Статистика свидетельствует: на начало 2016 года количество дел об административных правонарушениях, возбужденных за управление транспортным средством без тахографа, за использование неработающего или не соответствующего законодательству устройства, контролирующего режим труда и отдыха водителей, составлено почти 400 тыс. протоколов.
Показатель серьезный, и для того, чтобы уменьшить его, нужно снабдить тахограф новыми функциями. Прибор должен «научиться» передавать информацию о машине и работе водителя владельцам транспортных средств, ГИБДД, Ространснадзору и в систему управления транспортными потоками в режиме онлайн. С такой инициативой на прошедшем в конце прошлого года форуме «Транспортная неделя – 2015» выступил помощник Президента РФ Игорь Левитин. Он отметил, что надо сделать так, чтобы тахограф имел дистанционное управление, и владелец автомобиля получал информацию о рабочем дне его водителя.
Кстати, некоторые модели тахографов уже могут передавать данные на расстоянии. Прибор дополняют устройством удаленной передачи данных, с помощью которого все показатели с тахографа поступают на сервер с помощью сети мобильной связи. А уже на сервере владелец транспортного средства может ознакомиться со всеми подробностями маршрута. Если информация о правонарушениях будет поступать в контролирующие органы в автоматическом режиме, то исчезнет необходимость в инспекторе, проверяющем показания тахографа на дороге. А еще, по мнению специалистов, возможность передавать информацию в онлайн–режиме поможет улучшить ситуацию с безопасностью на грузопассажирском транспорте. Правда, создавая систему, когда тахограф будет передавать информацию о нарушениях в онлайн–режиме, необходимо подумать о создании соответствующей инфраструктуры. Должны быть оборудованы специальные пункты, куда тахограф будет передавать информацию, а в пункте должны уметь эту информацию обработать. Необходимо позаботиться и о защите каналов передачи информации.
Оснащением тахографов новыми функциями, скорее всего, займутся уже в этом году, так как вопрос безопасности перевозок остается очень актуальным. По данным Госавтоинспекции МВД России, в 2015 году по вине водителей грузовиков произошли более 11 тыс. ДТП, в которых погибли 1740 человек. И если здесь число аварий снизилось на 4,2%, а жертв – на 13,2%, то с пассажирским транспортом ситуация обратная. За 2015 год по вине водителей автобусов произошло на 7,6% больше ДТП, чем в 2014–м, погибло на 21,3% человек больше. В целом доля дорожных происшествий, совершенных по вине водителей грузового и пассажирского транспорта, составляет 8,7% от общего числа ДТП.
Одна из причин высокой аварийности – усталость водителей. Большинство аварий происходят ночью или ранним утром. Именно поэтому вопрос использования тахографов в последнее время все чаще занимает умы законодателей. Еще одним подтверждением этого станет специальное заседание Государственного совета, на котором рассмотрят вопросы безопасности дорожного движения, в том числе и безопасности грузопассажирского транспорта. Состоится заседание в первом квартале 2016 года. А с 1 июля 2016 года согласно приказу Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 года № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273» аналоговые тахографы окажутся вне зоны правового поля.
Изначально полная замена аналоговых тахографов на цифровые была запланирована на 2018 год. Но законодатели решили сократить сроки на полтора года. Почему? Свое мнение на этот счет высказал эксперт некоммерческой организации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин:
– Министерство транспорта РФ рассчитывало на то, что перевозчик поведет себя честно. Ему дали время, которое он, к сожалению, потратил на покупку бывших в употреблении тахографов из Европы, массово устанавливал их, совершенно не собираясь соблюдать режим труда и отдыха.
В настоящее время немногим более 300 тыс. транспортных средств оснащены тахографами с блоком СКЗИ. Если сложить это число с числом законно оборудованных аналоговым тахографом грузовиков и автобусов и прибавить количество транспортных средств с тахографом ЕСТР (международные перевозки), получится порядка 650 тыс. единиц транспорта, снабженных контрольным устройством. Всего же в России подлежат оснащению тахографами около 2 млн грузовиков и автобусов. Выходит, порядка 1,3 млн транспортных средств либо ездят без контрольного устройства, либо на них установлен аналоговый тахограф задним числом.
Между тем аналоговый вариант тахографа не дает возможности понять, когда он был установлен. Водитель может заявлять, что обзавелся прибором в сроки, обозначенные законом, но проверить это практически невозможно. У аналогового тахографа есть и другие недостатки: его показания легко подделать. Тахошайба, или таходиск, заполняется водителем вручную, поэтому можно вписать любую дату и время. Манипуляций, изменяющих данные такого тахографа, масса: от отключения устройства от питания до установки магнита на датчик скорости. Зачастую эти устройства начинают барахлить сами по себе, не давая контролирующим органам возможности получить объективную картину того, сколько времени водитель находится за рулем и может ли он продолжать движение. Именно поэтому в Европе от аналоговых устройств отказались еще десять лет назад.
Сегодня в России допущены к установке такие модели цифровых тахографов с блоком СКЗИ, как VDO DTCO 3283, Drive 5, КАСБИ DT–20M, Меркурий ТА–001, ТЦА–02НК, ШТРИХ–ТахоRUS, EFAS V2 RUS. Именно показания моделей тахографов с криптографической защитой имеют юридическую значимость в суде. В случае аварии водитель может доказать, что соблюдал режим труда и отдыха, не нарушал скоростной режим. Если в случившемся ДТП был виноват не водитель, доказать это тоже будет проще, потому что прибор зафиксирует реальное время начала торможения, обеспечив информацией, которую не оспорят ни пострадавшие, ни свидетели.
Еще одним серьезным преимуществом тахографа с блоком СКЗИ является возможность практически «пошаговой» детализации маршрута водителя. Если в ДТП попали автобус или грузовик, то скорой помощи, службе спасения и ГИБДД можно будет предоставить максимально четкие координаты местонахождения пострадавших. Это очень важно как для сохранения жизни и здоровья людей, так и для понимания картины происшествия.
Вместе с тем сокращение сроков на оснащение более миллиона транспортных средств цифровыми контрольными устройствами имеет свои трудности. Руководители мастерских по установке тахографов считают, что рискуют оказаться на грани коллапса, если массовая процедура переоснащения начнется после не менее массовых волн штрафов. Поэтому перевозчикам лучше не ждать 1 июля 2016 года, а позаботиться об установке цифрового тахографа уже сейчас.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.