Пешеход всегда прав? Очень сомнительно…
Треть всех ДТП в России – наезды на пешеходов. Анализ проблемы свидетельствует: в ситуации виновны в равной степени как водители, так и сами пешеходы. Это очень важно помнить с наступлением темных дней, когда тяжесть последствий ДТП втрое выше.
На наших дорогах немало лихачей, любителей «принять на грудь» и агрессивной езды, хамоватых «хозяев жизни» на престижных иномарках, которые считают ПДД филькиной грамотой, а пешеходов называют «кеглями». Чтобы в этом убедиться, достаточно личных впечатлений, популярных телепрограмм или ежедневных новостей о ДТП, нередко с трагическим финалом для пешеходов.
Вот лишь несколько свежих сообщений:
«В Ижемском районе Коми водитель насмерть сбил пешехода и бросил его на обочине. В результате столкновения мужчина 1977 года рождения скончался на месте ДТП. Водитель сбежал с места происшествия, но вскоре был задержан».
«В Касимове 39–летний местный житель, управляя автомобилем ВАЗ–2105, совершил наезд на 17–летнего юношу и 16–летнюю девушку, переходивших проезжую часть по нерегулируемому переходу. Молодые люди травмированы, им оказана медицинская помощь».
«В Ульяновске 67–летний водитель автомобиля «Хонда» на нерегулируемом пешеходном переходе сбил 58–летнюю женщину. Она получила травмы и госпитализирована».
Да, водители не ангелы, им можно адресовать немало упреков, однако данные дорожной полиции свидетельствуют: в большинстве ДТП виноваты все–таки пешеходы, которые зачастую ведут себя так, будто у них в запасе по меньшей мере девять жизней. Статистика демонстрирует несостоятельность такого подхода к собственной безопасности.
Привычная для многих городов картина: отважные пешеходы, сокращая путь, с риском для жизни перебегают дорогу в местах, где до зебры или какого–либо другого перехода рукой подать. Но нет, надо обязательно вступить в опасную зону действия колес, бамперов и прочего тяжело травмирующего железа.
Справедливы утверждения о том, что для предотвращения наездов на пешеходов необходима развитая дорожная инфраструктура. Но даже когда есть зебры, подземные переходы, светофоры, некоторым пешеходам лень спускаться и подниматься или, например, стоять в ожидании зеленого света. На днях, не дожидаясь нужного сигнала, пожилая женщина вышла на дорогу с двумя тяжелыми сумками. Они мешали маневру, но не остановили от опрометчивого шага. Машины шли на скорости, кто–то резко тормознул, кто–то объехал. Не знаю, что при этом говорили водители, но стоявшая рядом со мной женщина в сердцах бросила: «Идиотка, на тот свет торопится?»
На глазах произошел и такой случай. На пешеходном переходе ожидали зеленого света несколько человек. В это время на противоположной стороне трассы, полностью погрузившись в свой смартфон, на зебру смело шагнул школьник 10–12 лет. Его успел поймать за плечо один из взрослых, только после этого мальчишка оторвался от экрана. На каждом шагу – молодые люди, которые не в силах оторваться от переписки в телефоне, с наушниками, надвинутыми на глаза капюшонами, а в дождливые дни – с зонтиком. При этом они стремятся, не глядя по сторонам, перейти дорогу. А дальше – сигнал клаксона, скрип тормозов. Хорошо, если обойдется только этим…
Автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков утверждает: «Наши пешеходы порой слишком беспечны. Они уверовали в свое преимущество на зебре, что, в общем–то, справедливо. Но при этом они забывают или не знают вовсе, что ПДД разрешают выходить на нерегулируемые переходы лишь после того, как гражданин оценит расстояние до приближающегося транспорта, их скорость и убедится, что переход будет безопасен. Надо знать и понимать, что у автомобиля есть тормозной путь, это не кобыла, которую можно остановить мгновенно, да и то не всегда».
Отметим: большинство наших пешеходов, как и водителей, – люди дисциплинированные и ответственные. А что касается тех, кому правила не писаны, с них надо строго спрашивать. А почему нет? В последние десятилетия в связи с массовой автомобилизацией гайки закручивали только водителям. Например, практика применения камер показала, что они побуждают водителей быть более внимательными и соблюдать ПДД. Приучили же водителей к ремням безопасности, в необходимости массового применения которых смогла убедить настойчивая пропаганда и, как внушительный довесок, немалый размер штрафа.
О беспечности пешеходов в Сети немало возмущенных публикаций. Например, житель Пензы сообщил, что горожане игнорируют даже спецтранспорт: «В который раз убеждаюсь, люди не знают, что необходимо прервать движение на время, пока мчит скорая с сиреной. Загорается зеленый для пешехода, и все прут, а скорая тормозит и ждет, пока они неспешно пересекут дорогу».
Водитель ограничен дорогами. Пассажир – транспортом, в котором его везут. Пешеход же способен идти куда глаза глядят. «Вообще–то, пешеход является самым свободным участником дорожного движения, – говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, генерал–майор полиции Олег Понарьин. – Он может моментально изменить направление движения, скорость. Только эта свобода не должна быть опасна для других участников движения и самих пешеходов. То есть каждый пешеход должен понимать, что рамки его свободы оканчиваются там, где начинается свобода соседа – другого участника движения».
О какой свободе для водителей идет речь, если люди переходят дорогу там, где водитель просто не ожидает их встретить, буквально выскакивая на дорогу из–за припаркованных автомобилей, остановившихся на остановке автобусов, а то и из–за деревьев и кустов, которые также ограничивают видимость для водителей. В общем, идут там, где им удобнее, руководствуясь единственным правилом – «не трамвай, объедет». Именно переход дороги в неположенном месте, по данным столичных властей, составляет более половины нарушений ПДД в городе.
Вот и анализ Научного центра безопасности дорожного движения МВД России свидетельствует: тяжесть последствий в ситуациях, когда пешеход попадает под колеса по собственной неосмотрительности, в три раза выше, чем в ситуациях, когда в происшествии виноват водитель.
Чего добиваются люди, перебегающие, например, улицы столицы, многие из которых являются скоростными трассами, а тем более ТТК, Садовое кольцо и даже МКАД! И это при том, что на каждом маршруте немало подземных или надземных пешеходных переходов. Но вот лишь несколько сообщений в Сети: «Два раза видела, как люди перебегали МКАД, оба раза неудачно. Зрелище дикое! Очень жалко водителей, под чьи колеса угодили эти смертники». «Перебежать МКАД – это диагноз». «Каким же надо быть безумцем, чтобы перебегать: МКАД, ТТК и тому подобное. А ведь это происходит часто. Был случай и у меня: ночью на МКАД на третью или четвертую полосу выбежали две девушки, успел затормозить».
Главный редактор журнала «За рулем», старейшего и самого авторитетного автомобильного издания в России, Максим Кадаков считает, что нарушение пешеходами ПДД – настоящий бич. Пешеходы уверовали в свою безнаказанность и абсолютную правоту. В советское время был другой подход: автомобиль преподносился, как источник повышенной опасности, и пешеход должен был его всячески избегать. Но если в 1970–1980–е годы штраф для пешехода был событием, скажем так, обыденным (сам попадался, бывало), то сейчас этой участи не избегают лишь водители. И на это есть своя причина. «У нас нередко просто не хватает времени, чтобы заниматься пешеходами, – рассказывает инспектор столичной ДПС Александр Семенов, – тут бы с автомобилистами справиться! К тому же если водители всегда имеют документы, то у пешеходов чаще всего их нет. Сопровождать человека в ОВД, потеряв несколько часов, себе дороже! Да и, признаться, это не улучшает ситуацию и не даст никакого профилактического эффекта».
С этим сложно согласиться. Как известно, действия пешехода, который внезапно вышел на дорогу и спровоцировал аварию или просто создал препятствие для движения автомобилей, влекут за собой штраф в 1000 руб. Прописана в КоАП и ответственность пешеходов за нарушение правил, например, переход дороги в неположенном месте, то есть вне пешеходного перехода. Нарушителям грозит штраф от 500 до 1500 руб. Думается, одного штрафа для многих хватит, чтобы не лезть на рожон…
Ни разу не видел, чтобы на пешеходном переходе кого–то штрафовали, говорит Вячеслав Лысаков. И начинать, по его мнению, надо с семьи, чтобы мамаши с колясками и маленькими детьми не переходили дорогу вне дорожного перехода и на красный свет. Наблюдая поведение родителей, ребенок будет поступать так же.
Специалисты уверены: насыщенность городов машинами, а в последнее время – самокатами требует новых подходов к автообразованию, начиная с детского сада и младших классов школы. Сначала в игровой форме, потом с каждым годом все усложняя задачи. Скажем, с третьего класса следует уже не просто рассказывать, как правильно переходить дорогу, а еще где и как можно ездить на самокате и велосипеде, которые сегодня есть практически у каждого ребенка. В старших классах уже можно предложить пройти курс автошколы, и такой опыт был в Советском Союзе. По желанию, конечно, – не хочешь водить автомобиль – изучай дальше правила для пешехода. Хотя считается, что от желающих вместе с аттестатом о среднем образовании получить водительские права отбоя не будет.
Однако по школьным планам сейчас на изучение ПДД отводится несколько часов в год. Совсем мизер для страны, в которой ежегодно на дорогах погибают около пяти тыс. пешеходов, в том числе – более 600 детей, и более 20 тыс. получают травмы, которые нередко приводят к инвалидности. Ситуацию, что закономерно и дальновидно, спасают сотрудники ГИБДД, которые идут в детсады, школы, вузы. Только в столице в 2022 году они провели более 22 тыс. занятий, в том числе с дошколятами – свыше 2 тыс. Еще более тысячи занятий по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, адресованных различным категориям участников дорожного движения. Не меньше их проведено в нынешнем году. Сотрудники дорожной полиции при этом используют самую насыщенную информацию по проблеме.
Доктор медицинских наук, профессор, эксперт по «человеческому фактору» на транспорте Валерий Козлов утверждает: «Нужно менять и систему обучения водителей. За последние 20 лет резко выросло число машин, а также скорость и интенсивность движения, а в автошколах будущих водителей по–прежнему лишь натаскивают на то, как правильно крутить баранку и поочередно давить на педали. Но это не имеет никакого отношения к предупреждению наезда на пешеходов!» Строгие требования, по его мнению, нужно предъявлять и к пешеходам. «Под колеса попадает немало людей, которые сами никогда за рулем не сидели. Они уверены, что водители их всегда видят. О тормозном пути ничего не знают», – говорит Валерий Козлов. Впрочем, опасность на проезжей части может возникнуть, например, из–за непогоды. Осенью надо быть очень осторожным, потому что обзору дороги может мешать ваш любимый теплый капюшон, шарф или поднятый воротник. Также осенью на тротуаре большие лужи, и пешеходы, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя – может неожиданно появиться автомобиль, который вы даже не заметите.
…Почему–то вспомнился давний случай. На обочине зимней дороги, чуть в стороне от остановки автобуса, громко выясняли отношения парень и девушка. Молодой человек, посмотрев по сторонам, поспешил перейти дорогу. Девушка, немного постояв, вдруг резко бросилась за ним. Раздался скрип тормозов, но дорога была слишком скользкой. Сильный удар отбросил девушку на пару метров. Когда подбежали люди, она уже не подавала признаков жизни…
Этой и других трагедий можно избежать. Не торопитесь! Жизнь хрупка. Берегите ее!
Владимир ГОНДУСОВ.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.