В июле в сфере перевозок произошел ряд изменений. С 1 июля перевозчики должны использовать вместо аналоговых тахографов цифровые. С 15 июля вступил в силу ряд изменений в Федеральном законе
№ 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».
За комментариями по этим и другим важным вопросам мы обратились к генеральному директору Агентства автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ (ФБУ «Росавтотранс») Алексею ДВОЙНЫХ.
– Алексей Викторович, расскажите, пожалуйста, как в настоящее время происходит реализация ФЗ № 220. В каких направлениях ведется работа?
– Можно выделить три основных направления, по которым мы сейчас работаем. Первое – это перерегистрация действующих межрегиональных маршрутов. Сейчас в специальном ре-
естре их 2337. Больше всего зарегистрировано маршрутов в Приволжском федеральном округе – 523, на втором и третьем местах по показателю – Центральный и Южный федеральные округа – 458 и 453 соответственно.
ФБУ «Росавтотранс» использует программный продукт, который позволяет вносить информацию о межрегиональных маршрутах, перевозчиках и остановочных пунктах, формировать реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, осуществлять печать свидетельств и карт маршрутов.
Второе направление – это регистрация остановочных пунктов в специально созданном для них реестре. Ространснадзор начал работу по выдаче заключений о соответствии оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, установленным Минтрансом России, которые согласно данному закону должны прилагаться к заявлениям о регистрации остановочных пунктов, подаваемым их владельцами. На основании этого ФБУ «Росавтотранс» приступает к работе по рассмотрению таких заявлений и формированию реестра.
Рассмотрение заявлений на организацию новых межрегиональных маршрутов – третье направление. Согласно требованиям закона организация новых маршрутов возможна только в том случае, если все остановочные пункты на них зарегистрированы в специальном реестре.
– Обеспечение безопасности пассажиров – одна из главных задач при осуществлении контроля за работой пассажирского автомобильного транспорта в рамках ФЗ № 220…
– Действительно, закон позволяет контролировать нелегальные пассажирские перевозки, осуществляемые под видом заказных. С вступлением закона в силу ситуация в этой сфере стала меняться в лучшую сторону, поскольку документом предусмотрено в том числе согласование мест посадки и высадки пассажиров при организации межрегиональных перевозок по заказу с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для ограничения деятельности недобросовестных перевозчиков законом внесены поправки в КоАП. В частности, посадка или высадка пассажиров из транспортного средства в не-
установленных местах влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 тыс. руб., повторное нарушение – 5 тыс. руб. При стоянке транспортного средства в не-
установленном месте в ночное время водителю грозит штраф в размере 5 тыс. руб., должностному лицу – 10 тыс. руб., юридическому – 20 тыс. руб. Штраф за использование для межрегиональных регулярных перевозок пассажиров транспортных средств без карт маршрутов составляет 5 тыс. руб. для водителей, 30 тыс. руб. для должностных лиц и 300 тыс. руб. для юридических лиц.
Указанные выше штрафные санкции в равной степени распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо особо подчеркнуть, что система штрафов начала действовать только с 15 июля этого года, хотя закон вступил в силу год назад. У перевозчиков была возможность спокойно пере-
оформить документы, привести их в соответствие с требованиями закона, получить карты на маршруты – некий переходный период.
Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о введении лицензирования перевозок пассажиров автобусами по заказу и для собственных нужд. Минтрансом России в декабре 2015 года принято распоряжение № МС–202–р «Об осуществлении функций по организации регулярных перевозок по межрегиональным автобусным маршрутам». По нему Росавтотранс выступает организацией, ответственной за прием заявлений на установление, изменение или закрытие межрегиональных автобусных маршрутов и актуализацию данных в реестре маршрутов, прием заявлений о регистрации остановочных пунктов и актуализацию их реестра. В реестр маршрутов вносится информация о расписании движения автобусов как по начальным (конечным), так и по промежуточным остановочным пунктам, а также информация о наименовании и месте нахождения перевозчика.
– Ранее перевозчики заявляли, что сроки рассмотрения их заявлений не регламентированы. Как обстоят дела сейчас?
– Действительно, до принятия ФЗ № 220 сроки рассмотрения заявлений от перевозчиков не были регламентированы. Региональные власти определяли порядок и сроки решения данных вопросов на своем уровне.
Сейчас, впервые на федеральном уровне, четко прописаны все процедуры и установлены сроки. Так, на принятие решения об открытии нового маршрута или об изменении действующего отведено 45 дней с момента приема заявления от перевозчика.
В свою очередь региональным властям в рамках этих дней дается месяц на подготовку заключения о наличии или отсутствии оснований для отказа в открытии нового или изменении действующего маршрута. Еще две недели к этому сроку дается федеральному органу исполнительной власти на внесение сведений о маршруте в реестр и фактическую выдачу документов перевозчику. Таким образом, перевозчик сможет начать работать на маршруте не позднее двух месяцев со дня поступления заявления в федеральный орган исполнительной власти.
Для исключения возможных необоснованных претензий к перевозчикам со стороны органов исполнительной власти законом также определен исчерпывающий перечень оснований для отказа. А именно:
– представление недостоверных сведений в заявлении и прилагаемых документах;
– несоответствие планируемого расписания требованиям в части разницы времени отправления транспортных средств по устанавливаемому или изменяемому маршруту и времени отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов. Эти требования установлены приказом Минтранса России;
– несоответствие маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Минтранса России;
– несоответствие технического состояния улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по маршруту;
– экологические характеристики транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по маршруту, не соответствуют требованиям, установленным законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в границах которого проходит маршрут;
– у заявителя либо любого из участников договора простого товарищества перевозчиков имеется задолженность по уплате административного штрафа, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в области транспорта или дорожного движения.
ФЗ № 220 определен и исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации остановочного пункта в реестре:
– представление недостоверных сведений в заявлении и прилагаемых документах;
– если предлагаемый остановочный пункт расположен вне территории автовокзала или автостанции при условии, что в данном населенном пункте есть действующие автовокзалы или автостанции с достаточной пропускной способностью этих объектов и автомобильных дорог на подъезде к ним;
– несоответствие остановочного пункта минимальным требованиям, установленным приказом Минтранса России, в отношении предлагаемых к включению в реестр автовокзалов и автостанций;
– отсутствие документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих право использования объекта недвижимости в качестве автовокзала или автостанции.
– Алексей Викторович, еще одна не менее актуальная тема – это смена аналоговых тахографов на цифровые. На официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» была опубликована ваша презентация «О развитии тахографического контроля в РФ». Расскажите подробнее о нововведениях.
– Важно понимать, что система тахографического контроля – это не просто установка тахографа в транспортное средство, а целый комплекс организационно–технических мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения. По итогам заседания президиума Госсовета по безопасности дорожного движения Президентом Российской Федерации поддержаны предусмотренные государственной политикой Минтранса России векторы и направления дальнейшего развития системы тахографического контроля в РФ.
К сожалению, при внедрении системы тахографического контроля мы столкнулись с проблемой массовых установок аналоговых контрольных устройств недобросовестными мастерскими и перевозчиками, что способствовало созданию нелегитимного, серого рынка. В связи с этим, а также с учетом того, что с использованием данных устройств невозможно объективно контролировать режимы труда и отдыха водителя, Правительством РФ было поддержано решение по сокращению срока оснащения транспортных средств тахографами до 1 июля 2016 года.
При этом большинство моделей тахографов имеют возможность подключения значительного количества внешних модулей. Это абонентские терминалы, соответствующие требованиям приказа Минтранса России, устройства коммерческих систем мониторинга транспорта и диспетчеризации, датчики систем контроля расхода топлива и т.д., что положительно сказывается на работе перевозчиков.
– А как обстоят дела с оснащением системой ГЛОНАСС грузовых и пассажирских транспортных средств?
– В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют единые функциональные требования к аппаратуре спутниковой навигации, а также порядок оснащения транспортных средств указанной аппаратурой. Тем не менее следует отметить, что многие автотранспортные предприятия самостоятельно устанавливают навигационные устройства, поскольку их применение считается руководителями автопредприятий удобным и простым инструментом контроля за использованием транспортных средств, позволяющим оптимизировать деятельность и, соответственно, повысить эффективность работы автопредприятия.
Показательным является то, что не менее трети тахографов, допущенных к установке на транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации, реализуются с модулями, выполняющими функции аппаратуры спутниковой навигации.
Вместе с тем необходимо формирование единого подхода к оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации и установление на нормативном уровне единых требований как к функционалу указанной аппаратуры, так и к порядку оснащения ею транспортных средств. В настоящее время Минтрансом России ведется работа по внесению в федеральное законодательство изменений, регулирующих использование аппаратуры спутниковой навигации.
– ФБУ «Росавтотранс» принимает активное участие в работе по подготовке кадров для транспортных организаций, которые занимаются перевозкой опасных грузов...
– С целью повышения уровня знаний и умений водителей и иного персонала, задействованного в перевозке опасных грузов, Минтрансом России изданы несколько нормативных актов. Это приказы «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждении курсов такой подготовки», «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», а также распоряжение «Об организации работы по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
В свою очередь ФБУ «Росавтотранс» осуществляет организационно–техническое обеспечение работы комиссии, которая координирует проверку и оценку необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Кроме того, специалисты агентства принимают участие в заседаниях экзаменационных комиссий, в состав которых входят представители Ространснадзора, ГИБДД, администраций соответствующих регионов.
На данный момент созданы 84 экзаменационные комиссии по проверке и оценке необходимых знаний водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и кандидатов в консультанты по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. В итоге в 2013 году были подготовлены и аттестованы более 31 тыс. водителей, в 2014–м – около 58 тыс., в 2015–м – около 66 тыс.
Сейчас необходимую процедуру утверждения проходит программа подготовки консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, введение которой позволит окончательно сформировать в Российской Федерации нормативное правовое поле, регулирующее обучение и аттестацию данной категории специалистов. Ежегодная планируемая потребность в них составляет от 2 до 5 тыс. человек.
– Алексей Викторович, и в завершение – как дальше будет развиваться ФБУ «Росавтотранс»?
– Сейчас, как я ранее отметил, актуальными являются вопросы тахографического контроля и реализация закона
№ 220. Знание отраслевых проблем изнутри, а также компетентность и профессионализм команды Росавтотранса позволят не только решить поставленные перед агентством задачи, но и вывести его на качественно новый уровень деятельности.
Сегодня функционируют тринадцать филиалов ФБУ «Росавтотранс» в России, в отдельных округах – Северо–Западном, Сибирском и Приволжском – более одного представительства. Оперативно был создан филиал в Крыму. Филиалы занимаются текущей работой по всем направлениям деятельности агентства, что дает возможность региональным участникам рынка автотранспортных услуг упрощенно решать вопросы на местах. В планах – создать представительства во всех субъектах Российской Федерации.
Беседу вел
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.