Минтранс разработал проект постановления с новыми правилами «оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам общего пользования федерального значения». В документе содержится ряд важных новшеств.
Так, впервые на законодательном уровне появились расшифровки терминов «предоплатная» и «постоплатная» система оплаты проезда, даны определения транспондеру и системе «свободный поток». Последняя, напомним, не использует пункты оплаты со шлагбаумами для оплаты проезда. Камеры над дорогой считывают на ходу номера машин и проверяют факт оплаты по базе. Попутно сканеры считывают транспондеры, у кого они есть, и автоматически списывают с них плату. Со «свободным потоком» и связано главное нововведение.
Автомобилистам будет запрещено въезжать на такие платные трассы на машинах с нечитаемыми, грязными или «умышленно скрытыми государственными регистрационными знаками». Никакой новой санкции за это предусмотрено не будет. Просто «Автодор» и Минтранс хотят, чтобы ГИБДД усилила контроль за автомобилями на въездах на магистраль. Пока без шлагбаумов работает только ЦКАД, но в планах перевести на «свободный поток» также М-4 «Дон» и скоростной диаметр в Санкт-Петербурге.
Нечитаемые номера проходят как нарушение по статье 12.2 КоАП: штраф 500 рублей за нечитаемые и 5000 или лишение прав — за намеренно скрытые. При системе «свободный поток» предусмотрено наказание за неоплату проезда в сумме от 1500 до 5000 рублей.
По новым нормам оператор платной дороги сможет не пропускать через пункты проезда водителей с задолженностью по оплате. Новые правила вводятся в первую очередь для ЦКАД, но в перспективе «позволят повысить эффективность платных дорог, на которых только планируется использование free flow».