Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эффект низкой базы

Именно этим эксперты объясняют рост производства автомобилей в России

Автопром в России по итогам января — июня 2021 года продемонстрировал стремительный рост производства по основным позициям. Конечно, в первую очередь такой рост объясняется эффектом низкой базы, ведь в первой половине 2020-го в стране действовали ограничения, поэтому в отдельные периоды автозаводы и дилерские центры фактически не работали. Тем не менее и производство, и реализация, пережив трудный период, показывают устойчивый рост.

По данным Росстата, в первой половине 2021 года выпуск легковых автомобилей на всех автозаводах в РФ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 44,3%, в абсолютном выражении собраны 736 тыс. машин. Отдельно по июню прирост составил 16,9%.

Выпуск грузовиков в первом полугодии увеличился на 59,7%, до 85,6 тыс. единиц, в июне в сравнении с прошлогодним показателем за этот же месяц подъем производства составил 78,9%.

В январе — июне собраны 6,1 тыс. автобусов массой более 5 тонн, что на 2,3% больше, чем год назад. Автобусов массой менее 5 тонн за шесть месяцев 2021-го произведено 8,6 тыс. единиц (-2,8%).

По данным «Авито. Авто», с января по июнь 2021-го подержанной грузовой и спецтехникой интересовались на 26% респондентов больше, чем годом ранее, причем активный рост зафиксирован во всех категориях.

Самый популярный транспорт на вторичном рынке в первом полугодии 2021-го — это грузовики, на них пришлось более 50% от общего спроса. А наибольший рост спроса по итогам указанного периода продемонстрировали тягачи (+40%), кроме того, эта категория лидирует по спросу и во втором квартале (+32,7%), и в июне (+21%). Также в первые шесть месяцев вырос спрос на легкий коммерческий транспорт (+38%) и погрузчики (+30%).

Так почему же цены на новую технику растут такими темпами, что потребители предпочитают покупать подержанные машины или ремонтировать имеющиеся? Дело не только и не столько в инфляции, тем более что ее сегодняшний уровень достаточно умеренный. Проблемы российского автопрома носят хронический характер, и связаны они во многом с режимом промсборки, который позволял зарубежным автоконцернам на протяжении многих лет производить продукцию на территории РФ из своих деталей и узлов, превращая наши заводы, по сути, в отверточное производство.

Да, с приходом зарубежных автопроизводителей были построены новые заводы, появились дополнительные рабочие места, увеличились налоговые поступления, на рынке появились иномарки отечественного производства. Но оборотной стороной медали стал развал национальной автокомпонентной отрасли, низкий, почти нулевой уровень локализации агрегатов и узлов отечественного производства, привязка стоимости отечественных машин к курсу доллара, а потом и евро, жесткая зависимость работы конвейера от поставок привозных комплектующих. Зарубежные производители не спешили делиться новыми разработками, а это привело к отставанию в научно-технической сфере. Проблема локализации критически важных компонентов автопрома в России стала особенно очевидна для правительства после того, как в 2018 году США ввели санкции против одного из лидеров отечественного рынка коммерческих автомобилей — группы «ГАЗ», что привело к неоднократным остановкам конвейера.

К сожалению, сегодня ни один автомобиль в России, даже самый локализованный, нельзя произвести без импортных компонентов. Производства некоторых критически важных систем — тормозных, рулевых, компонентов трансмиссии — в России просто нет. И восстановить потерянные компетенции достаточно сложно.

Остро стоит проблема даже с более простыми деталями: резинотехническими изделиями, современными подшипниками. Таким образом, речь должна идти о восстановлении автокомпонентной отрасли в России. Без помощи государства решить эту проблему невозможно, тем более что автокомпонентное производство в России из-за низкой рентабельности (5-6%) не является привлекательным объектом для частных инвестиций.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук

Полностью статью «Эффект низкой базы» можно прочитать в №37 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться