Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Индекс грузоперевозок

Он выгоден как грузоотправителю, так и перевозчику

Крупнейшая в России Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU начала публиковать в открытом доступе еженедельный индекс ATI.SU. Он показывает динамику цен перевозок на Full Truck Load (полностью загруженный грузовик) — по ста наиболее популярным направлениям внутри России и за рубежом. Создатели индекса рассчитывают, что со временем он обретет в сфере грузоперевозок такую же значимость, какую в биржевой торговле имеют фондовые индексы.

Сфера грузоперевозок отличается отсутствием прозрачности. Из-за недостатка информации о ценах и их динамике перевозчикам и грузоотправителям не всегда удается эффективно работать. Для того чтобы делать прогнозы по рынку, экономическим аналитикам не хватает данных в открытом доступе. Сейчас соответствующую статистику по отрасли публикует только Росстат, но она запаздывает по времени и не всегда объективна.

Биржа грузоперевозок ATI.SU — независимая площадка, объединяющая более 300 тыс. участников рынка и оказывающая услуги в Республике Беларусь, Казахстане и других странах СНГ, в равной степени предоставляет свои услуги как перевозчикам, так и грузоотправителям и располагает большим объемом данных, на основе которых и был разработан и выведен в открытый доступ индекс для отрасли грузоперевозок. В постоянном доступе находятся более 100 тыс. свободных (попутных) машин.

Индекс ATI.SU рассчитывается как на основе размещенных на бирже заявок на перевозку, так и на основе данных о реально совершенных сделках. Последние имеют больший удельный вес из-за своей достоверности. Ведь цены в размещенных на бирже заявках далеко не всегда совпадают с ценами на реальные перевозки — примерно так же, как цены в объявлениях на продажу квартир не совпадают со стоимостью сделки. Решить эту проблему позволяют довольно сложные математические модели и применение систем машинного обучения, которые дают возможность отбросить некачественные данные при еженедельном расчете индекса.

Необходимо отметить также, что сейчас ведутся активные переговоры с другими крупными игроками в сфере автомобильных грузоперевозок об обмене обезличенными данными о сделках, что позволит еще больше повысить качество расчетов. В таком объединении данных, несмотря на конкуренцию, заинтересованы все.

Предполагается, что индекс ATI.SU станет эффективным инструментом для участников сферы грузоперевозок — поможет им в стратегическом планировании деятельности и в ежедневной работе, в переговорах друг с другом. Например, перевозчик, зная о росте цен на конкретном направлении, может аргументированно повысить ставку и не терять деньги. Кроме того, анализ индекса поможет перевозчику выбрать более перспективные направления для работы. Грузоотправитель, который следит за колебаниями индекса, получает возможность не переплачивать и более точно планировать бюджет на логистическую составляющую.

— Индекс ATI.SU показывает не абсолютный уровень цен, а их динамику относительно стартовой точки, за которую приняты цены уровня сентября 2017 года, — сообщил основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. — Это позволяет наглядно увидеть преобладающую тенденцию на рынке и какие-то закономерности. Задача индекса — делать наш рынок более прозрачным и цивилизованным. 

В свою очередь, как отметил директор производственной компании «Акцент» Андрей Алешин, индекс в том варианте, в котором работает уже сейчас, достаточно наглядно отражает динамику рынка. Компания «Акцент», имеющая как собственный транспорт для перевозки своих товаров, так и наемный, оценила этот новый инструмент по достоинству.

Сегодня индекс — это сводный инструмент, и понадобилось много времени, чтобы проанализировать данные по всем ста направлениям, которые предоставил индекс ATI.SU. В идеале от создателей этого прогрессивного инструмента ожидается его дальнейшее развитие и конкретизация большего объема данных.

— Например, был бы полезен еженедельный или ежемесячный топ-10 направлений, по которым перевозится максимальное количество грузов, — пояснил Андрей Алешин. — Для игроков рынка важен индекс максимально подорожавших маршрутов, начиная от топ-1 и заканчивая топ-10. Нам бы хотелось также видеть рейтинг маршрутов — от лучшего к худшему по всем ста направлениям, которые оценивает индекс.

Итак, индекс ATI.SU — аналитический инструмент на рынке автомобильных грузоперевозок, который показывает динамику цен по ключевым направлениям в России. В расчет берется корзина ставок на перевозки десятков тысяч сделок и грузов, размещаемых на бирже ATI.SU. Индекс актуален для полностью загруженных автомобилей (20 тонн, 82 кв. м), с разными типами кузовов: открытые, закрытые и с рефрижераторами.

По статистическим данным, полученным с использованием индекса ATI.SU за третий квартал 2021 года, на рынке автогрузоперевозок наблюдается дисбаланс между спросом и предложением, что ведет к росту цен. По данным индекса, которые были получены в результате анализа самых популярных для большегрузов направлений внутри России, цены за последние три месяца выросли на 4,7%. При этом рост в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил примерно 20%.

На середину октября индекс ATI.SU, который обновляется еженедельно, показал рост цен в годовом выражении на 22,2%. Правда, за последний месяц наблюдается символическое снижение цен (-0,4%), однако говорить о смене тенденции нельзя — осеннее снижение цен носит сезонный характер.

Текущие тенденции относятся к большегрузам всех типов. Так, для открытых кузовов рост индекса ATI.SU составил 20,8% за 12 месяцев и 5,9% за последние три месяца. Для закрытых кузовов без учета рефрижераторов цены выросли на 21,7% за 12 месяцев и на 4,8% за три месяца. И, наконец, рефрижераторные перевозки подорожали за 12 месяцев на 23,3% и за три месяца — на 6,1%.

Подорожание грузоперевозок заметно на всех основных направлениях, хотя динамика несколько различается. По данным индекса ATI.SU, перевозки из Москвы в Санкт-Петербург за год подорожали на 23,8%, но за последние три месяца цены остались на прежнем уровне, а за последний месяц даже снизились (на 6,6%). Перевозки из Санкт-Петербурга в Москву, напротив, подорожали за последний месяц на 7,3%, а за год — всего на 15%.

Продолжают также дорожать перевозки в южные регионы: из Москвы в Краснодар за месяц прибавили 6,3%, за три месяца — 15,7% и 20,3% за год, а из столицы в Ростов-на-Дону подорожали за месяц на 7,8%, за три месяца — на 16,8% и на 23,7% за год.

Основной причиной удорожания перевозок является нарушение баланса между спросом и предложением — на рынке наблюдается дефицит водителей грузовиков. Так, по данным Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в третьем квартале 2021 года количество заявок на перевозки внутри страны увеличилось примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 7,7 млн.

По-прежнему центром притяжения логистических потоков является Московская область. Так, по итогам третьего квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года заявки на перевозки грузов из Ставропольского края в Подмосковье увеличились на 159%, из Пермского края — на 127%, из Челябинской области — на 111%, из Свердловской области — на 109%. В целом перевозки внутри области прибавили 62%, из Подмосковья в Санкт-Петербург — 51%, а из Подмосковья в Москву — 44%.

Что касается типов грузов, то и здесь наблюдалась положительная динамика во всех популярных группах, но особенно в «съедобных» товарах. Так, количество заявок на перевозку продуктов питания по итогам третьего квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло в среднем на 59%: безалкогольных напитков — на 68%, соков — на 60%, пива — на 56%, алкогольных напитков — на 74%, круп — на 68%, сахара — на 56%, мяса — на 35%.

Между тем количество размещенных на бирже ATI.SU машин за тот же период не увеличилось, а, наоборот, незначительно снизилось (на 1,5% по сравнению с третьим кварталом прошлого года). В частности, если анализировать их по типам кузовов, то заметно сократилось количество размещенных фургонов (-14%), которые особенно востребованы во внутригородских перевозках, и рост именно в этой сфере сейчас оказывает давление на весь рынок. Развитие онлайн-торговли и сервисов доставки приводит к тому, что водители массово уходят с дальних маршрутов в этот сегмент.

 — Цены на нашем рынке будут расти до тех пор, пока не выровняются спрос и предложение, — прокомментировал ситуацию Святослав Вильде. — При этом рыночные механизмы в нашей отрасли работают достаточно эффективно. Однако для появления на рынке новых игроков требуется время. Впрочем, тенденция к восстановлению баланса уже наметилась. Осенью среднее количество размещенных на нашей бирже машин несколько подросло по сравнению с августом, рост индекса ATI.SU начал замедляться.

Валерий ГЕОРГИЕВ



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться