Отечественные грузовики практически не уступают иностранным аналогам
ОБЗОР РЫНКА
Спрос на подержанные грузовики в ряде сегментов в 2024 году был выше, чем на новые автомобили. В тенденциях на рынке ушедшего года, которые будут еще преобладать и в 2025 году, разбирался обозреватель «ТР».
С большой долей вероятности уже можно сказать, что российский рынок грузовиков завершил 2024 год в минусе. По данным агентства «АВТОСТАТ», объемы продаж новых грузовых автомобилей на российском рынке падали практически весь 2024 год. И по данным на 1 декабря 2024 года, они просели на 11,9% по сравнению с 2023 годом. За январь – ноябрь 2024 года суммарно было реализовано 115 588 единиц новых грузовых автомобилей против
131 200 единиц в 2023 году. Рекордное снижение показали продажи самосвалов – на 46,4% (с
35 900 единиц техники до 19 300).
Впрочем, эти показатели не стоит оценивать резко отрицательно. Дело в том, что в 2023 году была установлена чрезвычайно высокая планка: тогда продажи грузовых машин в РФ вышли на рекордные показатели со времен СССР, подскочив на 70% по сравнению с 2022 годом, до результата в 131 тыс. грузовиков. Так что даже с падением прошедший год попадает в тройку лучших за последние полтора десятка лет (после рекордного 2023–го и результативного 2012 года).
Лидер по числу продаж по–прежнему КАМАЗ – 20 872 единицы техники. Далее идут китайские машины: на втором месте Sitrak с показателем
18 488 единиц техники, на третьем – Shacman – 14 811.
Ситуация с бэушными машинами прямо противоположная: рынок подержанных грузовых автомобилей оказался активнее нового. Так, за 10 месяцев 2024 года число перерегистраций грузовой техники составило
194 763 единицы. Хотя этот показатель на 11% ниже, чем в 2023 году за аналогичный период.
Что касается соотношения «отечественные – иностранные», тут наблюдается почти идеальное равенство – 47% к 53%.
Бесспорным лидером продолжает выступать Камский автогигант: 49 816 подержанных грузовиков перешли из рук в руки. Чаще всего на перепродажу попадали КамАЗ–65115, 5490, 43118, 6520, 5320, 55111, 53215, 65117. На втором месте по количеству перерегистраций – грузовики Горьковского автозавода – 17 943 единицы техники. На третьем – грузовики Минского автозавода с показателем 14 044 единицы.
Далее в рейтинге идут практически все машины «европейской большой семерки» и отечественные ЗИЛ, «Урал».
Продавцы также отмечают, что в последние месяцы 2024 года на вторичном рынке грузовиков в России появилось много свежих машин, что оказывает негативное влияние на спрос на новую технику. Дело в том, что летом прошлого года началось активное изъятие техники лизинговыми компаниями: крупные предприятия перестали справляться с возросшими платежами и начали сдавать машины. В результате на рынке появились в большом количестве машины с пробегом, возраст которых не превышает двух лет. Это также способствовало падению продаж новых грузовиков: тягачей и среднетоннажных автомобилей.
На рынке новых коммерческих автомобилей в 2024 году продолжилось укрепление позиций китайских производителей: по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», к середине года их доля на рынке грузовиков уже достигла 72%. Для сравнения: в середине 2023 года она составляла 65%, а в середине 2022 года – 46%.
Для примера можно взять такую марку, как Dongfeng, которая сумела только за один месяц нарастить продажи на 84%(!), достигнув показателя 1,34 тыс. единиц и доли 10%. Продажи Dongfeng выросли на фоне того, что компания существенно расширила модельный ряд в России. Теперь помимо тягачей в нем есть самосвалы и среднетоннажная техника.
Позапрошлый год показал также рекордный рост спроса на спецтехнику. Спад спроса на нее в 2024 году был ожидаемым, он и произошел, причем значительный.
По телескопическим погрузчикам, по неполным данным, в 2024 году падение спроса составило 29%, а по фронтальным – 12%. Не такое резкое снижение связано с всплеском покупательской активности в июне из–за информации о повышении утилизационного сбора. В среднем на рынке дорожно–строительной техники спрос уменьшился на 30%.
По данным ассоциации «Росспецмаш», снизилось число реализаций дорожно–строительной техники отечественных заводов. За 10 месяцев 2024 года дилеры поставили на 20% меньше катков, на 25% – грейдеров, на 29% – автокранов, на 45% – экскаваторов и на 46% – трубоукладчиков. Тревожной ситуацию считают и лизинговые компании, где ощутимо снизилось число сделок. А предметом тех, что происходят, по большей части становится китайская спецтехника.
Автомобильные перевозки в настоящее время драйверит в основном онлайн–торговля, которая продолжает расти высокими темпами.
Благодаря этому сегмент легких коммерческих автомобилей имеет положительную динамику продаж. По данным «АВТОСТАТа»,
в ноябре 2024 года продажи составили почти 12 тыс. новых LCV–автомобилей, что на 25% больше, чем годом ранее.
Более половины рынка LCV–автомобилей в стране остается за автомобилями Нижегородского автозавода. Только в ноябре было продано 6300 таких авто. Сектор LCV – практически единственный на российском авторынке, где превалируют машины отечественной сборки. К сожалению, рынок LCV в 2024 году стал исключением на фоне общего падения объема продаж коммерческой техники.
Таким образом, на рынке новых грузовиков в 2024 году сложились следующие тенденции. Во–первых, активная экспансия на отечественный рынок китайских производителей. Прежде всего это касается магистральных тягачей и строительных самосвалов. Так, в августе 2024 года китайская марка Sitrak смогла даже опередить многолетнего лидера – отечественный КамАЗ (1,73 тыс. против 1,69 тыс.).
Во–вторых, уход брендов «большой европейской семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes–Benz, Renault, Scania и Volvo), которые опять–таки фактически уступили свою долю рынка китайцам.
В–третьих, активное наращивание выпуска среднетоннажных моделей («антиплатоновских», то есть не подпадающих под систему по сбору дорожных сборов «Платон»), например, «Валдай Next», «КамАЗ–Компас» и др., а также китайских аналогов; антисанкционных магистральных тягачей и полноприводных шасси, например, КамАЗ–54901, «Валдай 45», АМТ, Altai.
Спрос на коммерческие автомобили находится в прямой зависимости от потребности в автомобильных грузоперевозках. По предварительным данным Росстата, по итогам 2024 года объем грузовых перевозок автотранспортом увеличится в РФ примерно на 10% по сравнению с 2023–м, приблизившись к отметке 400 млрд т•км, что станет рекордным показателем в новейшей истории страны.
Растущую популярность услуг автомобильной логистики стимулирует, в частности, развитие торговли – особенно стремительно растет все, что связано с электронной коммерцией, обороты которой увеличиваются темпами на 30–40% в год. Помимо этого, развиваются отрасли, связанные с выпуском различной продукции внутри страны, такие как сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, строительных материалов, мебели и прочих товаров, для перевозки которых также требуется автомобильный транспорт.
Но существует ряд факторов, которые даже при благоприятной конъюнктуре тормозят продажи коммерческого транспорта. Прежде всего, это рост ключевой ставки Центробанка за год на 5% – с 16 до 21%. В результате резко увеличилась стоимость кредитных ресурсов и снизилась доступность лизинговых программ на покупку автотехники.
Дополнительным давлением на рынок грузовиков в бизнес–сообществе называют рост утилизационного сбора. Утильсбор повышался с августа 2023 года, и касалось это всех видов автомобилей, кроме электрических (на ряд категорий спецтехники индексация произошла 1 июля 2024 года).
При этом российским автопроизводителям, подписавшим СПИК (специальные инвестиционные контракты для реализации промышленных проектов), затраты по уплате утилизационного сбора государство компенсирует – через промышленные субсидии. Одновременно выросли цены на импортные авто, которые, естественно, под действие СПИКов не подпадали.
Очередная индексация произошла с 1 октября 2024 года, и сбор будет ежегодно повышаться вплоть до 2030 года:
– на новую коммерческую технику массой до 3,5 тонны утильсбор увеличен в 2024 году на 70%, до 819 тыс. руб., в 2025–м – до 900 тыс. руб., в 2030 году – до 1,45 млн руб.;
– на крупнотоннажные грузовики сбор в 2024 году увеличен также на 70%, до 3,9 млн руб., в следующем году увеличится до 4,3 млн руб., план на 2030 год – 6,9 млн руб.;
– на прицепы и полуприцепы утильсбор в 2024 году возрос сразу на 85%, до 1,11 млн руб., в 2025–м – до 1,33 млн руб., в 2030 году – до 2,34 млн руб.
Такое резкое удорожание не могло не повлиять на объемы продаж коммерческой техники.
Введение новых стандартов и требований к импортируемым грузовым автомобилям, ужесточение условий сертификации также усложнило и замедлило процесс их ввоза на территорию России, что негативно сказалось на рынке грузовиков.
Приобретение грузовой и спецтехники в лизинг – многолетняя практика, доказавшая свою эффективность. Но за январь – ноябрь 2024 года доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. транспортных средств, в 2025 году может упасть еще на 60% год к году, до 38 тыс. единиц.
Основная причина – повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году – до 26–27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней – на 3 п.п. год к году. Несмотря на то, что 20 декабря 2024 года Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5–6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед.
Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов, увеличивая надбавки за риск при их выдаче. По данным обзора ЦБ, к декабрю 2024–го среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовой автомобиль. Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб.
В 2025 году прогнозируется увеличение лизинговой ставки на 30 п.п., до 29–30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб. В результате стоимость сцепки к этому моменту может достичь 25 млн руб.
В таких условиях перевозчикам невыгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков. На фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%. Для сравнения: ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 году на уровне 68%.
По данным компании «Газпромбанк лизинг», на 1 декабря 2024 года количество изъятой лизинговыми компаниями техники составило 33 тыс. легковых и 19 тыс. грузовых автомобилей. Почти 70% этой техники пришлось на десять крупнейших компаний отрасли. При этом в стоках крупнейших лизинговых компаний находятся 7 тыс. легковых, 17,5 тыс. грузовых автомобилей и 10,5 тыс. единиц прочего транспорта. Большая часть стоков состоит из импортной техники, преимущественно китайской.
Средняя стоимость одной изъятой единицы техники в стоках составляет 5 млн руб. Соответственно, объем изъятой техники в денежном выражении можно оценить в 260 млрд руб. Это 20% от объемов нового бизнеса в сегментах грузового, легкового и общественного транспорта за отчетный период (1,298 трлн руб.).
Затраты лизинговых компаний на обслуживание стоков растут, однако пока не выглядят значительными. Но основные убытки связаны не с необходимостью содержать стоянки, страховать предметы лизинга и проводить их предпродажную подготовку, а с тем, что деньги «заморожены в железе», просто стоят и не работают. И если в 2022 году с распродажей стоков не было никаких проблем на фоне острого дефицита техники, то в настоящее время на рынке огромное предложение новой китайской техники.
Чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 году, Правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году, а значит, будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России.
Однако с учетом нехватки оте-
чественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75–80% год к году), этого недостаточно.
В 2025 году стартуют такие национальные проекты, как «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Их реализация невозможна без современной грузовой и специальной техники. Высокий сезон дорожно–строительных работ начнется уже скоро. Времени для того, чтобы решить проблемы с обновлением и пополнением автопарков, осталось немного.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.