несколько вариантов размещения зарядной инфраструктуры, – сказал представитель ПАО «КАМАЗ». – В местах длительного нахождения (домашние парковки, жилые комплексы, офисы) необходимо размещать «медленные» зарядные станции. В местах крат-

косрочного хранения (торговые центры, спортивные объекты) ставить зарядные станции мощностью 150–300 кВт, которые позволят заряжать одновременно несколько автомобилей или использовать их для более быстрого заряда. На федеральных трассах развивать инфраструктуру зарядных хабов с мощностями до 2 мВт».

Генеральный директор АО «Атомэнерго» Валерий Маркелов рассказал о перспективах развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в РФ.

До 2030 года запланировано создание более 18 тыс. электрозарядных станций по всей России, что составит 25% рынка электрозарядной инфраструктуры РФ. «Мы планируем создать экосистему с полным охватом потребностей электромобильности, включая производство зарядных станций и электромобиля «Атом», предоставление зарядных сессий клиенту, создание ИТ–платформы, общение с клиентом через удобное мобильное приложение», – пояснил Валерий Маркелов.

Атомэнерго будет применять различные варианты зарядной инфраструктуры в зависимости от потребностей клиентов. 

«Ультрабыстрые» и «быстрые» ЭЗС мощностью 150 кВт и более – для таксопарков. Электрические хабы – для зарядки целых парков электромобилей корпоративных клиентов, которые будут иметь мощность в несколько мегаватт и одновременно заряжать десятки электромобилей. «Медленные» ЭЗС мощностью 22 кВт и 44 кВт – в жилых комплексах, на придомовых территориях и в многоквартирных домах.

Валерий Маркелов предложил ускорить внесение изменений в действующее законодательство РФ в части снятия барьеров для размещения электрозарядной инфраструктуры в многоквартирных домах и на внутридворовых территориях, а также разработать меры государственной поддержки, направленные на строительство «быстрых» ЭЗС на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения и их технологическое подключение к электрическим сетям.

Начальник отдела управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг департамента развития ЖКХ Минстроя России Дмитрий Нифонтов рассказал о планах по размещению электрозарядных станций именно в многоквартирных жилых домах. С этой целью вносятся изменения в своды правил, где предусматривается наличие инфраструктуры для обеспечения зарядных станций при организации парковок – как минимум 5% мест должны быть отведены под автомобили с возможностью подключения электрозарядных станций. Вырабатываются нормы пожарной безопасности, в которых устанавливается запрет на установку зарядки электромобилей ниже минус первого этажа.

Помимо поддержки инфраструктуры активно субсидируется и спрос за счет автокредитов и автолизинга. Скидка при покупке электрокара составляет 625 тыс. руб. Однако в 2023 году из–за изменения курса доллара существенно подорожали компоненты, из которых собираются электромобили, этой скидки недостаточно для стимулирования спроса. «Учитывая, что на автомобили с ДВС тоже представляется большая скидка в размере 400 тыс. руб., разница в цене между оте-

чественными электромобилями и обычными автомобилями с ДВС существенна, порядка 45%. Поэтому Минэкономразвития вышло с инициативой увеличить скидку на отечественные электромобили до 925 тыс. руб. в рамках автолизинга и автокредитования уже с ноября, – сказал начальник отдела департамента секторов экономики Минэкономразвития России Рустам Абульмамбетов. – Это будет способствовать увеличению показателей как по продажам электромобилей, так и по загрузке зарядной инфраструктуры».

Сделано в России

В Липецкой области успешно работает завод по производству электромобилей, где собирается каждый четвертый проданный электрокар.

В сентябре 2022 года на заводе «Моторинвест» в Липецкой области стартовало производство моделей первого отечественного бренда электромобилей EVOLUTE. В настоящий момент продуктовая линейка представлена седаном i–PRO, городским кроссовером i–JOY и инновационным кроссовером i–SKY. До конца 2023 года модельный ряд EVOLUTE пополнят еще две новинки: электровэн i–VAN и премиальный спортивный кроссовер i–JET.

EVOLUTE стал брендом электромобилей № 1 в России, завоевав абсолютное лидерство по объему продаж по итогу трех кварталов 2023 года в сегменте всех электрокаров, представленных на рынке.

АО МАЗ «Москвич» включен в СПИК технологического партнера ПАО «КАМАЗ».

Участие автомобильного завода «Москвич» в СПИК позволит обеспечить реализацию намеченного плана развития производства легковых автомобилей в Российской Федерации с поэтапной локализацией основных компонентов и систем, а также для создания благоприятных условий производственной деятельности предприятия и сохранения его рабочих мест и компетенций.

Разработана стратегия дальнейшего развития завода «Москвич» и планы по локализации производства на территории Российской Федерации как для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, так и для электромобилей. В настоящий момент на производственной площадке осуществляется крупноузловая сборка автомобиля «Москвич 3» и электромобиля «Москвич 3е». С 2026 года «Москвич» начнет производство электромобилей с использованием основных российских компонентов – электродвигатель, тяговая батарея и другие элементы.

На заводе «Москвич» будут также собирать электромобили АТОМ. Первые серийные продажи хэтчбека будут запущены в 2025 году.

Нужны прямые субсидии Руководитель направления по локализации и закупкам OEM АО «ТВЭЛ» Александр Кузнецов затронул вопросы стимулирования развития компонентной отрасли для электротранспорта.

Почти 70% компонентов электромобиля требуют создания новых производств в РФ, из них почти 60% не применимы для а/м с ДВС. При этом доля локализованных компонентов в структуре стоимости всех компонентов э/м составляет около 30%, соответственно доля критических компонентов в структуре стоимости всех компонентов э/м доходит до 70%.

«В текущих условиях производство ключевых компонентов для электротранспорта в РФ не может конкурировать с импортом, – обратил внимание Александр Кузнецов. – Россия присутствует с точки зрения добычи во многих ключевых компонентах и сырьевых элементах, а переработку практически всю забрал Китай. Собственная переработка сырья в КНР обеспечивает низкую себестоимость производства продукции, а зрелость и размер рынка КНР обеспечивает эффект масштаба для производства компонентов. Это позволяет нашим китайским партнерам конкурировать с нами более жестко».

К слову, об объемах и зрелости китайского рынка. В КНР 20,5 млн ед. транспортных средств, что в 30 раз больше, чем в РФ, а рынок электротранспорта – 5,9 млн ед. – превышает российский в две тысячи раз.

В целях защиты и развития компонентной отрасли электромобилей Александр Кузнецов предложил определить перечень критически важных автокомпонентов для электромобилей к освоению производства до 2026 года (тяговый электропривод; тяговая батарея, материалы для производства тяговых батарей; электронные системы управления электродвигателем и батареей, силовые электронные блоки).

Также необходимо субсидировать российских производителей ключевых компонентов электромобилей (батареи, электроприводы, силовая электроника). Размер субсидии определяется исходя из выравнивания условий конкуренции с китайским импортом (~300 тыс. руб. на одну тяговую батарею, электропривод, включая инвертор). «С точки зрения себестоимости продукции разница в цене с китайскими аналогами на силовую электронику, блоки силовой электроники, электропривод и тяговую батарею может достигать 300 тыс. руб., – пояснил Александр Кузнецов. – Если в совокупности мер поддержки найти варианты прямого субсидирования поставщиков комплектующих и нивелировать эту разницу, это позволило бы снизить конечную стоимость автомобиля и позволило конкурировать производителям российских компонентов с китайцами более уверенно».

Эффект от применения прямой субсидии – достижение к 2027 году 100% уровня локализации в РФ комплектующих батареи и материалов для изготовления ячейки и 100% уровня локализации в РФ производства электроприводов и высоковольтных систем.

Источником субсидии могут стать средства, резервируемые от уплаты утилизационного сбора импортерами автомобилей.

Наконец, в целях защиты рынка и стимулирования локализации надо совершенствовать таможенное регулирование. Сейчас таможенные пошлины на компоненты выше, чем на готовые изделия. Например, батарея – 0%, компоненты – 11%; электродвигатель – 0%, компоненты – 15%.

Для электромобилей нужны литий–ионные батареи, а чтобы электрокары стали более привлекательными для покупателей, важна увеличенная емкость батарей и сокращение времени зарядки. С учетом того, что к концу 2023 года в России ожидается рост числа электромобилей примерно до 35 тыс. ед., уже в ближайшие 2–3 года возникнет проблема утилизации и повторного использования батарей.

«Учитывая производственные мощности и темпы развития производства и технологий накопителей электроэнергии в Европе и Азии, российской отрасли накопителей практически невозможно предоставить на начальном этапе своим потребителям сопоставимые с импортными аналогами цены и качество российских тяговых батарей без государственной поддержки», – сказал директор по GR ООО «РЭНЕРА», исполнительный директор Ассоциации развития технологий систем накопления электроэнергии (АРТСНЭ) Илья Белавинцев.

В настоящее время в РФ добыча лития осуществляется в достаточно больших объемах, но переработки нет. Основные элементы батарей пока производятся за пределами РФ.

В городе Дзержинск, в Нижегородской области к 2026 году будет построен завод по утилизации батарей мощностью до 50 тыс. тонн в год.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

3368

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться