Об этом заставляет задуматься ухудшение экологических характеристик автомобиля
Недавно в прессе появились сообщения о нескольких законодательных новациях, которые, по мнению их инициаторов, должны упорядочить процедуру проведения технического осмотра автотранспортных средств.
Первая уже принята – это разделение ОСАГО и техосмотра. Одновременно обсуждаются еще две инициативы ГИБДД. Одна предполагает исключить обязательность проведения техосмотра для всех автолюбителей. Вторая, которую, правда, пока заблокировало Минэкономразвития, касается приведения требований к техническому состоянию эксплуатируемых автомобилей в соответствие с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Свою отрицательную позицию по последнему вопросу Минэкономразвития объясняет тем, что в регламенте есть ряд несущественных с точки зрения безопасности движения моментов, которые усложнят проверки автомобилей.
Естественно, появление этих новостей вызвало неоднозначную реакцию среди автоэкспертов и автомобилистов. Поэтому за комментариями мы обратились к научному руководителю ОАО «НИИАТ», кандидату технических наук, заместителю председателя бюро управляющего комитета Общеевропейской программы Европейской экономической комиссии ООН–ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья Вадиму Донченко.
– Разделение прохождения техосмотра и получение ОСАГО, в принципе, не отменяет необходимость первого, – отметил наш собеседник, – просто теряется придуманная ранее схема «принуждения» автовладельцев и контроля за проведением этого мероприятия. Раньше ведь связки «страховка–техосмотр» не было, и сотрудники ГАИ просто проверяли наличие талона техосмотра. На мой взгляд, разделение техосмотра и ОСАГО правильное решение. Страховщики должны быть от этой процедуры отстранены. Отвечать за обеспечение качественного проведения техосмотра должны соответствующие контрольно–надзорные органы – ГИБДД, Росприроднадзор, возможно, Ространснадзор.
Вообще же, как считает Вадим Донченко, существующую процедуру прохождения техосмотра автомобиля нужно менять.
– Что касается техосмотра личного легкового автотранспорта, моя позиция такова: большинство владельцев современных легковых автомобилей их регулярно обслуживает на станциях технического обслуживания, в техцентрах и автосервисах, поэтому нужно законодательно разрешить этим станциям, в первую очередь фирменным, осуществлять этот самый техосмотр с выдачей соответствующих документов, в частности, диагностической карты или какого–то другого документа, подтверждающего безопасность технического состояния автомобиля, – отметил Вадим Донченко. – В этом случае проходить дополнительный техосмотр автовладельцам, конечно, не нужно. Но здесь надо решить одну важную задачу – установить ответственность автосервисов и СТО за использование при ремонте и обслуживании автомобилей контрафактных запасных частей, деталей и материалов. Ведь сейчас до 20% заменяемых узлов и деталей являются контрафактными, что, несомненно, может влиять на безопасность движения!
Но есть один важный нюанс, на котором Вадим Донченко заострил особое внимание и который на сегодняшний день полностью игнорируется при обсуждении проблем техосмотра автомобилей, – проверка их экологических характеристик.
Начиная с 2014 года в Российской Федерации для автопромышленности и экспортеров обязательными являются требования стандарта ЕВРО–5, которые достигаются установкой на современных автомобилях эффективных систем снижения токсичности отработавших газов. Такие системы, но с меньшей эффективностью, стоят и на автомобилях более низких экологических классов.
Эти проблемные вопросы стали основанием для подготовки обращения ведущих ученых и специалистов в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением принять ряд неотложных мер. В том числе установить ответственность за несоблюдение требований Приложения 8 к ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в части обязательности при проведении техосмотра для всех категорий автомобилей инструментальной проверки выбросов загрязняющих веществ, поскольку сейчас при проверках во многих случаях снимаются только показания о неисправностях с бортового компьютера, который уже перенастроен «умельцами».
«Безусловно, все предложения требуют дополнительной юридической проработки и принятия ряда организационных мер, на что мы очень надеемся, поскольку вопрос касается самого важного – жизни и здоровья наших граждан».
Вадим Донченко
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Техосмотр: быть или не быть?» можно прочитать в №30 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.