Как продвигается импортозамещение дорожно–строительной техники
Перед дорожной отраслью поставлены серьезные задачи в части модернизации и обновления автодорожной сети всех уровней. Их успешное выполнение зависит в том числе от наличия высокопроизводительной современной дорожно–строительной техники (ДСТ). До последнего времени основными поставщиками были зарубежные производители, однако сейчас для отечественных компаний открылось окно возможностей. Теперь важно создать условия, чтобы оно не захлопнулось.
Достижение технологического суверенитета в части производства дорожно–строительного оборудования и техники является одной из приоритетных задач дорожного комплекса России. По данным Росавтодора, в настоящее время на дорожных работах в стране совокупно используются порядка 51 тыс. единиц строительной и прочей вспомогательной техники и малого оборудования, порядка 54% – отечественного производства. «В рамках обновления парка ДСТ подрядными организациями на ближайшую пятилетку планируется закупить более 44 тыс. единиц, в среднем это примерно 10 тыс. в год. Согласно нашим опросам, не менее половины подрядных организаций готовы закупать машины отечественного производства», – отметил начальник Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец.
Список импортозамещенной техники постепенно пополняется, в частности, в прошлом году вышел в серию отечественный асфальтоукладчик «Десна 2100». «Это – результат совместной работы Минпромторга России, Минтранс России, Росавтодора, заказчиков, подрядных организаций и производителей техники», –
подчеркнул Сергей Гошовец. Уже проведены испытания этого асфальтоукладчика на федеральных автотрассах в разных условиях и при разной нагрузке. Сейчас он вышел в серийное производство и находится в парках ряда подрядных организаций». Так, в 2025 году планируется выпустить 36 штук, в 2026–м – 55, в 2027–м году – 100.
Кроме того, продолжается разработка дорожной фрезы – опытный образец должен быть готов в первом квартале текущего года, а в серию фреза будет запущена в 2026–м. На очереди – самоходный перегружатель асфальтобетонной смеси. «Это направление активно обсуждалось с Минпромторгом России и нашло поддержку. Уверен, что в ближайшем будущем мы и это направление тоже закроем», – добавил представитель Росавтодора.
В Росавтодоре было принято решение масштабировать существующий позитивный опыт в части импортозамещения асфальтоукладчика и распространить его на другие виды техники. Для этого была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители 15 ФКУ, 30 подрядных дорожных организаций, 9 производителей ДСТ. Цель рабочей группы – повышение качественных характеристик и доработка техники, доведение ее до массового производства, а также налаживание предметного диалога подрядных организаций и производителей техники на площадке заказчика. В рамках этой работы проведена опытная эксплуатация шести видов техники на объектах федеральной сети. «Подрядные организации активно участвовали в обсуждении и предоставляли предложения и замечания, – рассказал Сергей Гошовец. – Отечественная дорожная техника при проведении опытной эксплуатации в большинстве случаев получила положительную оценку».
В частности, ФКУ Упрдор Москва – Волгоград совместно с ООО «Четра» проводило пробную эксплуатацию экскаватора «Четра E220 NC»; ФКУ ДСД «Дальний Восток» совместно с ООО «НПО «ГКМП» – асфальтоукладчика «Десна 2100»; ФКУ Упрдор «Северо–Запад» совместно с ООО «СДМ» – автогрейдера ДЗ–250; АО «АБЗ Дорстрой» совместно с АО «Раскат» и АО «ЗДМ» – одноименные катки «Раскат» и «ЗДМ». В целом дорожники высказали свое мнение о характеристиках тестируемой техники, обратили внимание производителей на узлы и детали, которые требуют доработки. Отдельно отмечалась высокая эффективность уплотнения, хорошая обзорность и маневренность отечественных катков. «Мы будем продолжать это направление работы и расширим линейку техники для опытной эксплуатации на объектах ФДА», – пообещал Сергей Гошовец.
«Сложился стереотип, что качественное может быть только за рубежом, но это не так, –
прокомментировал эту работу президент ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров. – Я рад, что сейчас мы возвращаемся к нормальному состоянию, понимая, что если мы хотим нормально работать, то все основные виды техники должны производиться внутри страны. Уже достигнутые результаты не просто обнадеживают, а говорят о том, что иного пути у нас просто нет».
В то же время выход на рынок отечественной ДСТ сталкивается с рядом системных проблем отрасли. Статистикой по рынку поделился председатель ТК 267, заместитель директора ассоциации Вячеслав Пронин (компания агрегирует данные 240 компаний, производящих 80% всей дорожно–строительной техники (ДСТ) в России). «В 2024 году отмечался спад производства ДСТ, вызванный тем, что многие инвестпрограммы по обновлению парка техники были отложены или свернуты, –
отметил он. – Сейчас подрядные организации предпочитают ремонтировать технику, низкие показатели рентабельности не позволяют закупить новую». В то же время в денежном исчислении отгрузки выросли, но основная причина – рост цен на энергоносители, рост заработных плат и инфляция.
Так, по данным Росспецмаша, выпуск отечественной дорожно–строительной техники в 2024 году сократился на 15% и составил в денежном выражении 75,8 млрд руб. Для сравнения: в 2023 году производство выросло на 19% к 2022 году, до 89,2 млрд руб. Сокращение коснулось целого ряда наименований. В частности, отгрузка экскаваторов за прошлый год снизилась в полтора раза, до 222 единиц, автогрейдеров – на 41%, до 337, кранов – на 33%, до 1678, катков –
на 18%, до 261, кранов–трубоукладчиков и бульдозеров – на 5%, до 1058. Всего на внутренний рынок в прошлом году было отгружено продукции на 74,7 млрд руб., что на 10,5% ниже показателя 2023 года, отмечают в ассоциации. Среди прочего в «Ростспецмаше» называют достижением для отрасли в 2024 году введение авансирования на поставки техники по госконтрактам в размере не менее 80% от ее стоимости по 35 наименованиям, а также увеличение утилизационного сбора на определенные виды техники.
Основными вызовами в текущем, 2025 году Вячеслав Пронин назвал то, что на дилерских площадках страны скопились запасы импортной техники на полтора–два года вперед и сейчас продавцы охотно предлагают скидки в 30–50%. На фоне таких бросовых цен российским производителям очень сложно выдерживать конкуренцию, поскольку они просто не могут позволить себе делать такие скидки. Другие серьезные вызовы – продолжающееся сокращение рынка, кризисная ситуация в угледобывающей отрасли, импорт контрафакта и фальсификата, уход от уплаты утилизационного сбора.
Для дальнейшего развития производства дорожно–строительной техники в России необходимо продолжить защищать местный рынок. И тут нужна помощь государства, отметил спикер. В частности, предлагается увеличить размер скидки покупателям отечественной техники вдвое, до 30%, в рамках постановления Правительства РФ
№ 823, а также распространить такой порядок на заключение договоров льготного лизинга спецтехники в рамках постановления Правительства РФ № 811. «В настоящее время скидка 35% разрешена для экскаваторов российского производства, а в ближайшее время сделают такую же для погрузчиков, катков, бульдозеров, экскаваторов. Это сильно увеличит привлекательность нашей техники», – рассказал Вячеслав Пронин. Также предлагается усилить контроль и надзор государства в отрасли производства дорожно–строительной техники.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.