Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Определить факторы роста

О ситуации на рынке международных автомобильных перевозок

В Москве прошло общее собрание членов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая объединяет около 1400 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении.

Президент АСМАП, председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев подвел итоги работы на российском рынке международных автомобильных перевозчиков в 2021 году и рассказал о результатах деятельности за пять месяцев текущего года.

Сложности адаптации

В 2021 году деятельность российских международных автоперевозчиков осуществлялась в условиях продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции, что привело к значительному увеличению сроков поставки товаров, усложнению логистики, длительным простоям транспортных средств по ряду направлений. Тем не менее объем международных автомобильных перевозок сохранился на уровне 2020 года и составил 34,8 млн тонн. При этом российские компании перевезли 15,7 млн тонн грузов (+0,3% к уровню 2020 года), иностранные – 19,1 млн тонн.

Доля экспортных перевозок превысила долю импортных и составила 51,9%. Доля российских перевозчиков составила 45,1%.

Основным ограничивающим фактором для роста перевозок, выполненных российским транспортом, стало практически двукратное сокращение объемов перевозок на китайском направлении ввиду установления властями КНР жестких противоэпидемических мер. По сравнению с 2019 годом снижение объемов на китайском направлении составило 70%, или 4% от общего рынка МАП России.

В то же время на европейском направлении был достигнут существенный рост. Между Россией и странами Евросоюза в целом в 2021 году перевезены 22,8 млн тонн, доля грузоперевозчиков России – 55,4%. Положительные результаты были достигнуты по перевозкам в Германии, Польше, Италии, Франции, странах Балтии и Скандинавии. Также объемы перевозок выросли на иранском, турецком и грузинском направлениях. Сокращение объемов перевозок у отечественных предприятий отмечалось по следующим направлениям: Армения, Молдавия, Сербия, Швейцария, Абхазия и Дания.

В целом российские международные перевозчики смогли адаптироваться к сложным условиям работы и обеспечить поставку внешнеторговых грузов, необходимых российской экономике.

Нужны перемены

В текущем году власти КНР пролонгировали жесткий антиковидный режим. Действует запрет на импорт товаров в страну, установлен порядок осуществления экспорта китайских товаров с применением схемы подачи под погрузку прицепной техники с китайской границы местными тягачами. Время пребывания российских тягачей на китайской территории ограничивается несколькими часами.

В рамках пятого пакета санкций Евросоюза против России введен запрет для российских автомобильных перевозчиков осуществлять автомобильные перевозки грузов по территории ЕС. Данные положения вступили в силу 9 апреля 2022 года. Эта мера оказала крайне негативное воздействие на сектор международных автомобильных перевозок.

АСМАП приняла обращение к Президенту России Владимиру Путину. В связи с санкциями Евросоюза работы на европейском направлении были вынуждены прекратить около 3100 российских автопредприятий, говорится в обращении, с численностью работников более 70 тыс. человек и общим парком подвижного состава 45 тыс. автопоездов.

Текущая рыночная ситуация не позволяет российским предприятиям автотранспорта, которые в большинстве своем относятся к субъектам малого предпринимательства, оперативно переориентировать свои транспортные средства для перевозок в другие страны или на внутренний рынок. В результате подавляющее большинство транспортных компаний, ранее выполнявших перевозки в/из Евросоюза, не могут осуществлять перевозочную деятельность в прежних объемах, платить заработную плату работникам, вносить лизинговые платежи, производить уплату налогов и других текущих платежей.

По оценкам АСМАП, потери российских международных автоперевозчиков из–за остановки ими деятельности составили на 1 июня 2022 года более 9 млрд руб.

По экспертной оценке, в досанкционный период объем доходов национальных предприятий автотранспорта от оказания услуг по перевозке грузов на европейском направлении составлял 2,5–2,7 млрд евро в год, или 210–230 млрд руб., что обеспечивало поступление в бюджетную систему страны около 40–45 млрд руб. налоговых и неналоговых платежей.

Установленный Евросоюзом запрет для российских перевозчиков позволил занять освободившуюся рыночную нишу по доставке российских внешнеторговых грузов иностранным транспортным компаниям. В отсутствие конкуренции со стороны российских предприятий европейские перевозчики многократно подняли тарифы на свои услуги. В результате возникшего монопольного положения иностранные транспортные компании увеличили стоимость своих услуг по перевозке грузов из Европы в Россию в 4–5 раз.

Так, если в начале 2022 года средняя ставка на перевозку груза автопоездом в составе стандартного тентованного полуприцепа из Германии в Центральную Россию в среднем не превышала 3200 евро, то после 16 апреля 2022 года она выросла уже до 12–15 тыс. евро.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении доставки экспортных грузов из России в страны Евросоюза – ставка при перевозке в Германию выросла с 2 тыс. евро до 6–9 тыс. евро.

Сверхвысокие ставки иностранных перевозчиков привели к значительным дополнительным расходам у российских участников внешнеэкономической деятельности. За период с 9 апреля по 1 июня 2022 года за счет увеличения стоимости перевозок между странами ЕС и Россией они переплатили около 68 млрд руб. В случае непринятия ответных мер их дополнительные издержки до конца 2022 года составят еще 265 млрд руб.

Андрей Курушин привел в пример Республику Беларусь, где с 16 апреля 2022 года введен запрет на перевозки по белорусской территории иностранными перевозчиками стран ЕС.

В АСМАП предлагают, чтобы в РФ было принято аналогичное решение по запрету перевозок иностранными перевозчиками стран ЕС.

К сожалению, в России ответные меры в отношении автоперевозчиков стран Евросоюза до настоящего времени не приняты.

Вместе победим!

Важное направление деятельности АСМАП – совершенствование весогабаритного контроля.

По словам Евгения Москвичева, в порядок выдачи специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов были внесены изменения, предусматривающие выдачу специальных разрешений в форме электронного документа для крупногабаритных транспортных средств на неограниченное количество поездок в течение трех месяцев, а для тяжеловесных транспортных средств количество поездок определяется заявителем.

15 апреля 2022 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся поправки в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 127–ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие возможность движения тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей не более чем на 10% превышают допустимую массу и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей без специального разрешения. Данное положение распространяется также на тяжеловесные транспортные средства, осуществляющие перевозку делимых грузов. Принятие указанной нормы стало результатом многолетней работы ассоциации, направленной на решение проблем автотранспортных компаний, связанных с проведением весогабаритного контроля, в том числе на автоматических пунктах, а также с перевозками грузов в контейнерах.

Для полноценного применения данной нормы, введенной федеральным законом (исключение штрафных санкций до 10%), необходимо принятие соответствующих поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые в настоящее время также готовятся.

В 2022 году будет продолжена работа по упрощению процедуры оформления пропусков на въезд в Москву и на МКАД. По согласованию с департаментом транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы исключено требование о предоставлении ПТС, копий водительского удостоверения, диагностической карты и карточки допуска транспортного средства к международным перевозкам, а также договора, подтверждающего осуществление грузовых перевозок, для транспортных средств, выполняющих международные перевозки.

«АСМАП на протяжении многих лет оказывает Министерству транспорта РФ экспертную поддержку, решения по тем или иным вопросам принимаются после консультаций с руководством ассоциации», – заявил и. о. директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко.

Благодаря проведенной работе совместно с Минтрансом России за прошедший год удалось получить дополнительно около 102 тыс. разрешений по 17 странам, в том числе 46 тыс. разрешений в квотируемых странах, включая Азербайджан, Италию, Казахстан, Литву, Польшу и Венгрию.

По словам Владимира Луговенко, уже принято решение о выделении из федерального бюджета 2,4 млрд руб. на погашение затрат, связанных с изъятием транспортных средств на Украине. Также предполагается выделить автопредприятиям 18,6 млрд руб. для сохранения занятости и на компенсацию затрат на оплату труда, 3,5 млрд руб. – на выделение субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь лизинговых организаций в части отсрочки оплаты процентов по договорам лизинга.

Пятый пакет санкций ЕС не позволяет международным автоперевозчикам работать в прежнем режиме, поэтому необходимо вводить новую парадигму логистики перевозок с использованием схемы перецепки/перегрузки, сказал представитель Минтранса. «Если бы решение зависело только от нас, то оно было бы уже принято, – заявил он. – Но необходимо учитывать мнение коллег из Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития, Минфина, ФТС России, которые высказывают опасения, что введение ответных санкций приведет к полной остановке грузопотока. В конечном итоге решение о введении ответных мер может принять только глава государства».

Со своей стороны Минтранс России работает над обеспечением российских перевозчиков дополнительными разрешениями от дружественных государств – Турции, Ирана, Азербайджана. В начале июля запланированы российско–китайские переговоры по этой теме.

Продолжается работа в области нормативно–правового обеспечения в части цифровизации транспортной отрасли, внедрения электронных документов, повышения пропускной способности пунктов пропуска.

«Санкции – это надолго, нам объявлена война с целью разрушить экономику России и даже расчленить ее территорию на несколько государств. В Европу нам путь закрыт на долгие годы, надо перестраиваться на новые направления, – выразил свою точку зрения президент Союза транспортников России, член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов. – Международным перевозчикам нужно обратить внимание на внутренние перевозки, активизировать сотрудничество с ОАО «РЖД». У компании по ряду направлений ощущается нехватка пропускных способностей, не хватает подвижного состава. Имеет смысл объединить усилия, возможно, до 15% грузов можно было бы перевозить автомобильным транспортом».

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться