Они разработаны и применяются для проведения профилактических мероприятий.
Прошло полтора года с момента принятия постановления Правительства РФ № 336 об особенностях организации и осуществления государственного контроля и надзора. Установленные им ограничения существенно повлияли на организацию работы, в частности, Госжелдорнадзора. Теперь в приоритете проведение профилактических и контрольно–надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Гулин рассказал об обеспечении эксплуатационной безопасности железнодорожного транспорта с учетом особенностей осуществления госконтроля и разрешительной деятельности в 2023 году. Он отметил следующее: одним из эффективных методов получения информации для проверки соблюдения обязательных требований является осуществление дистанционного мониторинга в рамках соглашения с ОАО «РЖД». Оно позволяет контролировать сроки службы критически важных составных частей подвижного состава и выполнение плановых видов ремонта грузовых вагонов.
Сформированный план контрольно–надзорных мероприятий на этот год осуществляется только на объектах контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска (соответственно 13 и 55 предприятий). Проведение внеплановых проверок – только по основаниям и по согласованию с прокуратурой. А также при непосредственной угрозе либо по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при выявлении индикатора риска нарушения обязательных требований. За прошедшие восемь месяцев проведены 11 внеплановых проверок – восемь на предприятиях, осуществляющих деятельность на путях необщего пользования, и три – на предприятиях, отвечающих за ремонт подвижного состава.
Госжелдорнадзором и территориальными органами взята на вооружение система профилактических мероприятий. Сюда входят и объявления предостережений, и профилактические визиты, и консультирования, информирования и публичные обсуждения. Это позволяет охватить наибольшее количество контролируемых лиц, обратив внимание на имеющиеся риски, при этом не повышая административную нагрузку.
Наибольшим охватом аудитории бизнес–сообщества характеризуются публичные обсуждения правоприменительной практики. Они проводятся в соответствии с ежегодным планом–графиком публичных мероприятий. Его соблюдение для территориальных органов является неукоснительным. Каждый квартал в обсуждениях принимают участие представители центрального аппарата. В этом году уже задействовали более 400 организаций.
Для эффективной работы и своевременного выявления формирующихся рисков угрозы безопасности движения при профилактических мероприятиях Службой применялись разработанные карты риска по железнодорожному транспорту. В целях определения научно обоснованных критериев и формул расчета риска была проведена с Российским университетом транспорта (МИИТ) исследовательская работа, позволившая с картами риска объективно оценивать динамику формирования угроз безопасности по таким объектам контроля, как железнодорожные пути, вагоно– и локомотиворемонтные предприятия, а также железнодорожные станции. В рамках сотрудничества с ОАО «РЖД» карты риска прошли успешную апробацию по реальным данным. Теперь в самом ближайшем будущем подобные карты помогут ранжировать каждый объект контроля по зонам риска, что позволит реализовать принципиально новую систему мониторинга состояния безопасности транспортной отрасли.
Еще одним эффективным инструментом контроля являются индикаторы риска нарушения обязательных требований. Они разработаны Службой в соответствии с ФЗ № 248. Полгода назад Минюстом России зарегистрированы новые индикаторы риска, срабатывание которых дает основание для организации внеплановых проверок. На сегодня это происходит в случаях, если в течение одного года по ответственности структурного подразделения контролируемого лица случается пять сходов подвижного состава на путях общего пользования; по ответственности объекта контроля – два схода на путях необщего пользования и по причине некачественного ремонта или обслуживания подвижного состава.
Службой ведется строгий учет по данным индикаторам риска, и на данный момент уже прошли семь внеплановых проверок в отношении владельцев путей необщего пользования (среди них – АО «РН–Транс», АО «Амурский уголь», АО «ЕВРАЗ НТМК») и одна проверка в отношении Дальневосточной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверок выявлены 560 нарушений законодательства, из которых 312 требуют закрытия движения.
С рядом интересных предложений выступил заместитель генерального директора – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин. Он, в частности, обратил внимание на то, что за последние годы, научившись использовать индикаторы нарушений, формировать карты риска, работу стали строить на предупреждение. Хотя многие нормативные документы сегодня в принципе определяют работу по последствиям. Поэтому при наличии инструмента риск–ориентированного управления, где осуществляется съем информации в режиме онлайн с достоверностью 90% без участия человека и специалисту видно, что нужна контрольно–надзорная деятельность, он сделать этого не может. Потому что есть ограничения нормативно–законодательных актов. Поэтому необходимо пересматривать и дополнять риски индикаторов обязательных требований.
Структура внешних рисков в области безопасности движения на железнодорожной инфраструктуре является основным источником риска. Так, увеличилось количество нарушений безопасности движения на 18%. Основные потери в данной группе прежде всего приходятся на эксплуатацию подвижного состава со сниженным уровнем надежности. Это почти 68% от общего уровня риска, где он выше допустимого на 61%, что в денежном выражении оценивается убытком и ущербом в том числе и для самой железной дороги. Выросли противоправные действия сторонних организаций, третьих лиц с признаками незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта с увеличением ущерба в пять раз. Число нарушений ПДД водителями автотранспортных средств на ж/д переездах с последствиями и ущербом выросло на 12%. Следует отметить, что 65% всех сходов подвижного состава как в поездной, так и маневровой работе зафиксированы по причине неисправности грузового подвижного состава. И имеется достаточно серьезная повторяемость неисправности вагонов, загруженных опасными грузами, и ответственность за это несут отдельные участники перевозочного процесса.
Компания вникла в суть дела и уже ежеквартально представляет соответствующие индикаторы раннего предупреждения с адресатами, которые требуют внимания как самого непосредственного владельца, так и соответствующего органа надзора. Были проанализированы предупреждения, выработанные как по последствиям, так и по карте риска. Выяснилось, что в 80% случаях повторяются и адреса, и фамилии. И есть ощущение, что в надзорной деятельности необходимо находить усиление другого вида контроля: нельзя допускать, чтобы данные организации или соответствующие причины могли привести к серьезному ущербу.
Например, в ОАО «РЖД» 94% профилактической деятельности. Увлеклись и – ошиблись на полигоне ДВЖД. Не оценили вероятность всех событий с картой риска именно на участках эксплуатации БАМа, где оставили профилактику на участке протяженностью 3000 км.
Ревизору надо было два дня на дорогу, день на предприятии и еще два дня на возвращение. Неэффективно. Поэтому компания поменяла форму – максимальный настрой на контрольно–ревизионную деятельность с соблюдением обязательных требований. Ведь сегодня эта дорога принесла 50% всех транспортных происшествий и событий.
И в заключение – добрая весть. В Екатеринбурге провели интереснейшую викторину. В ней участвовали представители не только всех железных дорог, но и промышленного транспорта, ЦППК, других компаний на знание правил технической эксплуатации. Дистанционный отбор из 17 тыс. участников прошли только 300 работников. И в финале были не просто «вопрос – ответ», а интерактивное использование цифровых технологий, отдельные конкурсы. Это и есть подготовка тех экспертов, которые в будущем станут примером работы на своих производствах.
Виктор ДМИТРИЕВ.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.