Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ликвидация узких мест

 |  Безопасность

О последних наработках в области обеспечения безопасности.

Вот и канул в Лету очередной календарный год. Пришло время для подведения итогов, чтобы точнее выстраивать перспективные планы на будущее. Всем подразделениям Ространснадзора предстоит подсчитать количество контрольно–надзорных мероприятий, плановых и внеплановых проверок, выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и т. д.

Стоит отметить, что приоритет в этой работе согласно постановлению Правительства РФ № 336  направлен на проведение профилактических и контрольно–надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. В работе Госжелдорнадзора, например, одним из эффективных методов получения информации для контроля за соблюдением обязательных требований является дистанционный мониторинг в рамках соглашения об информационном взаимодействии с ОАО «РЖД».

Для эффективной работы по обеспечению должного уровня безопасности и своевременного выявления формирующихся рисков угрозы безопасности движения Госжелдорнадзором были разработаны и применялись для проведения профилактических мероприятий карты риска по железнодорожному транспорту. Совместная научно–исследовательская работа с РУТ (МИИТ) позволила не только научно обосновать критерии и формулы расчета риска, но и объективно оценить динамику формирования угроз безопасности по таким объектам контроля, как железнодорожные пути, вагоно– и локомотиворемонтные предприятия, а также железнодорожные станции. Именно благодаря взаимодействию с ОАО «РЖД» карты риска прошли успешную апробацию по реальным данным. Уже в наступившем году будут их применять, ранжировав каждый объект контроля по зонам риска, что позволит реализовать принципиально новую систему мониторинга состояния безопасности транспортной отрасли.

Еще один эффективный инструмент контроля – разработанные Госжелдорнадзором в соответствии с ФЗ № 248 индикаторы риска. С апреля 2023 года вступили в силу новые индикаторы риска, зарегистрированные Минюстом России. Их срабатывание является основанием для организации внеплановых контрольно–надзорных мероприятий. Происходит это в трех случаях. Один из них – пять сходов железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования по ответственности структурного подразделения контролируемого лица в течение одного года. Другая ситуация – два схода на путях необщего пользования по ответственности объекта контроля контролируемого лица в течение одного года. И третий случай – два схода по причине некачественного ремонта или обслуживания железнодорожного подвижного состава в течение одного года. Несколько проведенных проверок выявили более 560 нарушений законодательства, больше половины из них требуют закрытия движения и ограничения скорости поездов.

Здесь необходимо в качестве примера привести работу департамента безопасности движения ОАО «РЖД», где ее обеспечение реализуется через стратегию гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса на принципах риск–ориентированного управления. За последнее время там научились ранжировать и оценивать распознавание рисков всех участников транспортного рынка. Это помогло выделить предприятия, которые из квартала в квартал игнорируют обязательные требования. Из этого следует, что ориентация на оценку декларации с соблюдением обязательных требований через самооценку следует подкорректировать. Почему при правильной постановке требований к организациям самооценки декларации (а они все ее продекларировали и вошли в так называемый чек–лист) имеется повторяемость нарушений? Это требует пересмотра. Там нет сопровождения тех событий, которые по динамической модели накапливались в течение пяти лет. Нужна работа над ошибками.

После принятия федерального закона в подтверждение добросовестности в холдинге сформированы реестр обязательных требований, принципы установления, оценка. Но отбор прошли всего 75% предприятий. Идет разбирательство, почему оставшиеся оказались в зоне недопустимого риска. Они взяты на контроль разными видами технического аудита сопровождения, в том числе и внутреннего контроля в области безопасности. В итоге 7,3%, то есть 115 предприятий и подразделений, которые в принципе гарантировали надежность безопасности перевозочного процесса, не смогли соблюсти соответствующие условия.

По руководителям этих предприятий отработан некий механизм. Они попадают на региональную комиссию начальника дороги. Там рассматриваются причинно–следственные связи, определяется соответствующее состояние, принимаютя отдельные меры по стабилизации. Дается оценка работе руководителя...

Важным направлением работы Госжелдорнадзора является формирование условий стимулирования добросовестности контролируемых лиц. Это новые возможности для хозяйствующих субъектов, заложенные в проект постановления Правительства РФ «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта».

Для снижения категории риска контролируемому лицу необходимо реализовать три процедуры. Во–первых, пройти самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований в виде самообследования, то есть фактически контролируемое лицо проводит в отношении своих объектов плановую проверку по чек–листу Ространснадзора. Во–вторых, по результатам контролируемое лицо сможет принять Декларацию соблюдения обязательных требований, которая будет зарегистрирована Ространснадзором и размещена на официальном сайте.

И в–третьих, это соответствие критериям добросовестности.

Для этих целей Ространснадзором разработаны предложения по внесению изменений в Положение о надзоре в части определения критериев добросовестности контролируемого лица. Вот как они звучат: это отсутствие в течение двух лет по вине владельца объекта контроля транспортных происшествий (крушений и аварий); предоставление контролируемым лицом доступа к своим информационным ресурсам в части вопросов эксплуатационной безопасности; отсутствие в течение года фактов несвоевременного и недостоверного представления контролируемым лицом обязательной информации.

При соответствии этим критериям и принятии декларации категория риска у таких объектов понижается до низкой и плановые проверки не проводятся.

Еще минувший год запомнился тем, что Госжелдорнадзор совместно с Минэкономразвития России провел работу по оптимизации предоставления государственных услуг. Из трех лицензируемых видов деятельности два вида перешли на уведомительный порядок.

Это погрузочно–разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам и сама перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом.

Подготовил Виктор ДМИТРИЕВ


просмотры:

368

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
z-library