Москва лидирует по числу платных парковок среди 38 российских городов. Платные парковки организовали даже в городах, где проживает менее 200 тысяч человек. По данным Дорнадзора, который третий год подряд составляет рейтинг развития платного парковочного пространства, основной рост произошел за счет городов, внедривших платные парковочные пространства в последние месяцы. Но пятерка лидеров осталась прежней. Первое место удерживается столицей с 2022 года. На втрое с пятого места поднялся Краснодар. Казань понялась на один пункт по сравнению с 2023 годом, с четвертого на третье. Белгород ушел с третьего на 4 место в рейтинге. Санкт-Петербург занял пятое место в этом году.
В десятку городов с лучшими парковочными пространствами вошли Пермь, Сочи, Чебоксары, Ялта и Нижний Новгород. При этом в Сочи платные парковки появились только осенью прошлого года, и они стали самыми эффективными среди недавно организованных. А достижения Ялты доказывают, что и в небольшом городе можно создать качественное платное парковочное пространство. Достойное для себя 22-е из 38 возможных мест занял Суздаль — самый маленький город с муниципальными платными парковками в стране (9 тыс. жителей) запустил парковочное пространство в декабре 2023 года. В городе созданы отдельные парковочные места для резидентов, туристических автобусов и такси. Кроме Сочи, Суздаля и Ялты в рейтинге впервые участвуют еще 11 городов — Барнаул, Волгоград, Дербент, Калининград, Липецк, Ржев, Пенза, Симферополь, Смоленск и Ярославль.
В Перми за год совершили наибольший рывок —город поднялся с 16-го места на шестое за счет расширения зоны платной парковки. Автомобилисты Перми — самые сознательные: город отличает самое маленькое число штрафов относительно количества транзакций. Чебоксары, поднявшиеся с 14-го места на восьмое, можно назвать «цифровым городом» — здесь выявлен самый высокий процент оплат с помощью интернет-ресурсов.
В Казани для удобства пользователей разработано собственное мобильное приложение. Екатеринбург улучшил свои результаты в 1,4 раза за счет проведенной доработки тарифов и обновления оборудования. Баллы Владивостока значительно выросли по сравнению с 2023 годом за счет транспортных эффектов: оборачиваемости и средней загруженности парковочных мест в течение дня.
Исследователи отметили актуальные тренды развития платных парковочных пространств. Первый из них — динамические тарифы, при которых стоимость парковки меняется в зависимости от загруженности конкретной парковочной зоны. Пока эта технология тестируется в Москве. Другой тренд — распространение функции постоплаты платных парковок: горожане, которые забыли оплатить парковку, могут оплатить ее в течение текущих суток, не опасаясь получить штраф. С ноября 2023 по сентябрь 2024 года она появилась еще в девяти городах России: Волгограде, Дербенте, Краснодаре, Липецке, Махачкале, Ржеве, Ростове-на-Дону, Сочи и Суздале. До этого постоплата начала действовать в Белгороде, Воронеже, Калуге, Перми, Рязани, Твери, Туле, Тюмени и Чебоксарах. Еще одним полезным инструментом при организации платных парковок стали выгодные короткие абонементы, предполагающие возможность припарковаться на платной парковке в течение дня или недели за фиксированную стоимость. Подобные тарифы реализованы в Перми, Рязани, Твери, Чебоксарах, Ялте и позволяют повысить общую доходность системы в 1,5–2 раза относительно средних по стране значений. Новой тенденцией стало внедрение платных парковок в небольших городах численностью до 200 тыс. жителей — к ним относятся три туристических города в Европейской части России: Дербент, Ржев и Суздаль.