Хронические трудности и новые возможности российского автопрома
Пандемия преподносит сюрпризы – именно так можно охарактеризовать положение дел на рынке коммерческой автотехники. Как в мировом масштабе, так и в российском рынок не упал, а во многих сегментах даже вырос.
Проблемы автопрома на сегодняшний день заключаются в другом, а именно в неполной загрузке производственных мощностей и дефиците автокомпонентов.
ВИРУСУ ВОПРЕКИ
На мировом рынке нового грузового автотранспорта вновь фиксируют подъем. Кризис, вызванный пандемией коронавируса, не остановил автопроизводителей и импортеров большегрузного автотранспорта. А ситуация с подержанными грузовиками парадоксальным образом способствовала явному восстановлению рынка. Стабильное производство грузовиков привело к перенасыщению рынка: рекордные продажи коммерческой техники пришлись именно на последние годы. И вот закончился бизнес–цикл, который длился на этот раз исключительно долго, около 10 лет. Это произошло во второй половине 2019 года, когда продажи уже пошли на спад. Одновременно в начале 2020 года стало проявляться влияние COVID в мировой экономике. Одним из последствий распространения COVID–19 стало закрытие заводов. И даже сейчас, несмотря на то, что работа предприятий в основном восстановлена, объемы производства остаются низкими. В результате вырос спрос на подержанные грузовики, возраст которых не превышает 5 лет. Ситуация на вторичном рынке дошла до того, что он оказался буквально «вычищенным».
Россия движется в русле мировых тенденций рынка коммерческой автотехники в постковидный период. Покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т. д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.
Аналитики Автостата отмечают, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна прежде всего за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл./баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира.
ЭКСПОРТ НАМ ПОМОЖЕТ
Сегодня Россия остается одним из немногих мировых автомобильных рынков, который по итогам пандемии сохранил тем не менее позитивный прогноз.
В России сейчас сосредоточены 15 крупных производств различных зарубежных концернов. Суммарная максимальная мощность этих производств – более 2 млн автомобилей в год, тогда как все полные производственные мощности в стране оцениваются более чем в 3 млн машин в год.
Учитывая все эти факторы, наличие свободных мощностей открывает перед Россией возможность наращивания производства с прицелом на экспорт.
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Эксперты авторынка предвещают подорожание машин, в том числе из–за мирового дефицита микросхем. Но у российского автопрома проблемы не только с чипами – многие комплектующие поставляются из–за рубежа, что делает производителей зависимыми от импорта.
В марте премьер–министр России Михаил Мишустин поручил Минпромторгу и Минфину России до 15 апреля проработать механизмы поддержки компаний, которые изготавливают автокомпоненты, так как российскому автопрому не хватает не только чипов.
Проблема шире – значительная часть деталей для машин производится за рубежом, поэтому компании зависят от импорта, а основная часть добавленной стоимости по–прежнему создается за пределами России, отмечается в обзоре Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
Россия отстает в немалой степени из–за недостатка собственных автокомпонентных производств. Пока производители вынуждены преимущественно справляться с проблемой сами, но без участия государства в вопросе восстановления автокомпонентной отрасли не обойтись.
Не надо думать, что отсталая автокомпонентная отрасль – это проблема только России. Европейцы оказались в ситуации, когда всецело зависят от импорта из Азии, где сконцентрировано, например, производство ячеек для батарей.
Подводя итог, можно сказать, что у российского автопрома есть все возможности для того, чтобы выйти из кризиса – есть национальные проекты, для реализации которых нужна автотехника широкого ряда, незагруженные мощности, перспективы развития автокомпонентного направления, экспортный потенциал. Наконец, помощь государства, которое даже в трудные времена автопрому не отказывало. Кроме того, разработаны и апробированы механизмы ГЧП, которые также могут быть использованы в автопроме.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», к.э.н.
Полностью статью «Аритмия рынка: куда кривая выведет?» можно прочитать в №22 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.