Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Столица делится опытом

 |  Безопасность

Об арсенале средств организации дорожного движения.

Вопросы организации безопасного движения на дорогах, совершенствования контроля и надзора, а также законодательства в этой сфере, транспортного планирования, цифровой трансформации транспортных систем российских регионов и городов, внедрения эффективных механизмов организации движения на дорогах были рассмотрены на площадке международного конгресса Road Traffic Russia «Организация дорожного движения в Российской Федерации». В этом году в дорожном форуме, организаторами которого выступили Минтранс России, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и МОО «Координационный совет по организации дорожного движения», приняли участие представители более 60 регионов и городов.
Важность этого ежегодно проводимого мероприятия трудно переоценить. Ведь с интенсивным ростом автомобильного парка в стране все больше за-
остряются проблемы, связанные с повышением уровня загруженности автодорог. В первую очередь это касается трасс крупнейших городов России и подъездов к ним. Перегрузки на дорогах ведут к снижению скорости движения и надежности доставки пассажиров и грузов, повышению себестоимости автомобильных перевозок и росту количества дорожно–транспортных происшествий.
К сожалению, за 9 месяцев текущего года в ряде регионов страны количество ДТП на трассах, а также погибших и раненых увеличилось на 2–4% по сравнению с аналогичным периодом 2022–го. С чем это связано? Отвечая на этот вопрос в режиме экспресс–опроса, заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин назвал ситуацию с аварийностью на дорогах страны непростой. Есть определенные риски достижения целевых показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Это можно объяснить объективными и субъективными причинами. По его словам, на трафик сильно повлияли геополитические факторы. Возросшая интенсивность движения на трассах южного и восточного направлений, вероятно, и стала одной из причин роста аварийности. Так, объемы перевозок в сторону Краснодарского, Ставропольского, Алтайского краев, Новосибирской, Кемеровской областей и ряда других субъектов РФ возросли. И это связано с доставкой не только грузов, но и пассажиров. Развитие альтернативных видов транспорта тоже сказывается на безопасности движения.
По мнению ординарного профессора НИУ «Высшая школа экономики», научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, в последнее десятилетие на дорогах страны отмечалось улучшение показателей аварийности. Но с начала 2023 года эта динамика нарушилась. Влиять на ухудшение ситуации на дорогах, по его словам, может и стареющий парк автомобилей, и их техническое обслуживание. Надо учитывать и то, что любые турбулентности отражаются на эмоциональном, психофизическом состоянии людей, находящихся за рулем автомобиля, а следовательно, и на вождении транспортных средств. Могло быть гораздо хуже. Но в результате своевременных действий дорожников ситуацию удалось удержать на более–менее приличном уровне, считает Михаил Блинкин.
Довольно оптимистично настроен заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов: «Все познается в сравнении. Я видел, как организовано дорожное движение в разных странах. Россия на этом фоне выглядит неплохо, и есть потенциал для роста и развития», – отметил он.
Удовлетворен состоянием безопасности движения на дорогах мегаполиса заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров. Проводимые мероприятия для улучшения ситуации в этой сфере привели к тому, что ДТП с пострадавшими на трассах стало меньше. Центр организации дорожного движения столицы анализирует причины ДТП в очагах аварийности и таким образом минимизирует возможность происшествий на таких участках в будущем. Для снижения аварийности на дорогах внедряются новшества.
Владимир Макаров рассказал о реализуемом совместно с ГИБДД Москвы пилотном проекте. На МКАД тестируется система, которая определяет с помощью искусственного интеллекта 13 возможных инцидентов на трассе и сообщает о них в ситуационный центр для их упреждения. На кольцевой также постоянно дежурят дорожные комиссары, а информационные табло сообщают номера телефонов диспетчеров. Все делается для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах. В целом этот проект показывает хорошую статистику, и Москва готова делиться опытом с регионами.
Одна из задач федерального проекта «Безопасность дорожного движения» – повышение оперативности оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП путем улучшения взаимодействия экстренных служб, напомнил Олег Понарьин. В соответствии с соглашениями, заключенными между МВД России и субъектами РФ, аналогичная цель ставится и в соответствующих региональных проектах. Однако анализ показывает, что этому и другим направлениям в регионах не уделяется должного внимания. В частности, развитию систем оказания оперативной квалифицированной помощи. Анализ времени прибытия к местам ДТП оперативных служб, оказания пострадавшим медицинской помощи показывает, что в некоторых регионах число погибших «в руках медиков» достигает 40%. Здесь есть над чем работать.
Среди способов ликвидации мест концентрации ДТП – устройство линий искусственного освещения, установка металлического барьерного и тросового осевого ограждения, комплексное обустройство пешеходных переходов и «лежачих полицейских», установка дорожных знаков и светофорных объектов с кнопкой вызова на регулируемых переходах, строительство пешеходных переходов в разных уровнях и другие мероприятия.
В числе важнейших условий безопасности на дорогах – правосознание участников движения, усиление ответственности водителей и пешеходов за нарушение правил дорожного движения. Вокруг ПДД на площадке конгресса и развернулась острая дискуссия. Одну из полярных точек зрения озвучил Александр Холодов. Напомним: в начале ноября на встрече Президента РФ Владимира Путина с членами Общественной палаты он посетовал на то, что Правила дорожного движения постоянно «латают» (за последние годы внесены более 50 поправок) и предложил больше не обновлять их, а подготовить новый документ.
Многие эксперты относятся к такому предложению с пессимизмом. Ведь с правовой точки зрения преемственность редакций ПДД – важная основа, на которой держится вся конструкция допуска водителей к управлению автомобилями, считают они. Если новые правила будут полностью обновленным документом, потребуется переподготовка всех граждан и должностных лиц, обязанных быть знакомыми с этим документом и им руководствоваться. А переэкзаменовка по новым ПДД всех сотрудников ДПС, транспортников и наконец десятков миллионов автомобилистов вряд ли возможна.
«ПДД, как говорят, – документ, написанный кровью, – высказался Олег Понарьин. – Он учитывает многолетний опыт анализа дорожной ситуации и попытки целых поколений организаторов движения отрегулировать конфликтные процессы, создаваемые в процессе движения. Да, наверное, правила должны быть понятными и простыми, но в этом процессе нам главное не выбросить из них все ключевое, сосредоточившись на поверхностном описании процессов».
«Мы можем упростить стилистику, но суть от этого не поменяется, – включился в дискуссию заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. – Есть Венская конвенция о дорожном движении с основными постулатами, которые лежат в основе наших ПДД, и фундаментально мы ничего не поменяем. Радикальное переписывание правил может ввести граждан в заблуждение, особенно тех, кто учился еще по старым нормам».
«Правила несовершенны, это не секрет, – признал начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин. – Есть какие–то недочеты, есть, возможно, нюансы, создающие неудобства водителям. Но насколько они носят принципиальный характер?» Эксперт назвал ПДД «живым документом», поэтому регулярно вносимые поправки не являются нонсенсом. «Правила должны меняться эволюционно, с соблюдением преемственности и без резких движений, – пояснил он. – Ведь даже простая смена нумерации пунктов может поставить людей в тупик. Упростить ПДД не получится».
Традиционно на площадке конгресса Road Traffic Russia произошел обмен опытом внедрения эффективных систем организации движения на дорогах в разных регионах страны. В ходе обсуждения были представлены наиболее успешный опыт работы центров организации дорожного движения и примеры эффективных мероприятий, повышающих комфорт и безопасность на дорогах.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

1632

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться