Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Как расстаться с «вменёнкой»?

С 1 января 2021 года отменяется единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Почему транспортное сообщество, в первую очередь индивидуалы негодуют по этому поводу? Какие варианты налогообложения можно будет использовать взамен? Давайте разберемся.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, или «вмененка») как один из специальных режимов налогообложения появился в Налоговом кодексе РФ в 2002 году и должен был решить сразу две проблемы:
• упростить жизнь малому бизнесу, заменив всю совокупность налогов одним платежом
• дать местным бюджетам стабильный источник дохода без сложного администрирования

В 2012 году от ЕНВД решили отказаться (с 2014 года), сделав ставку на патентную систему, но она не пользовалась спросом со стороны бизнеса, поэтому отмену ЕНВД перенесли на 2018 год, а потом и до 1 января 2021 года. Представители Минфина России уже заявили, что решение об отмене окончательное.

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Причины отмены понятны были и в 2012 году. Довольно часто за ширмой малого предприятия или ИП на самом деле скрываются вполне крупные компании, использующие так называемое искусственное дробление бизнеса в качестве способа налоговой оптимизации. Там, где вчера была крупная фирма, де-юре возникает множество мелких, продающих друг другу товары и услуги. Де-факто они все по-прежнему являются одним целым. Потому что через ЕНВД происходит существенное уклонение от уплаты налогов.

По оценкам аналитиков, в результате уклонения от уплаты налогов фискальные органы недосчитываются 4—5 трлн руб. ежегодно, включая потери от неформального сектора и различных мошеннических схем.

Перед ФНС поставлена задача вывести «уклонистов» «из тени», и сегодня обкатывается судебная практика в отношении налогоплательщиков, применяющих незаконные схемы дробления бизнеса.

Почему все-таки правительство решило окончательно расстаться с ЕНВД именно сейчас, в трудное для предпринимателей время? Думается, что из-за тех самых 4–5 трлн руб., недополучаемых бюджетом, который в пандемический период несет повышенную нагрузку, исполняя социальные обязательства. Но не получится ли так, что бюджет потеряет еще больше, если нынешние плательщики ЕНВД не смогут работать при других режимах налогообложения?

ЧТО ТЕРЯЕМ?
Так чем же так привлекателен ЕНВД для представителей малого и среднего бизнеса, которых так много в сфере перевозок?

Таких моментов несколько:
предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорсинг, в случае ЕНВД даже не вникают, за что платят налоги. Все очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы.
•отчетность по ЕНВД заполнять несложно, но сдавать ее нужно четыре раза в год.

ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идет на его же счет в Пенсионном фонде.

ПАТЕНТ
Этот режим ввели для индивидуальных предпринимателей, у которых предельный размер доходов по предусмотренному патентом виду деятельности не превышает 60 млн руб. в год, а средняя численность наемных работников — не более 15 человек.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдается на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона, узнать ее можно в режиме онлайн на сайте ФНС, по ссылке, выбрав свой регион и указав вид деятельности (например, грузоперевозки).

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придется покупать еще один патент.

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдается накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента будет выгодна. Но для случайных «обраток» это большая проблема — ведь не будешь покупать патенты в каждом регионе.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 руб. (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать.

«УПРОЩЁНКА»
Как известно, наряду с ЕНВД действует упрощенная система налогообложения (УСН), называемая «упрощенкой», причем в двух видах:
• налог с дохода
• налог с разницы между доходами и расходами.

В первом случае это простая система: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, то есть от «грязного дохода». Декларация подается всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Во втором случае система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наемные водители, поэтому «упрощенка» пользуется популярностью.

Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную ее часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать первый вариант упрощенной системы налогообложения. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать второй вариант. Для этого придется подсчитывать расходы и иметь их документальное подтверждение.

ОСНОВНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Наконец, никто не отменял основную систему налогообложения. Кстати, если до 31 декабря 2020 года предприниматель не определится, на какую систему налогообложения он перейдет, по умолчанию к нему будет применяться основная система. Главное достоинство основной системы — увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. Да, возможностей у этой системы больше, но и обязаловки тоже.

Так, индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13% до 15%), а обществам с ограниченной ответственностью — налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придется тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придется платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчетность придется каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучет на аутсорсинг. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

УДАР ПО БЮДЖЕТУ
При отмене ЕНВД пострадают также самые бедные местные бюджеты. Сегодня все налоги от «вмененки» остаются муниципалитетам, а с её отменой дефицит муниципальных бюджетов неизбежен. В случае перехода малого и среднего бизнеса на общее налогообложение 100% налога на добавленную стоимость будет уходить в федеральный бюджет. Кроме того, налог на прибыль делится пропорционально: часть средств остается в региональном бюджете, а часть отчисляется в федеральный. Очевидно, что с точки зрения наполняемости в первую очередь пострадают муниципальные бюджеты. Поэтому должны быть сделаны корректировки Бюджетного кодекса в части распределения налоговых поступлений в пользу местных бюджетов.

Скорее всего, перевозчики, работающие по ЕНВД, перейдут на упрощенный режим налогообложения. Для того чтобы законопослушные предприниматели не ушли в тень из-за усиления налоговой нагрузки, региональные власти могут снизить ставки, так как у них согласно Бюджетному кодексу есть право устанавливать ставки упрощенной системы самостоятельно.

Так, например, минэкономразвития Забайкальского края предлагает снизить ставки упрощенной системы с 6% до 1% по первому варианту, то есть с дохода, и с 15% до 5% по второму варианту, то есть с доходов за минусом расходов.

Так что проблема относительно безболезненного перехода с одной системы налогообложения на другую решаема. Причем, что очень важно, решаема на региональном уровне, на котором решения принять быстрее. Было бы желание.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

Полностью статью «Как расстаться с «вменёнкой»?» можно прочитать в №1 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: podpiska2007@list.ru



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться