Государство поддерживает рынок дорожно–строительной техники
Рынок дорожно–строительных машин по своим масштабам на порядок меньше сегментов легковой и грузовой автотехники. Тем не менее эксперты констатируют высокий спрос на используемую при строительстве дорог технику. Основной объем торговли сосредоточен в трех регионах – странах ЕС, США и Восточной Азии. Совокупный объем мирового экспорта машин и оборудования для гражданского строительства по итогам 2019 года был равен 98 млрд долл. Из этой суммы доля Китая составила 13,7%, США – 12,5%, Японии – 12,3%. Как на этом фоне выглядит Россия, говорится в обзоре «Рынок дорожно–строительных машин – 2021», подготовленном экспертами Института «Центр развития» Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.
По данным Международного торгового центра (ITC), в 2019 году доля российской продукции в суммарном объеме мирового экспорта дорожно–строительной техники составила лишь 0,36%, говорится в исследовании. При этом импортирует Россия необходимую для дорожного строительства технику в объемах, на порядок превышающих поставки на внешние рынки.
По данным Международного торгового центра (ITC), в 2019 году доля российской продукции в суммарном объеме мирового экспорта дорожно–строительной техники составила лишь 0,36%, говорится в исследовании. При этом импортирует Россия необходимую для дорожного строительства технику в объемах, на порядок превышающих поставки на внешние рынки. В частности, по данным ФТС РФ, в 2020 году из России продукции, соответствующей коду ТН ВЭД 8429 «Бульдозеры с неповоротным или поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные», было экспортировано на сумму 136 млн долл., тогда как импорт аналогичной продукции в тот же период составил 1,4 млрд долл.
Эти цифры отражают факт имеющегося в настоящий момент недостаточного развития отечественной отрасли производства дорожно–строительной техники, которая не может в полной мере удовлетворить даже внутренний спрос на рассматриваемую продукцию, говорится в исследовании.
На сегодняшний день российский сегмент дорожно–строительной техники не восстановил объем продаж, который демонстрировал до кризисного падения в 2015 году (в 2014 году – 215 млрд руб., в 2015 году – 125 млрд руб.). Начиная с 2016 года рынок встал на траекторию роста, и основным драйвером, позитивно сказывавшимся в последние годы на его динамике и благоприятно влиявшим на итоговый объем продаж, стали меры государственной поддержки. Если говорить о структуре рынка, то основной продуктовой позицией, определяющей количественную динамику отрасли, являются экскаваторы. Технически ключевым драйвером развития отрасли в настоящее время является развитие в России производства экскаваторов–погрузчиков, ранее поступавших в страну преимущественно по импортным каналам.
Эксперты ВШЭ также оценили ближайшие перспективы рынка. Вплоть до 2020 года как в России, так и в мире в целом рынок динамично развивался, чему способствовала связанная с глобальной тенденцией роста урбанизации реализация масштабных проектов в сфере инфраструктурного строительства. Разразившаяся в первой половине 2020 года пандемия COVID–19 негативно сказалась на рыночной динамике. Однако уже во втором полугодии продажи строительной техники вернулись на траекторию роста. И эксперты единодушны в своих ожиданиях, что рынок продолжит расти и дальше.
Что касается отдельно российского рынка, фактор пандемии COVID–19 по итогам 2020 года оказал на него не столь сильное, как ожидалось, влияние. Так, например, в 2020 году производство бульдозеров не просто не сократилось, а, напротив, продемонстрировало прирост в 12%. И в настоящее время основным обсуждаемым в экспертной среде фактором влияния на рынок является утилизационный сбор и вопрос повышения его ставок. По крайней мере, именно этот вопрос ставится в качестве основного профильным комитетом АЕБ, настаивающим, что рост ставок вызовет обязательный спад продаж. Такая позиция имеет свою логику, поскольку основная нагрузка утилизационного сбора ложится на технику импортного происхождения. А именно она доминирует в структуре продаж российского рынка. И опыт девальвации рубля в 2015 году показал, что российская продукция не может заменить импорт в достаточной мере.
Тем не менее существует фундаментальный фактор необходимости поддержания в рабочем состоянии существующей транспортной инфраструктуры, а также реализуемые в настоящее время проекты по ее развитию.
Действующий парк техники во многом имеет критичные показатели по возрасту, что делает необходимость его замены неизбежной. Таким образом, учитывая ограничения в имеющемся платежеспособном спросе, специалисты прогнозируют на ближайшие три года рост продаж рассматриваемого рынка со среднегодовыми темпами в 2–3%.
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Траектория роста» можно прочитать в №33 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.