Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Риски свести к минимуму

 |  Безопасность

Безопасность на транспорте – одно из главных условий функционирования отрасли.

Сотрудничество контрольно–надзорных органов государств Евразийского региона в реализации лучших практик обеспечения безопасности на транспорте стало темой международной конференции, организованной Ространснадзором в рамках «Транспортной недели». В работе конференции приняли участие директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Роман Веретенников, заместитель директора Департамента экономического сотрудничества МИД России Евгений Варганов, председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Олег Сторчевой, директор Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Ирина Карапетянц, представители Евразийского экономического союза и делегации дружественных государств Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.

Недавно главы государств и правительств Евразийского региона провели ряд встреч, посвященных обеспечению безопасности в условиях новых угроз и рисков. В первую очередь речь шла о безопасном функционировании международных транспортных коридоров. Как отмечалось, важнейшую роль в этом играет эффективно скоординированная работа государственных органов контроля и надзора за безопасностью на транспорте. Как подчеркнул руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, в основе такой координации лежат обмен опытом и обсуждение лучших практик контроля и надзора за безопасностью на транспорте по таким двум важнейшим направлениям, как защита транспортных средств, объектов инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и обеспечение технологической и организационной безопасности перевозок пассажиров и грузов на всех видах транспорта.

О лучших практиках Ространснадзора при осуществлении контрольно–надзорной деятельности и рассказал на конференции в рамках «Транспортной недели» Виктор Басаргин. Индекс качества администрирования контрольно–надзорных функций Ространснадзора оценивается как 4–5–е место среди 39 контрольных органов России. Рейтинг складывался из таких показателей, как клиентоориентированность, досудебное обжалование, совершенствование инструментов контроля, и других.

«Мы снизили инициативную нагрузку на бизнес путем перехода от проверок к профилактике возможных нарушений обязательных требований безопасности, – сообщил Виктор Басаргин. – Количество проверок, проводимых во взаимодействии с контролируемыми лицами, неизменно снижается. В 2023 году в 38 раз уменьшилось количество контрольных и надзорных мероприятий относительно 2017 года».

Начиная с 2016 года Ространснадзор активно занимается реформой контрольно–надзорной деятельности. Понятно, что законодательство почти всех государств, представители которых участвовали в конференции, основывалось на законодательной базе СССР. Были пересмотрены сотни нормативных и законодательных актов, отменены тысячи избыточных обязательных требований. Работа в этом направлении продолжается. Она может быть взята за основу при обмене опытом между контролирующими органами государств Евразийского региона, подчеркнул Виктор Басаргин. Кроме того, в течение последних лет структура Ространснадзора была трансформирована: вместо 91 территориального управления теперь действуют 8 межрегиональных территориальных управлений. При этом общая численность инспекторского состава увеличена.

В деятельности сотрудников Ространснадзора находят все более широкое применение цифровые технологии, позволяющие использовать удаленные, дистанционные инструменты контроля. Получение государственных услуг сегодня для заявителя стало проще и доступнее. Регламент предоставления услуг сократился с 45 дней до пяти. А фактическое время, которое затрачивается специалистами на оформление документов, в среднем составляет два дня.

Проведена большая работа по установлению индикаторов риска для того, чтобы мониторить деятельность контролируемых лиц удаленно. Инспекторы идут на внеплановую проверку только в случае срабатывания таких индикаторов. Благодаря мерам по повышению безопасности на транспорте, принятым за последние 5 лет, удалось снизить количество смертельных случаев на 43%, травматизма – на 32%, транспортных происшествий – на 28%.

Ространснадзором реализован комплекс мер в сфере защиты транспортного комплекса РФ от актов незаконного вмешательства и террористических угроз, продолжил Виктор Басаргин. Все объекты контроля (более 240 тыс.) отнесены к определенной категории риска. Ранжирование объектов по рискам позволяет эффективно распределять ресурсы и сосредоточиваться на наиболее критических точках, повышая общий уровень безопасности. В Ространснадзоре функционирует дежурно–диспетчерская служба, осуществляющая сбор, обработку и предоставление информации о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, актах незаконного вмешательства по всем видам транспорта.

Гражданская авиация РФ всегда была символом технического прогресса, подчеркнул руководитель Ространснадзора. Вызовы, с которыми столкнулась наша страна, послужили мощнейшим стимулом к развитию отрасли. Сегодня наращиваются объемы авиаперевозок, обеспечивается подъем отечественного авиапрома, открываются современные аэровокзальные комплексы, продолжается реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры, качественно совершенствуется обслуживание пассажиров. В этом году, к примеру, будут обновлены (построены и реконструированы) 12 взлетно–посадочных полос. Для сравнения: за предшествующее пятилетие было обновлено только пять. Несмотря на санкции, совместные действия государственных органов и предприятий ГА позволили обеспечить в 2023 году требуемый уровень безопасности полетов и рост пассажиропотока почти на 12% к уровню предыдущего года. В своей деятельности сотрудники Ространснадзора уделяют особое внимание поддержанию авиационными предприятиями надлежащего состояния летной годности авиатехники и вопросам подготовки авиаперсонала.

По словам Олега Сторчевого, в области авиационной безопасности МАК осуществляет координацию деятельности и оказание методической помощи службам авиационной безопасности государств – участников Соглашения о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Важным шагом стало формирование Координационного совета при МАК по авиационной безопасности СНГ. Координационный совет является эффективной площадкой по обсуждению вопросов противодействия террористической угрозе гражданской авиации, выработке согласованной политики в разработке едино-

образных нормативно–правовых документов в сфере повышения уровня авиационной безопасности. В перспективе основное внимание в работе Координационного совета по авиационной безопасности СНГ предлагается сосредоточить на оказании методической и практической помощи службам авиационной безопасности государств – участников Соглашения по внедрению и исполнению Глобального плана обеспечения авиационной безопасности ИКАО, а также дальнейшему укреплению связей с силовыми и правоохранительными структурами СНГ.

Что касается автотранспорта, то для определения единых норм и правил международных автомобильных перевозок Россией заключено несколько десятков двусторонних и более десяти международных многосторонних соглашений. Контроль перевозок реализуется посредством специального режима государственного надзора. Ведется поэтапный переход на электронные разрешительные перевозочные документы. Так, в 2022 году Минтрансом России был завершен второй этап по созданию государственной информационной системы электронных перевозочных документов. А с 2024 года оформление транспортной накладной в электронном виде планируется сделать обязательным. Использование единой системы электронных перевозочных документов позволит заказчикам упростить бизнес–процессы и, как следствие, снизить издержки, сократить сроки доставки товаров. По мнению Виктора Басаргина, ожидаемыми преимуществами такого проекта могут быть: повышение транзитного потенциала формирующихся евразийских транспортных коридоров, управляемость цепочек поставок, сокращение продолжительности и трудоемкости контроля, повышение его качества.

Так, развитие института электронных перевозочных документов позволит в режиме онлайн, через государственный регистрационный знак определять проведение мероприятий, связанных с медицинским осмотром и техническим контролем, продолжил тему начальник Управления Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ярослав Асташов. А в период весенних ограничений, когда вводятся изменения по осевым нагрузкам, появляется возможность привлекать к ответственности через систему постов АВГК истинных нарушителей.

Информационная система «Транспортный надзор» позволяет бороться с перевозкой пассажиров без наличия соответствующей лицензии или обязательного страхования, с осуществлением транспортной деятельности без необходимых разрешений и лицензий, с грузовыми или пассажирскими перевозками без установленного оборудования ГЛОНАСС. Технические возможности системы уже сейчас позволяют организовать вынесение постановлений в упрощенном режиме. В состав информационной системы также входит подсистема определения скрытых регистрационных знаков. Благодаря использованию дополнительных комплексов фотофиксации система позволяет выявлять такие факты и привлекать недобросовестных перевозчиков к ответственности. Одним из модулей системы «Транспортный надзор» является портал для онлайн–информирования владельцев транспортных средств. Таким образом, система позволяет повышать эффективность деятельности региональных управлений Госавтодорнадзора, что приводит к повышению безопасности и качества перевозок.

На внутренних водных путях в черте Москвы эффективным нововведением стал запуск совместно с департаментом транспорта столицы и ЦОДД проекта по дистанционному мониторингу состояния безопасности судоходства с использованием комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта. Система обладает функциями искусственного интеллекта, позволяющего дистанционно и в режиме реального времени следить за движением судов, определять и фиксировать факты нарушения ими общих правил плавания, стоянки на участках с интенсивным судоходством. Система сохраняет и обрабатывает фрагмент записи, на которой отражен факт нарушения, формирует файл и передает его в Ространснадзор для применения административных и профилактических мер. В результате только опытная эксплуатация системы в прошлом году показала, что выявляемость нарушений выросла почти в 10 раз, отметил Виктор Басаргин. При этом такая результативность связана не с повышением административной нагрузки на бизнес, а с возможностью выявлять нарушения, которые ранее не попадали в поле зрения инспекторов. В настоящее время идет работа по распространению положительного опыта Москвы в других регионах РФ.

Осуществляя надзор в области железнодорожного транспорта, сотрудники Ространснадзора применяют дистанционный мониторинг и карты риска, разработанные совместно с Российским университетом транспорта (МИИТ). В рамках научно–исследовательской работы были разработаны научно обоснованные критерии и формулы расчета риска по таким объектам, как железнодорожные пути, вагоны, локомотивы, а также станции. Это позволяет объективно оценить динамику формирования угроз безопасности. Информационные сервисы ОАО «РЖД» служат сегодня источником получения информации для осуществления дистанционного мониторинга, что позволяет контролировать сроки службы критически важных составных частей подвижного состава и выполнения плановых и капитальных ремонтов грузовых вагонов.

Как подчеркнул Роман Веретенников, для Минтранса как для государственного регулятора обеспечение контрольно–надзорной деятельности, в том числе в международных транспортных коридорах, является важнейшим приоритетом. А переход на дистанционный контроль – важнейший элемент надзорной деятельности. В этой связи решаются как минимум две задачи. Первая – возможность проведения независимого аудита и составление карты риска, понимание степени защищенности транспортного комплекса. Вторая – побуждение бизнеса и предприятий, в том числе с государственным участием, к необходимости соблюдения законодательства и тех требований, которые в настоящий момент установлены. Со своей стороны российские специалисты открыты для взаимодействия и заинтересованы в совместной работе с коллегами из государств Евразийского региона. «По многим аспектам мы уже продвинулись, в том числе в формировании совместной нормативно–правовой базы и тех подходов, которые позволят нам минимизировать риски совершения актов незаконного вмешательства и риски техногенных катастроф», – отметил Роман Веретенников.

Темы укрепления евразийского транспортного сотрудничества коснулся в своем выступлении Евгений Варганов. Изменения, произошедшие за последнее время в сфере логистики, привели к пересмотру подходов к обеспечению надежных и безопасных способов импорта–экспорта товаров. Россия уделяет пристальное внимание ускоренному развитию перспективных международных транспортных коридоров, в числе которых МТК «Север – Юг». Наша страна также активно работает с зарубежными партнерами по прокладке железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов. Транспортные коридоры с Севера на Юг открывают возможность напрямую соединить Северный морской путь с крупными логистическими узлами на побережье этих океанов.

Что касается Севморпути, то Россия предлагает не просто активно использовать его транспортный потенциал, но также приглашает заинтересованные государства к прямому участию в его развитии. Российская сторона готова обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение. Уже со следующего года планируется круглогодичная навигация для грузовых судов ледового класса на всем протяжении Севморпути. Создание международных и региональных торговых логистических маршрутов объективно отражает глубинные изменения в мировой экономике, новую роль, которую страны Востока и глобального Юга играют для ее роста и развития.

В рамках Евразийского экономического союза ведется скоординированная, согласованная транспортная политика. Процессы экономического развития регулируются в соответствии с политической волей руководителей государств – членов ЕАЭС, отметила заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии ЕАЭС Елена Шерышева. Конечно, от этого зависит, насколько процессы интегрирования будут двигаться дальше. В рамках ЕАЭС функционирует совет руководителей уполномоченных органов в сфере транспорта. При этом совете были созданы две рабочие группы: по авиационной безопасности и по безопасности полетов. Основными задачами первой группы являются выработка скоординированной позиции государств – членов ЕАЭС в сфере обеспечения авиационной безопасности, принятие согласованных мер по реализации лучших практик, организация систематического взаимодействия и подготовки проверок ИКАО. Рабочая группа по безопасности полетов была создана для повышения эффективности госконтроля и надзора в этой сфере.

В современных условиях представляется актуальным заключить общее соглашение государств Евразийского региона об информационном взаимодействии контрольно–надзорных органов на транспорте по обмену оперативной и аналитической информацией об угрозах и рисках безопасности, предложил участникам конференции руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин. Следующим закономерным шагом, по его мнению, видится создание международного Совета контрольно–надзорных органов в сфере транспорта на территории Евразийского региона.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».


просмотры:

1552

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться