За сезон 2023 года на прокатных самокатах россияне совершили порядка 208 миллионов поездок.
Место средств индивидуальной мобильности (СИМ) в транспортной системе Российской Федерации – тема, которая является предметом обсуждения практически на всех мероприятиях, посвященных транспортной отрасли. И это понятно, поскольку СИМ, а это самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения, плотно вошли в нашу повседневную жизнь и представляют собой социум, который запрещать нельзя. Напротив, нужно способствовать его развитию. Но…
Динамика российского кикшеринг–рынка за период 2020–2023 годов показывает: если в 2020 году с участием СИМ было совершено около 8 млн поездок, то в 2023–м – уже порядка 208 млн.
Одной из причин столь серьезного роста популярности СИМ эксперты называют изменение мобильности населения. В рамках существующей структуры передвижения в среднем за одну поездку по городу можно сэкономить до 15 минут. Если к ним прибавить столько же на обратный путь, умножить это время на пять дней в неделю и прибавить поездки по выходным, то за счет лишь одного человека можно получить колоссальную экономию времени. Если же этот временной показатель умножить на количество пользователей, то экономия времени возрастает в сотни, а то и в тысячи раз. Кроме того, по мнению экспертов, развитие СИМ будет способствовать экономии материальных, финансовых, территориальных ресурсов и улучшению экологии.
Вместе с тем в России с каждым годом стабильно растет число аварий с участием СИМ. В 2019 году таких ДТП было меньше полутора сотен, в 2022 году – почти тысяча, а погибших в них – 19 человек, еще более 970 получили увечья. Итоги 9 месяцев 2023 года еще более удручающие. Так, в обозначенный период число ДТП с участием СИМ в Российской Федерации увеличилось на 215% и достигло 2,6 тыс. человек.
Подавляющее большинство аварий с участием СИМ (99%) происходит в населенных пунктах, поскольку это преимущественно городской способ передвижения. Чаще всего пользователи СИМ попадают в ДТП на выездах с прилегающих территорий, перекрестках и пешеходных переходах.
Больше половины аварий происходит с СИМ, имеющими мощность от 250 Вт до 4 кВт, меньше половины – со средствами мощностью меньше 250 Вт, и незначительный процент – с СИМ мощнее 4 кВт, которые, кстати, при оформлении могут быть отнесены к мотоциклам.
Среди пользователей СИМ самыми распространенными причинами ДТП являются движение по проезжей части, неподчинение сигналам регулирования и пересечение дороги вне пешеходного перехода. У тех, кто управляет мощными СИМ, причинами ДТП являются нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, несоответствие скорости условиям движения и несоблюдение очередности проезда.
Во избежание дальнейшего роста происшествий с участием СИМ в Российской Федерации проводится активная работа по нормативно–правовому регулированию использования средств индивидуальной мобильности, созданию необходимой инфраструктуры, организации образовательной и просветительской деятельности по правилам использования СИМ, по постоянному мониторингу их использования.
В марте 2023 года вступили в силу изменения в ПДД, утвержденные постановлением Правительства РФ, в октябре была утверждена дорожная карта по нормативно–правовому и нормативно–техническому регулированию использования средств индивидуальной мобильности.
По словам заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко, с появлением четкого определения, что такое СИМ, возникла необходимость установить ответственность по всем параметрам, которые сейчас введены в ПДД: нарушение скоростного режима, использование СИМ–инфраструктуры, ответственность за использование другой инфраструктуры и т.д. Это как раз та работа, которая первым блоком обозначена в дорожной карте.
Все указанные в карте мероприятия не имеют формы исполнения «здесь и сейчас». Вопросы должны решаться постепенно – это подготовка федерального закона, его согласование с органами исполнительной власти, обсуждение с общественностью, прохождение ряда экспертиз и только после этого представление в Госдуму на рассмотрение. Реализация дорожной карты предусмотрена на период с 2023 по 2025 год.
О том, какова социальная роль и ответственность кикшеринга, каким параметрам должны отвечать меры безопасности при использовании СИМ, на недавнем транспортном форуме свое мнение высказали эксперты – член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин, основатель сервиса Whoosh Дмитрий Чуйко, генеральный директор сервиса «Юрент» Иван Туринге, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
Социальная значимость СИМ состоит в том, что этот вид транспорта все большую популярность получает не только в мегаполисах, но и в небольших городах России. Вклад в экономику от СИМ – создание новых рабочих мест. В быстрорастущих и развивающихся городах СИМ компенсирует недостаток общественного транспорта. Доказательством всему этому могут служить статистические данные работы, к примеру, сервиса «Юрент». Это 88 городов с населением более 100 тыс. человек, 38 городов с населением свыше полумиллиона, 11 городов с населением 1 млн и более человек. Помимо этого, силами сервиса осуществляются обучение и повышение культуры вождения СИМ. Так, с 2020 года в «Юрент» работают консультанты по безопасности, обучают людей в более чем 30 городах. В 50 школах в рамках массовых мероприятий проведены занятия по управлению СИМ. Совместно с ЦОДД и департаментом образования Москвы организуются занятия по соблюдению ПДД при поездках на СИМ. В общей сложности обучение прошли свыше 1,5 млн человек.
От имени сервиса «Юрент» поступила инициатива объявить 2024–й Годом безопасности средств индивидуальной мобильности.
Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР».