Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эмоции – под контроль

Новые квалификационные требования для водителей вступили в силу.
Изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей.
Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем министерство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и во внеплановом порядке.
В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), – умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов и др.
Помимо основных требований в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.
А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основ психологии и этики водителя.
Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами.
В то же время диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представить диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации, соответствующей запрашиваемой должности.
По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно–психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно–правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, Вера Булыгина обращает внимание на то, что прописанное в приказе Минтранса России требование к водителям транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние нуждается в дополнительной расшифровке и создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.
«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», – отмечает специалист Минздрава.
Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта доказывает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов в водители.
Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети.
Напомним: ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р–256 Новосибирск – Ташанта. Автомобиль «Honda CR–V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5–летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию.
Расследование показало, что пассажиры «газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус – один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра – в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители–частники».
Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. А сколько среди них нелегалов? Они не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсовый контроль, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним: тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS–данные о месте аварии.
По словам генерального директора ЗАО «Атлас–карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки.
Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний – владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии.
Напомним, что в соответствии с приказом Минтранса России с 1 июля 2016 года запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР.
КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей – от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.

Екатерина КУЗНЕЦОВА


просмотры:

451

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться