Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Формируется новая отрасль

Эксперты обсудили перспективные методы стимулирования развития электротранспорта в России

Мировой рынок электромобилей в 2010 году состоял из 10 тыс. ед., в 2020 году были проданы уже 3,24 млн электромобилей (+43% к уровню 2019 года). Доля электромобилей в продажах на мировом рынке легковых транспортных средств увеличилась в 2020 году до 4,2% с 2,5% в 2019 году. По прогнозам, рынок электромобилей к 2030–2035 годам вырастет до 140–250 млн ед.

Учитывая мировые тенденции, Правительство РФ 23 августа утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Эффективные решения для развития электротранспорта в России стали темой обсуждения в Общественной палате РФ. Модератор мероприятия, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина, открывая дискуссию, подчеркнула, что при переходе на электротранспорт важен системный подход, обеспечивающий возможности для развития всех его видов.

Как сказал начальник отдела развития машиностроения, легкой, химической промышленности департамента секторов экономики Минэкономразвития России Рустам Абульмамбетов, концепция направлена на создание в стране новой технологичной отрасли по производству электротранспорта и технологий в области компонентной базы для электротранспорта.

Реализация концепции рассчитана на два этапа: до 2024 года будет подготовлена база для массового производства электромобилей; в период 2025–2030 годов их выпуск должен достичь 10% от общего объема производства транспортных средств в стране.

В Минэкономразвития России полагают, что к 2025 году на рынке наступит перелом, когда доля электротранспортных средств достигнет критического значения, после чего рынок начнет развиваться самостоятельно, и объем государственной поддержки будет постепенно снижаться.

Очевидно, что для формирования устойчивого спроса на электромобили необходимо опережающими темпами создавать инфраструктуру. В пилотных городах – Москве, Санкт–Петербурге, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Севастополе, Сочи – зарядная сеть должна быть даже избыточной, чтобы у покупателей электромобилей не возникало сомнений в правильности покупки, считают в Минэкономразвития.

С 2024 года планируется выделить около 9 млрд руб. на софинансирование части стоимости быстрых зарядных станций, исходя из того, что 60% затрат пойдут на производство и 30% – на техприсоединение быстрой зарядной инфраструктуры. К 2030 году планируется ввод в эксплуатацию порядка 72 тыс. зарядных станций по всей территории Росси, из которых 28 тыс. – быстрые зарядные станции.

Эксперты пришли к мнению, что концепция поможет сформировать условия для производства и использования электротранспорта в России, позволит отечественным производителям занять свою нишу на глобальном рынке.

Директор Международного фонда технологического развития в Международном банке экономического сотрудничества Вадим Куликов поднял тему электрического водного транспорта: «У России есть уникальная возможность в течение трех–пяти лет занять лидирующие позиции в этой сфере и стать законодателем мод на стандарты по электрическому водному транспорту. У нас уже есть разработки – лодки с электродвижением. В Москве в ближайшие два года будут запущены регулярные маршруты электрических трамвайчиков; в принципе, Москва может стать первым мегаполисом в мире, где городской транспорт будет функционировать только на электрической тяге».

БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ

Многочисленные исследования показывают, что главным источником загрязнения воздуха в крупных мегаполисах является личный автомобиль. Поэтому развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду – это уже данность.

По словам руководителя проекта «Энергия Москвы» департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Александры Шумской, в столице к 2023 году планируется построить 600 зарядных станций. Чтобы стимулировать потребителей приобретать электромобили, в Москве для владельцев обнулен транспортный налог, возможны бесплатная парковка и зарядка.

В Москве с 2018 года работает новый вид наземного городского транспорта – электробус. В перспективе столичные власти намерены постепенно заменить весь автобусный парк (или большую его часть), работающий на дизеле, на электрический.

По оценкам экспертов, московский электробус – один из лучших на мировом рынке по техническим и эксплуатационным характеристикам, но при этом он на 30% дешевле моделей других производителей, например, польских и немецких.

Замена всего лишь одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год.

Городские власти поддерживают тренд на электрификацию личных автомобилей, но при этом создают условия для того, чтобы люди с личного транспорта пересаживались на общественный экологически чистый транспорт.

Вологда не вошла в число пилотных городов, где будет развиваться электротранспорт, но здесь приняли амбициозное решение стать к 2030 году самым экологичным городом в России, заявил мэр Вологды Сергей Воропанов.

Первый электромобиль в Вологде был зарегистрирован 1 апреля 2020 года, тогда в городе работала одна зарядная станция, сейчас эксплуатируются 30 электромобилей и восемь бесплатных электрических станций. В региональном центре создан офис по развитию электрического транспорта с участием бизнеса с целью создания благоприятных условий для развития городского электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры.

БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЭКОЛОГИИ

К минусам при эксплуатации электротранспорта эксперты относят увеличение потребления электроэнергии, вырабатываемой теплоэлектростанциями, и, как следствие, увеличение количества выбросов в атмосферу, а также необходимость утилизации отработанных аккумуляторов.

В электромобиле источником энергии является литий–ионная батарея–накопитель. На сегодняшний день это наиболее современная и востребованная технология накопления энергии. В России нет ни одного завода, который бы перерабатывал литий–ионные батареи. Из–за отсутствия эффективной системы переработки более 90% аккумуляторов электротранспорта и автономных источников энергии попадают на полигоны, что приводит к загрязнению окружающей среды. Поэтому одной из первоочередных задач при развитии электротранспорта должно стать создание эффективной системы переработки и утилизации аккумуляторов электромобилей и источников бесперебойного питания.

Первым в России проектом по созданию замкнутого цикла производства в сфере электротранспорта станет эко–технопарк «Центр» по переработке аккумуляторов электротранспорта в Нижегородской области (г. Дзержинск). К началу 2022 года проектная документация по эко–технопарку «Центр» пройдет все необходимые государственные экспертизы и общественные обсуждения, сообщила директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» Екатерина Демичева. «К тому моменту, когда в России активно начнут выходить из строя аккумуляторы, которые используются сейчас, и кратно повысится количество электромобилей в городах, наш завод заработает. Здесь будут перерабатываться аккумуляторы электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств, источники бесперебойного питания (UPS) с применением лучших российских и мировых технологий по очистке. Продукты переработки – медь, алюминий, магнитная фракция, литиевый концентрат, никель–кобальтовый сплав, никель–железный сплав – будут возвращены в промышленный оборот», – сказала она.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

 Полностью статью «Формируется новая отрасль» можно прочитать в №38 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

1340

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться