Грузовые перевозки смогли лучше адаптироваться к изменениям в логистике и сделали это более оперативно, чем другие виды транспорта, переключили на себя определенный объем груза. Отрасль по отношению к 2023 году приросла на 14 процентов, констатировал первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов на панельная сессия «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли». Организатором мероприятия в рамках Транспортной недели выступила Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Модерировал сессию председатель Комитета по транспортной логистике «Деловой России», член Правкомиссии по транспорту, президент Ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадим Филатов.
Министерство транспорта выступает за честную конкуренцию на рынке, при этом должны присутствовать и малые, и средние, и крупные предприятия, и ИП – у каждого из этих сегментов есть свои конкурентные преимущества. Но работа должна быть выстроена таким образом, чтобы избегать искусственного дробления крупных игроков с целью получения определенных налоговых льгот.
Первый замминистра транспорта остановился на тех шагах, которые в этом направлении делает Минтранс. «Абсолютный тренд, как неизбежность, который мы двумя руками поддерживаем, – это цифровизация. Мы это будем реализовывать, хотелось бы, чтобы 2025 год был достаточно активный в этом направлении», – отметил он. Команда Минтранса провела большую работу по подготовке отдельного федерального проекта по цифровизации в составе нового национального проекта «Эффективная транспортная система», и ключевое мероприятие этого федпроекта – это создание государственной информационной системы государственной логистики. «ГосЛог – один из наших цифровых флагманов, который позволит действительно получить «единое окно» для всех процедур по всем видам транспорта. В том числе международная интеграция для прохождения пунктов пропуска с таможенными, фискальными органами. Соответствующее решение о финансировании предусмотрено», – пояснил Валентин Иванов.
Положительные эффекты системы – уменьшение издержек для перевозчиков и ее прозрачность. «Что касается электронных перевозочных документов – подготовлены предложения по отдельным грузам, чтобы закрепить обязательность оформления в электронном виде, – это опасные грузы, зерно, лес, инертные насыпные грузы, тяжелые грузы. Мы с такой инициативой будем выходить, надеемся, что в 2025 году эти решения будут тоже приняты», – добавил первый замглавы Минтранса.
Любая законодательная инициатива – это поиск компромиссов. Нужно договариваться, на основании каких критериев включать участников, и, что еще важнее, каким образом исключать недобросовестное поведение – и в части транспортных условий, и налоговых соблюдений, и всех остальных требований. Валентин Иванов уверен, что отсутствие в реестре перевозчиков должно быть стоп-фактором для возможности ведения бизнеса.
Многие вопросы обсуждаются во взаимодействии с причастными ведомствами. По направлению кадровой работы ведется диалог с Минпросвещения, по миграционной политике, в части допусков и разрешений на работу – с Минтрудом, по вопросу получения прав – с МВД.
По данным общественной организации «Водители России», средний возраст водителя сегодня выше 50 лет, простой автопарка большегрузного транспорта – до 20 %. По мнению крупных игроков рынка, дефицит водителей составляет до 25 %. Основные выводы – профессия стареет, снижается ее привлекательность, отсутствует приток молодых специалистов, сложное и дорогое обучение, кадры перетекают в другие отрасли.
Санжар Ашуралиев предложил меры по снижению кадрового дефицита в отрасли автомобильных грузовых перевозок, в том числе льготы на уплату НДФЛ, компенсацию стоимости обучения водителя на категорию «Е» (целевое обучение), льготную ипотеку для водителей-экспедиторов, введение в практику госнаград «За вклад в развитие отрасли», «За добросовестный труд» для профессии водителя, сопутствующие социальные льготы. Основным инструментом может стать законодательная инициатива по внесению изменений в подпункт 2.1 пункта 2 ст. 26 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части получения прав категорий «СЕ» и «С1Е».
Евгений Бабаев в свою очередь предложил инструменты по обелению рынка. Ввести так называемые критерии добросовестности «Светофор» – рейтингование участников рынка грузоперевозок на основании единых критериев добросовестности: численность сотрудников относительно ТС во владении, средняя начисленная заработная плата, доля облагаемых НДС расходов относительно выручки. Также предложены изменения в законодательство в части конкретизации, что перевозчиком должно являться лицо только с водителем в штате и ТС во владении, т.е. обладающее ресурсами для оказания услуг перевозки.
Екатерина Роганова напомнила, что с 2019 года действует хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (Хартия АПК) – единый информационный портал, образованный крупнейшими зернотрейдерами страны, целью создания которого было восстановление добросовестной конкуренции на всем сельскохозяйственном рынке. Данный проект обеления принес значительный показательный результат для бюджета и рынка в целом.
В продолжение обеления закупок на рынке сельхозтехники и сельхозсырья в октябре 2019 года была создана Хартия АТС – хартия участников перевозок грузовым автомобильным транспортом – совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг. Участники рынка АПК объединились в Хартию АТС и создали отдельный Меморандум для юридических лиц, занятых в с/х сфере. На данный момент к Хартии АТС присоединились более 7,5 тыс. участников, что по отношению к общему рынку грузоперевозок составляет малый процент.
Евгений Шакалида привел данные исследования сервиса HeadHunter, отраслевой ассоциации «Автогрузэкс» и компании ПЭК за январь – июнь 2024 г.: средняя по стране медианная зарплата водителей грузовых автомобилей увеличилась на 74 % в годовом выражении до 131 тыс. рублей.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.