В ГУП «Мосавтотранс» состоялось расширенное заседание Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе России. В работе совета приняли участие заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Леонид Липсиц, представители транспортных предприятий, территориальных органов власти, общественных организаций, науки и бизнес–сообщества.
Николай Асаул, в частности, отметил, что минувший год запомнился послекризисным оживлением автомобильных перевозок. Грузовым автопарком всех отраслей перевезено 5,2 млрд тонн грузов, грузооборот в 2010 году по сравнению с предыдущим увеличился на 10% и составил почти 200 млрд тонно–километров. Рост главным образом был обусловлен увеличением средней дальности перевозки грузов. Объем услуг по коммерческим перевозкам по всем субъектам автотранспортного рынка составил 1,6 млрд тонн, грузооборот – 93 млрд тонно–километров, рост – 120%.
По экспертной оценке, в 2010 году эксплуатационный парк подвижного состава грузового автотранспорта России составил более 5,5 млн единиц. Произошло существенное перераспределение парка автомобилей в пользу частных перевозчиков. Основными недостатками парка являются его высокий средний возраст и несовершенная структура. Только 27% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, 47% полностью амортизированы, срок их службы превышает 10 лет.
Необходимость обновления грузового парка связана также с несоответствием его потребительскому спросу. Фактическая доля бортовых автомобилей крупных и средних предприятий составляет 27%, превышая рациональную долю примерно в три раза. В то же время количество специализированных транспортных средств явно недостаточно. Например, рефрижераторов насчитывается всего 4%, цистерн – 7%. Для потребителей транспортных услуг этого крайне мало. Не хватает также большегрузных автомобилей, автопоездов. Правда, отрадно отметить, что доля большегрузного транспорта увеличилась с 19% два года назад до 28,5% в настоящее время.
Объем международных перевозок грузов по итогам 2010 года увеличился на 13% и составил порядка 33 млн тонн. Наибольший прирост на российском рынке достигнут на направлениях: Финляндия, Латвия, Польша, Украина, Иран. Существенно активизировались двусторонние грузопотоки с такими странами, как Турция, Молдавия, Сербия, Узбекистан, Чехия. По ряду стран объемы перевозок в текущем году даже превысили докризисный уровень 2008 года. Доля экспорта из России в 2010 году составила порядка 27% по сравнению с предыдущим периодом. Иностранные перевозчики смогли увеличить свою долю в общих объемах, их темпы роста несколько выше, чем у российских коллег. Во многом это вызвано уменьшением оте-чественного парка автомобилей, которое произошло в период кризиса. В среднем он сократился примерно на 10%.
Среди основных задач министерства в сфере международных перевозок Николай Асаул назвал совершенствование принципов функционирования системы многосторонних разрешений ЕКМТ, включая приоритет при распределении разрешений транспортным средствам более высокого экологического класса. Важное направление работы – поддержание паритета при выдаче двусторонних разрешений и переход на заключение среднесрочных соглашений по обмену разрешениями. Так, например, с Польшей были определены квоты сразу на три года вперед. Это дает возможность планировать развитие наших компаний.
Николай Асаул сообщил, что сегодня перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляют 1476 крупных и средних предприятий, на автобусном транспорте общего пользования обслуживаются 951 город и поселок городского типа, 59 тыс. сельских населенных пунктов.
Крупными и средними автотранспортными предприятиями обслуживаются сегодня 24 тыс. автобусных маршрутов.
По оперативным данным, в 34 регионах возросли объемы перевозок пассажиров автобусным транспортом. Однако в некоторых регионах наблюдалось более чем 10–процентное снижение объема перевезенных пассажиров. В 2010 году сохранилась тенденция к снижению перевозок на муниципальном транспорте. Тому несколько причин, считает заместитель министра. Это сокращение парка подвижного состава большой и особо большой вместимости, находящегося в собственности государственных и муниципальных предприятий, перераспределение платежеспособных пассажиров в связи с формированием в большинстве городов перевозок автобусами малой вместимости, сокращение трамвайных и троллейбусных маршрутов и, наконец, постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании. Этот рост даже в кризис не прекратился, и на сегодня в стране насчитывается более 31 млн легковых автомобилей. В регионах с существенным снижением объемов перевозок необходимо, по мнению Николая Асаула, предпринимать меры по оптимизации маршрутной сети, обследованию пассажиропотоков с последующей корректировкой расписания движения в соответствии с фактическим спросом.
Перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам в международном сообщении осуществляются в 22 государства Европы и Азии. В 2010 году действовало 495 регулярных международных маршрутов. Наиболее развита сеть международных сообщений в Москве и Санкт–Петербурге, Ростовской, Калининградской, Оренбургской областях, Краснодарском крае. На международных маршрутах работают около 200 российских перевозчиков. Общий объем перевозок в международном сообщении в 2010 году составил 11,3 млн пассажиров, что почти на полтора миллиона больше по сравнению с предыдущим годом.
В настоящее время на учете в Минтрансе числится 2836 регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ. Наиболее развита сеть таких маршрутов в Башкортостане, Ставропольском, Краснодарском краях, Ульяновской области, Татарстане. Приоритетным направлением на 2011 год в сфере межрегиональных автобусных перевозок должно стать, по мнению Николая Асаула, практическое внедрение элементов централизованной системы продажи билетов по персональным данным пассажиров.
В России сегодня зарегистрировано более 900 тыс. автобусов. К сожалению, приходится констатировать, что за последние десятилетия парк машин сократился, особенно в крупных и средних предприятиях, почти в два раза. Около 41% автобусов самортизированы, 31% подлежит выбраковке по критериям обеспечения безопасности.
Из 9 тыс. эксплуатируемых трамвайных вагонов и 11 тыс. троллейбусов – со сроком службы свыше 15 лет соответственно 75% и 54%.
Как отметил Николай Асаул, реальным шагом, способствующим обновлению парка подвижного состава, стало предоставление из федерального бюджета субсидий субъектам РФ на закупку транспортных средств и коммунальной техники. В 2009 году было закуплено 5400 единиц, в 2010–м – 3200. Способствует решению проблемы обновления подвижного состава и реализация программы льготного лизинга. В 2010 году Государственной транспортной лизинговой компанией были заключены договоры на поставку 377 автобусов на общую сумму 959 млн руб., а также 7 специальных вагонов для линий скоростного трамвая на 420 млн руб.
Благодаря этим мерам доля самортизированных автобусов стала постепенно снижаться.
Осенью минувшего года в рамках Транспортной недели был заключен меморандум о взаимопонимании между Минтрансом и МБРР. Предполагаются различные формы сотрудничества, в том числе в сфере обновления парка.
В области нормативно–правового регулирования, сообщил Николай Асаул, приняты два федеральных закона. Они касаются ратификации конвенции о международных перевозках пассажиров и багажа, а также ратификации меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Зарегистрирован приказ Минтранса России об утверждении требований к оборудованию автовокзалов. Правительством РФ утверждены подготовленные министерством правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Данные правила позволят сформировать единые подходы в работе страховых компаний.
Внесены изменения в положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, установившие полномочия Ространснадзора по выдаче специальных разрешений на перевозки опасных грузов. Приказом Минтранса утверждена номенклатура комплектующих изделий, для которых устанавливается нулевое значение взноса при расчете размеров расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств. Эта номенклатура не допускает применения бывших в употреблении запчастей, которые влияют на обеспечение безопасности транспортных средств.
Совместным приказом Минтранса, Минюста, МВД утверждено положение о межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов–техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.
В 2010 году были подписаны межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении с Нидерландами и Черногорией. Подготовлены к подписанию соглашения с Грецией, Латвией, Сербией, Абхазией. Заключено соглашение о переносе транспортного автомобильного контроля на внешнюю границу союзного государства России и Белоруссии. В ближайшее время планируется подписание аналогичного трехстороннего соглашения с участием Казахстана.
Кроме того, Минтрансом направлены в Правительство РФ изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в правила перевозки грузов автомобильным транспортом, проект федерального закона об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и другие законодательные акты.
Один из законопроектов, активно обсуждаемых в профессиональном сообществе, – проект федерального закона об автотранспортной деятельности в РФ. Как подчеркнул Николай Асаул, документ направлен на урегулирование отношений, связанных с допуском на рынок транспортных услуг, обеспечением безопасности перевозок, государственным контролем выполнения установленных требований. В качестве одного из механизмов регулирования деятельности транспортных предприятий предполагается использовать саморегулирование. Заместитель министра выразил надежду на то, что система СРО позволит эффективно бороться с недобросовестными перевозчиками.
В ходе заседания поднимались и другие проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики. Осложняют работу, в частности, недостаточное финансирование муниципальных пассажирских перевозок, сложившийся порядок формирования тарифов на транспортные услуги, ставящий предприятия на грань выживания, необоснованный рост цен на топливо, особенно в последние месяцы. Высказывались различные предложения о том, как надо регулировать рынок грузовых перевозок. По мнению собравшихся, здесь должен поддерживаться баланс интересов государства, потребителей транспортных услуг и тех, кто их оказывает.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.