Индивидуализация ОСАГО против инфляции
С началом индивидуализации ОСАГО прослеживается четкая тенденция на снижение и удержание стоимости полисов на стабильном уровне, хотя ежегодные скачки инфляции и активный рост цен на автозапчасти, казалось бы, должны способствовать обратному процессу. Как ни пытаются противники нововведений распространить и укрепить слухи об удорожании «автогражданки», анализ официальной статистики подтверждает – стоимость полисов ОСАГО снизилась после 2018 года и держится на одном уровне вот уже три года.
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» сравнил данные по стоимости полисов от Российского союза автостраховщиков за период 2018–2021 годов и данные о росте инфляции за тот же период, предоставленные аналитическим агентством «Автостат». Из них следует, что средняя цена полисов автострахования снижалась от отметки в 5701 руб. (2018 год) до 5581 руб. (2021 год), в то время как инфляция показала рост в два раза за тот же период: с 4,3% до 8,39%. Столь значительная разница доказывает, что меры, предпринимаемые ЦБ и страховым сообществом в рамках индивидуализации, не только не увеличивают стоимость полисов, но и способствуют ее постепенному снижению.
Первый этап реформы ОСАГО стартовал 9 января 2019 года. Указом Центробанка были пересмотрены коэффициенты «возраст–стаж» и «бонус–малус», которые являются ключевыми при расчете цены полиса, а также расширены границы тарифного коридора. В результате стоимость «автогражданки» не только не увеличилась, но даже сократилась на 5% (с 5701 руб. в 2018 году до 5423 руб. в 2019 году). Со вторым этапом реформы были введены индивидуальные тарифные факторы, по которым начиная с сентября 2020 года страховщики рассчитывают цену ОСАГО индивидуально для каждого водителя. При этом стоимость полиса зафиксировалась на уровне 2019 года и составила 5497 руб. Наконец, в 2021 году индивидуализация набрала силу и закрепила результаты прошлых лет, параллельно с этим стартовала общественная дискуссия о необходимости продолжения реформы ОСАГО. Все больше водителей начали осознавать преимущества индивидуализации и оформлять полисы со скидками. Стоимость «автогражданки» осталась примерно на прежнем уровне и составила 5581 руб. за 11 месяцев 2021 года.
«Основной вектор индивидуализации направлен на то, чтобы для опытного добросовестного автовладельца стоимость полиса оставалась такой же либо снижалась. Страховые компании конкурируют между собой, чтобы привлечь таких клиентов, которые ездят на своей машине аккуратно, не попадают в ДТП, не нарушают правила дорожного движения, и готовы предоставлять им льготные условия. Для автовладельцев, которые попадают в аварии по своей вине, нарушают ПДД, водят агрессивно, полис подорожает. Тем не менее средняя цена полиса для добросовестных водителей не должна увеличиться», – объясняет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
В рамках старта третьего этапа индивидуализации расширен тарифный коридор ОСАГО и снижены более половины территориальных коэффициентов.
В рамках индивидуализации «автогражданки» на 2022 год запланированы еще две поправки в закон об ОСАГО: увеличение лимитов возмещения за вред жизни и здоровью до 2 млн руб. и отказ от учета износа при расчете стоимости ремонта автомобиля. Все эти нововведения прокачают ОСАГО и сделают «автогражданку» еще более востребованной в глазах водителей.
Пресс–служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»