Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

От «бережливых технологий» к транспортной реформе

Внедрение системы «бережливого производства» на любом предприятии – надежный способ повысить эффективность его работы

В этом убедились специалисты сферы пассажирского транспорта Южно-Сахалинска. АО «Транспортная компания» является ведущим муниципальным перевозчиком, обеспечивая свыше 70 % охвата городской маршрутной сети столицы единственной в России области на островах. Сегодня на базе предприятия создается образцовое учреждение «бережливого производства» в транспортной сфере. Кроме того, компания является локомотивом реформы пассажирского транспорта, стартовавшей в Южно-Сахалинске в августе этого года.

«Бережливое производство» – это концепция управления предприятием, которая основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Переориентация производственных и технологических процессов на постоянное повышение качества процессов внутри предприятия как следствие приводит к повышению качества выпускаемой продукции или услуг, а также снижению издержек.

Учитывая, что предприятие осуществляет автомобильные пассажирские перевозки, основной целью внедрения «бережливого производства» в АО «Транспортная компания» является повышение безопасности и качества предоставления пассажирских перевозок населению, а также сокращение издержек.

– Система общественного транспорта имеет важнейшее социальное значение, так как ее функционирование призвано обеспечивать потребность наших жителей в перемещении как в границах Южно-Сахалинска, так и на пригородных направлениях. От эффективности управления и качества организации труда на нашем предприятии во многом зависит качество и безопасность перевозок в целом и, как следствие, удовлетворенность транспортными услугами жителей города численностью более 200 тысяч человек, – рассказал генеральный директор АО «Транспортная компания» Сергей Павлов. – В современных непростых условиях и новых экономических реалиях, когда многие предприятия общественного транспорта испытывают дефицит ресурсов, одним из самых эффективных способов повышения производительности является внедрение новых подходов. Для нас таковым стало «бережливое производство».

Внедрение бережливого производства в АО «Транспортная компания» началось с 2019 года и продолжается сегодня, но уже в новом формате единой стратегии развития «Бережливых регионов», сутью которой является последовательное создание образцовых учреждений и предприятий во всех сферах деятельности. Эти учреждения в дальнейшем являются опорой для остальных предприятий данной сферы, обмениваются лучшими практиками с другими регионами.

Суть создания образцовых учреждений состоит в том, чтобы повысить качество предоставляемых учреждениями услуг, тем самым увеличить уровень удовлетворенности населения и операционную эффективность учреждений с фокусом на максимальную клиентоориентированность. Образцовое учреждение отслеживает возникающие проблемы и жалобы получателей услуг, и стремится к непрерывному самосовершенствованию. Работу по созданию образцового предприятия на базе АО «Транспортная компания» курирует Министерство Сахалинской области по эффективному управлению регионом совместно с администрацией города Южно-Сахалинска.

Мониторинг работы АО «Транспортная компания», в том числе на основе жалоб населения выявил, что проблемы в работе предприятия частично возможно устранить за счет реализации плана мероприятий образцовых учреждений и внедрения «бережливого производства».

По итогам проведенного сотрудниками Министерства Сахалинской области по эффективному управлению регионом аудита был выявлен ряд ключевых проблем, влияющих на качество и безопасность пассажирских перевозок: срыв или невыход автобусов на линию; несоблюдение графика маршрутной городской сети; длительное время подготовительно-заключительных работ на обслуживание автобуса, в том числе длительный процесс заполнения путевого листа перед выходом на линию; плохое физически-эмоциональное состояние водителя («уставший водитель»); расход топлива сверх установленных норм; неукомплектованность водительского состава; длительное ожидание ответа на жалобы населения и многие другие.

Причинами этого явились отсутствие запасных частей, несвоевременное проведение ремонтных работ подвижного состава, заполнение путевых листов в ручном режиме, отсутствие программного обеспечения для автоматизации процессов, отсутствие условий для отдыха водителей, неправильное распределение обязанностей между специалистами, ответственными за подготовку ответов на жалобы населения и как следствие неудовлетворение потребностей пассажиров. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, необходимо было срочно принимать меры по исключению потерь, что и послужило толчком для внедрения системы «бережливого производства» в АО «Транспортная компания».

– Создание образцового учреждения на базе нашей транспортной компании требовало опыта и углубленных знаний в этой сфере. Поэтому в первую очередь мы направили сотрудников на обучение в Региональный центр компетенций Сахалинской области в сфере производительности труда. Наши специалисты тренировались на учебной площадке «фабрики процессов» - это возможность на примере реального производственного процесса получить опыт применения инструментов «бережливого производства», – отметила ведущий инженер по организации управления производством АО «Транспортная компания» Южно-Сахалинска Ирина Отясова.

После обучения сотрудников был разработан план мероприятий и определены основные направления оптимизации деятельности ТК. В ходе модернизации и повышения эффективности деятельности предприятия активно применялись инструменты «бережливого производства», такие как: система «5С», картирование процессов, канбан, навигация, кайдзен и другие. В результате чего удалось устранить потери, а сохраненные ресурсы были направлены на повышение уровня удовлетворенности пассажиров общественного транспорта.

Один из успешных примеров применения «бережливых технологий» в транспортной компании Южно-Сахалинска – это оптимизация процесса управления автотранспортом при помощи внедрения электронного путевого листа. Как известно выход на линию каждой единицы автобуса общественного транспорта сопровождается заполнением путевого листа, как утром, так и после возвращения в парк. Оформление документа на бумажном носителе занимает до 50 минут. В первую очередь это ожидание распечатки путевого листа, заполнение результатов предрейсового медосмотра, данных о технической готовности, дальнейшая проверка заполнения данных. Кроме того, существовала множественная обработка документа, с вероятностью потери бумажного носителя и последующей траты времени на восстановление как данных, так и подписей ответственных лиц, что могло в некоторых случаях привести к нарушению графика движения автобуса и как следствие недовольству пассажиров.

Все эти сложности удалось преодолеть при помощи электронного путевого листа, процесс улучшен на 55%. Время обработки перед выходом на линию теперь составляет 25 минут. Для этого с помощью ERP-системы был разработан и внедрен модуль управления автотранспортом, в результате удалось уйти от ручной обработки документов, что позволило исключить ошибки, которые существовали при ручном заполнении путевого листа. Далее синхронизированы сопутствующие программы (АСК-навигация, валидаторы, Топаз и Роснефть), что позволило оформлять электронный путевой лист с заполнением обязательных реквизитов (время выезда/заезда на линию, пробег, количество рейсов, расход топлива, данные о заправке, данные о выручке) в автоматическом режиме.

В числе последних реализованных проектов «бережливого производства» – «Оптимизация процесса организации ремонта автобусов». Главная проблема, обусловившая актуальность проекта – физический износ парка, увеличение количества автобусов в ожидании текущего ремонта и подготовки к обязательному техническому осмотру, и как следствие снижение коэффициента выпуска техники. За этим кроется ключевой риск: срыв обслуживания маршрутной городской сети из-за нехватки технически готового автотранспорта, нарушение расписания движения.

Длительное ожидание ремонта было связано тем, что автобусы, приехавшие в парк с 16.30 до 24.00, переходят в ремонт только на следующий день согласно графику работы ремонтно-механических мастерских (РММ) с 8.00 до 17.00 (суббота и воскресенье выходной). При том, что водители трудятся с 6.00 до 22.00 без выходных (график 2 через 2). Это приводило к длительному ожиданию ремонта более 18 часов и сильной загруженности технических постов. Проблему решили при помощи внедрения гибкого (сменного) графика работы РММ. Были сформированы 2 бригады специалистов, желающие работать по сменам. Также к мелкому ремонту стали привлекать и самих водителей. Мотивацией сотрудников послужило новое положение о премировании. В итоге время ожидания ремонта автобусов сократилось на 4 часа (27 %), что привело к 100% выпуску транспорта на линию обслуживания маршрутной сети.

Сегодня в АО «Транспортная компания» Южно-Сахалинска продолжают внедрять в работу «бережливые технологии». Главным результатом оптимизации становится сокращение трудовых и финансовых ресурсов, что стало крепким фундаментом для вступления предприятия в период масштабной транспортной реформы. Она инициирована мэром города Сергеем Надсадиным при поддержке правительства островного региона и госкорпорации ВЭБ.РФ.

– Все изменения в рамках транспортной реформы направлены на повышение комфорта пассажирских перевозок. Мы переходим на экологически чистые виды транспорта, меняем систему работы с перевозчиками, строим транспортно-пересадочные узлы. Общественный транспорт должен быть доступным и комфортным для всех. Поэтому наша задача – совместно реализовывать лучшие практики и внедрять проекты, которые, в конечном счете изменят представление пассажиров о качестве услуг – транспортная система Южно-Сахалинска станет одной из самых быстрых, удобных и безопасных. – подчеркнул мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин.

Уточним, транспортная реформа в Южно-Сахалинске стартовала с 15 августа и будет проводиться не менее двух лет, за это время предполагается реорганизация маршрутной сети, запуск общественного транспорта по новым улицам, строительство современного автобусного парка, создание единого оператора, переход на новую систему расчетов с перевозчиками по брутто-контрактам, полное обновление подвижного состава  - для этого закупается более 200 единиц современных автобусов на газомоторном топливе, а также внедрение электробусов.

Фото: yuzhno-sakh.ru



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться