День автомобилиста: быть за рулем и у руля
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в профессиональной среде чаще называют Днем автомобилиста. В том статусе, который он имеет сегодня, праздник отмечается в десятый раз.
Юбилей приходится на последнее воскресенье октября, 30–е число. Традиция отмечать праздник уходит корнями в советское прошлое. Праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года «О Дне работников автомобильного транспорта». С тех пор нынешний День автомобилиста еще три раза менял свой статус в силу появлявшихся новых законодательных документов.
С 1996 по 2000 год автомобилисты отмечали свой профессиональный праздник вместе с работниками дорожного хозяйства согласно Указу Президента РФ от 14 октября 1996 года № 1435. Указ Президента РФ от 23 марта 2000 года № 556 разделил торжества. Работников дорожного хозяйства стали чествовать в третье воскресенье октября, а автомобилистов – в последнее воскресенье того же месяца. И наконец, Указ Президента РФ от 25 июня 2012 года № 897 установил праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Со временем, помимо автомобилистов, к празднованию присоединились работники обслуживающего и ремонтного персонала предприятий–перевозчиков, работники, инженеры и конструкторы автозаводов, предприятий по изготовлению запасных частей и комплектующих. Затем – преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, водители–любители и даже жители населенных пунктов, для которых изготовление колесной техники было градообразующей отраслью.
Статистика знает все
Суть праздника – показать значимость автотранспорта в экономике страны и проявить уважение к работникам этой сферы. Если эту значимость рассматривать через статистику, то, как свидетельствуют аналитики отечественного авторынка, в России к 2022 году были зарегистрированы 64 млн автомобилей.
Парк автобусов на начало 2022 составлял более 364,5 тыс. единиц, или 0,7% от всего автомобильного парка страны. При этом юрлицам принадлежали 260,4 тыс. автобусов (71,4% парка), а физлицам – порядка 104 тыс. (28,5%).
Число грузового автотранспорта равнялось 3,78 млн машин. Соответственно, число тех, кто систематически садится за руль, постепенно приближается к 70 млн человек. Они составляют практически половину населения России и являются в первую очередь виновниками торжества.
Несколько лет назад в беседе с известным российским экспертом в области организации транспортной среды и урбанистики Михаилом Блинкиным мне довелось узнать его мнение о том, кто у нас считается любителем, а кто профессионалом в шоферском деле. Так вот, как отметил эксперт, словосочетание «водительские права» – из советского прошлого. Никаких водительских прав не существует. Есть права семейные, имущественные, избирательные. В мире же название документа именуется либо лицензией, либо разрешением, может даже быть водительской привилегией. Словом, если понятие «автомобилист» рассматривать в широком аспекте, то есть не только людей, для которых это понятие является профессией, бизнесом, то это весьма серьезная часть населения страны.
Но ведь День автомобилиста рассматривается прежде всего с профессиональной точки зрения. Это праздник, исходя из его составляющих – ответственности, рисков, – очень серьезного профессионального сообщества. Жизнь в этой профессии заставляет человека на многие вещи реагировать гораздо острее, чем людей многих других профессий. Ну и, конечно, это работа, дающая очень многим людям средства для жизни.
Статистика свидетельствует: за 2021 год в числе лидеров по количеству поставленных на учет легковушек – Москва (4,95 млн экземпляров авто). В сравнении с 2020 годом прирост составил 2,41%. Московская область (3,56 млн автомобилей (+1,73%), Краснодарский край (2,42 млн машин (+2,21%), Свердловская область (2,34 млн авто (+4,22%).
В течение 2021 года российский автопарк заметно обновился. Автолюбители избавлялись от автомобилей возрастом более пятнадцати лет. Число таких машин сократилось на 2,7%. В остатке таких авто – 20 млн единиц. Зато количество автотранспорта возрастом от 1 года в 2021 году повысилось на 18,2%, а возрастом от 1 до 3 лет – на 6,2%.
Число автомобилей с силовыми агрегатами экокласса «Евро–5» возросло на 11,6% – до 13,2 млн транспортных средств. Зафиксировано также трехкратное увеличение автотранспорта с моторами «Евро–6». Этот показатель составил 281 тыс. единиц.
Самый большой прирост пришелся на новинки с электромоторами. В частности, количество гибридов увеличилось в три раза. Этих авто – 90 тыс. единиц. Увеличение на 70% показали электрокары.
Однако, по мнению экспертов, в 2022 году особого прироста автомобильного парка ожидать не следует. Заметно снизится продажа новых легковушек. Процент этого показателя колеблется от 30 до 70%. Похожая ситуация с грузовиками и автобусами. Объем продаж грузовых автомобилей за январь – июнь 2022 года снизился на 16,6%, а в июне упал на 41,4%. Также в июне был зафиксирован спад продаж автобусов на 37,2%. Впрочем, по итогам первого полугодия рост продаж составил 2,6%.
У наших грузовиков острой необходимости в иностранных комплектующих нет, поскольку в их парке преобладает техника российских марок – 1,68 млн единиц, что составляет 64,2%. На иномарки пришлось 937 тыс., или 35,8%.
По–прежнему самой массовой маркой в России является КамАЗ. По состоянию на конец первой половины 2022 года в стране числилось более 701,4 тыс. таких грузовых машин. Второй по численности парк принадлежит ГАЗу – свыше 439,2 тыс. единиц, и третье место занимает МАЗ, парк которого состоит из более чем 198 тыс. грузовиков. Помимо этого, в парке грузовых машин зарегистрированы свыше 188,8 тыс. грузовиков ЗИЛ и автомобилей «Урал», объем которых составлял на первое июля 2022 года почти 115,9 тыс. единиц техники.
Что касается автобусов, то за текущий год этот рынок, скорее всего, покажет снижение продаж не более чем на 15%, так как он менее подвержен проблемам, связанным с дефицитом иностранных комплектующих. Такие годовые прогнозы достижимы при условии, что Правительством РФ будут выполнены предложения, предоставленные рядом транспортных компаний с целью стабилизации работы российского автопрома в условиях зарубежных санкций.
Лидером рынка по объемам продаж на март 2022 года являлся Павловский автобусный завод (561 ед.). Второе место у НефАЗа (236 ед.). Третье – это ЛиАЗ (184 ед.). Четвертое место занял МАЗ (110 ед.).
Львиную долю среди иномарок занимают четыре марки китайских производителей: Yutong, Higer, King Long (KLM) и Zhongtong. В общей сложности они суммарно продали 67 автобусов, или две трети от всех иномарок. Примечательно, что год назад ими проданы 45 машин (доля 53,6%). Таким образом, в своем сегменте они вполне успешны, а если учесть, что китайцы делают акцент на междугородные лайнеры, то их показатель еще значительнее.
Итак, именно автобусный сегмент показал наилучшие показатели на российском автомобильном рынке в начале 2022 года. Как повлияют на отечественный автобусный рынок санкции? По мнению экспертов, примерно так же, как и на сегмент грузовиков, то есть имеются проблемы с электронными узлами, к примеру тахографами и прочей электроникой, с импортными комплектующими для двигателей. И здесь, возможно, будет принят облегченный техрегламент, разрабатываемый сейчас Минэкономразвития России, позволяющий производить и реализовывать машины с пониженными экологическими стандартами. Импорт новых европейских автобусов всегда был мизерным и фактически эксклюзивным – для богатых спортивных клубов, обслуживания иностранных представительств и многозвездочных отелей, а также для международных перевозок, – так что его спад не столь значим для всего рынка. Сегмент же междугородных автобусов занимают преимущественно китайские производители и частично корейцы, поэтому здесь можно надеяться на минимальные изменения.
Автобус или легковушка?
Одна из актуальных задач сегодняшнего дня – изыскать возможности каким–то образом ограничить рост численности личных автомобилей на дорогах, и в первую очередь в мегаполисах. Безусловно, личный автомобиль, несмотря на свой подчас особо презентабельный вид, все же остается средством передвижения и, значит, имеет как положительные, так и отрицательные стороны в процессе эксплуатации.
Для того чтобы, к примеру, съездить на дачу, собственное авто – лучший вид транспорта. Не нужно ждать автобус, сверяться с расписанием электричек. Да и в небольших городах личный автомобиль – прекрасный помощник в оперативности, перевозке личных вещей. Даже в мегаполисах. Правда, не в часы пик.
Другой явный минус для собственников авто – проблема с парковкой. Да, сегодня их делают и под землей, и в виде многоуровневых металлоконструкций. Но ведь не везде они приемлемы, приходится парковаться возле дома, спорить за место под солнцем. Подчас эти споры перерастают в потасовки. А сколько нюансов нужно учитывать при техобслуживании любимого железного друга? Подобных примеров много.
Безусловно, иметь собственный автомобиль никто не запрещает, но надо, вероятно, это свое вполне объяснимое желание сопоставлять с сегодняшними реалиями. Может быть, узнав о непростой дорожной ситуации, которую, кстати, сейчас может подсказать любой смартфон, оставить любимое авто дома и поехать по делам на общественном транспорте. Тем более что нынешние технологии и здесь помогут: выстроят маршрут, покажут движение пассажирского транспорта в реальном времени и т. д.
Всего несколько лет назад этими вопросами вплотную особо никто не занимался. Отсутствовала инфраструктура необходимого качества, подвижной состав быстро старел, было недостаточно автобусов большой вместимости. Но пришло время подобные вопросы решать оперативно и качественно. Сегодня идет активная работа по созданию соответствующих программ, которая ведется в Минтрансе России, Правительстве РФ.
В 2020 году была создана комиссия по определению субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Обще-
системные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги». В работе комиссии участвуют ФАУ «РОСДОРНИИ», ФБУ «Росавтотранс», ОАО «НИИАТ». Были отобраны 17 городских агломераций, получивших государственную поддержку на обновление подвижного состава в 2020 и 2021 годах. В их числе Белгородская, Екатеринбургская, Красноярская, Пермская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская и др.
К примеру, в Ульяновской агломерации, где костяк городского пассажирского транспорта составляют трамваи и троллейбусы, из федерального бюджета в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» были выделены средства на приобретение 29 новых трамваев «Львенок» питерского производства. На борту каждого вагона значится название этого нацпроекта. Кроме того, за последний год обновился и городской троллейбусный парк.
На примере районного АО «Майнское АТП», расположенного опять же в Ульяновском регионе, можно убедиться в том, что практически самостоятельная модернизация и обновление собственного парка доступны и не очень большому, но крайне необходимому районному автотранспортному предприятию. Маршрутная сеть АТП включает 22 маршрута, из которых 12 маршрутов внутримуниципальных, 9 межмуниципальных и один городской в границах поселка Майна. С администрацией района АТП заключило договор на бесплатный провоз по этому маршруту школьников к месту учебы. Все затраты на этот счет предприятию компенсирует районная администрация.
С 2015 по 2020 год АТП планомерно вело обновление своего парка. Сначала были приобретены новые автобусы ПАЗ в количестве 8 единиц. Затем для перевозки продуктов – автомобиль ГАЗ. Позже для перевозки запчастей – УАЗ. В 2020 году предприятие закупило два автобуса средней вместимости, произведенных на территории Ульяновской области. В АТП, кстати, водителей еще и обучают.
Учиться, чтобы не ошибиться
Однако не везде все так гладко. Кадровый голод пассажирский транспорт испытывает давно, но вопрос этот решается очень медленно и далеко не во всех регионах страны. Готовят водителей в основном для управления легковыми автомобилями, так называемых любителей. Но и здесь есть много нерешенных вопросов.
С 1 сентября 2022 года вступили в силу новые примерные программы обучения кандидатов в водители, ранее их утвердило Минпросвещения России. С апреля 2021 года в ГИБДД объединили «площадку» и «город» при приеме практического экзамена: по мнению ведомства, водители должны готовиться к поездкам на машине в обычной жизни, а не заучивать упражнения. Согласно новым программам предусматривается перераспределение часов практических занятий в пользу обучения в реальных условиях.
Требования на дорогах для любителей и профессионалов в плане безопасности, знания ПДД, умения взаимодействовать с другими водителями, пешеходами – едины. Все это так называемая базовая подготовка. Между тем, по мнению ряда экспертов, основная идея разделения любителей и профессионалов в том, что будущий профессионал сначала проходит базовую подготовку и получает определенный стаж управления тем же легковым автомобилем. Иными словами, когда человек как пассажир доверяет свою жизнь водителю автобуса, он должен быть уверен, что водитель получил категорию и допуск к профессии, уже имея опыт вождения как любитель.
В ногу со временем
Конец 2021 года был ознаменован выходом в свет ряда документов ведомственного и федерального значения, касающихся цифровой трансформации транспортной отрасли. Сегодня без инновационных технологий, и прежде всего отечественного производства, представить себе полноценную работу транспортного комплекса России невозможно. Причем в первую очередь это касается автомобильного транспорта как самого универсального в плане доставки пассажиров, грузов, продуктов. Отсюда и многочисленные мероприятия, посвященные внедрению искусственного интеллекта, сбору и обработке больших данных, пространственному анализу, информационному моделированию и т. д.
Среди ключевых инициатив и проектов, направленных на приоритетное достижение цели цифровой трансформации, – проекты «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровизация для транспортной безопасности» и другие.
За несколько не лет, а месяцев в этом направлении сделан колоссальный скачок. И не только в части модернизации и освоения новых IT–технологий, но и с точки зрения осознания водителем того, что он вступил в новую профессиональную эпоху.
Если говорить об уже имеющих место реалиях, то сегодня совокупность гаджетов, опций, как–то связанных с цифровым веком, может весьма существенно облегчить работу водителя. Современные автомобили, оснащенные системой поддержки вождения, которая облегчает водителю осуществление ряда трудных маневров, тем более при длительном рейсе, – это великое благо. Очень важной опцией является навигатор. Он облегчает штурманские функции и сегодня есть почти у каждого, кто за рулем.
Информационная среда в корне изменилась и для городского пассажирского транспорта, в том числе самого пассажира: начиная с простейших приложений, которые может поставить себе в смартфон любой пассажир, и заканчивая онлайн–табло на остановках, где указано конкретное время прибытия того или иного номера транспортного средства. Это еще одна настоящая революция в цифровизации транспорта.
Такие системы, во–первых, значительно улучшают работу транспорта, во–вторых, это совершенно новые, более гуманные отношения с потребителем. Правда, в России пока что такую роскошь могут позволить самые успешные города, но в принципе направление прослеживается абсолютно четко. Оно сделало городской пассажирский транспорт гораздо привлекательнее, чем это было всего пять – семь лет назад, когда, скажем, висела на остановке табличка, где было написано, что средний интервал между автобусами – 15–20 минут.
Очень важные изменения произошли и в плане контроля за физическим состоянием водителя. Этот вопрос касается жизни и здоровья очень большого числа профессионалов и их взаимоотношений с обществом. Речь не о пьянстве за рулем. Водитель–профессионал, который своим ремеслом зарабатывает себе на хлеб, просто не пьет, зная о том, что ему предстоит сесть за руль. Разговор о контроле за общим состоянием водителя, которому доверена как его личная безопасность, так и безопасность пассажиров. Таким образом, можно говорить об изменениях в транспортном поведении водителей в лучшую сторону. К примеру, как они сегодня пропускают пешеходов на переходе. А ведь всего несколько лет назад перед «зеброй» останавливались водители – по пальцам пересчитать. Сегодня явление обретает массовый характер, что не может не радовать.
Существенную воспитательную роль играют также различные конкурсы профессионального мастерства среди водителей такси, грузового и пассажирского транспорта.
В течение 2021 года такие конкурсы прошли, в частности, в Санкт–Петербурге – на звание «Лучший водитель автобуса». В Москве определяли лучшего водителя электробуса. Лучшего по профессии определили и в конкурсе, проведенном в филиале ЕМУП «Гортранс» в Екатеринбурге.
Особой популярностью пользуется ежегодный Всероссийский конкурс на звание «Лучший водитель такси в России». В 2019, 2020, 2021 годах в них приняли участие соответственно 426 профессиональных водителей такси из 29 регионов, 417 водителей из 25 субъектов, 370 водителей из 24 регионов. В 2022 году подобные конкурсы состоялись на региональном уровне. В том числе в Курганской, Костромской, Томской, Омской, Кировской, Волгоградской областях и в ряде других субъектов Российской Федерации.
В сентябре 2022 года прошли также ежегодный конкурс профессионального мастерства среди водителей автобуса «Лучший водитель АО «Мострансавто» – 2022» и Всероссийский конкурс «Лучший водитель грузовика», организованный Минтрансом России.
Все это повышает престиж профессии водителя. А это очень важно для отрасли.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.