Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Системы объективного контроля. Главная задача – помогать

 |  Безопасность

 

Ровно 20 лет назад, 9 марта 2004 года, указом Президента РФ была образована Служба Ространснадзора. Впервые в истории государства Российского было создано ведомство, осуществляющее государственный контроль по соблюдению законодательства на всех видах транспорта. И есть определенный символизм в том, что рассмотрение доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктора Басаргина на Общественном совете Ространснадзора пришлось как раз на первый месяц весны.

Итоги деятельности, планы на будущее

За последние годы работа контролирующих органов изменилась кардинально. В послании Президента России Федеральному собранию РФ Владимир Путин назвал главный принцип работы: «Задача власти – помогать». Никогда еще контрольно–надзорная деятельность не была так позитивно настроена в сторону контролируемых лиц. Консолидированно, вместе с бизнесом найден бесперебойный подход к безопасной работе транспорта.
Главной задачей Ространснадзора в 2023 году стало повышение безопасности в сфере транспорта за счет эффективного предупреждения рисков. На что был нацелен фокус действий службы за этот период? Тезисно это можно обозначить так. Во–первых, это снижение административного давления на бизнес без снижения уровня безопасности на транспорте. Во–вторых, это акцент на профилактику нарушений, чтобы при этом не допустить рецидива. В–третьих, это создание системы объективного контроля, то есть все то, что дают сегодня информационные технологии. В–четвертых, это завершение реформы по оптимизации структуры и численности Ространснадзора.

И наконец, это обеспечение деятельности на новых территориях РФ.
Стоит напомнить, что в начале прошлого года под контролем службы было 170 тыс. юридических лиц и более 8 млн объектов. Проведение плановых проверок было возможно только в отношении объектов контроля, относящихся к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска. В итоге за год появилась цифра – 1292 мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом. Для справки: с точки зрения объемов подобных мероприятий всеми надзорными органами было проведено 350 тыс. плановых и внеплановых проверок (удельный вес Ространснадзора здесь 0,4%). Количество проверок по сравнению с 2022 годом сократилось практически вдвое, а вот нарушений выявлено более 25 тыс., то есть в 3,1 раза больше. Относительный показатель количества нарушений в среднем на одно контрольное мероприятие (КМ) увеличился и составил 19,4. Цифры для сравнения: 2022 год – 2,6; 2021 год – 1,75. Количество нарушений растет.
Этот рост отмечается как тенденция, как определенный риск по сохранению уровня безопасности подконтрольных лиц. И в этой связи необходимо воспринимать это как условный индикатор риска, понимая, что чем выше количество нарушений, тем выше вероятность нарушения обязательных требований.
В соответствии с законодательством в своей деятельности Ространснадзор использует специальные режимы госконтроля. В рамках режима специального контроля проведены свыше 217 тыс. контрольных мероприятий (КМ), в ходе которых проверены свыше 850 тыс. транспортных средств (ТС), выявлены более 415 тыс. нарушений.
Второй специальный режим. С прошлого года начался обязательный мониторинг на объектах транспортной инфраструктуры (ТИ), отнесенных к 1–й и 2–й категориям в области транспортной безопасности. Проведены 147 мероприятий, выявлены 93 нарушения.
Третий спецрежим. В рамках обеспечения доступности для инвалидов объектов транспорта и ТИ инспекторским составом межрегиональных и территориальных управлений в ходе проведения КМ осмотрены свыше 49 тыс. ОТИ и ТС. По итогам составлено свыше 5 тыс. протоколов, выдано 27 предписаний, 3,5 тыс. предостережений, 22 материала направлены в органы прокуратуры.
Четвертый спецрежим. С начала прошлого года Ространснадзор начал осуществлять контроль в сфере автоматической фиксации весовых параметров ТС. Вынесены более 37 тыс. постановлений, взыскано около 3 млрд руб.
Конечно, нельзя говорить о безопасности без показателей аварийности. В целом наблюдается снижение по сравнению с двумя предыдущими годами. Количество транспортных происшествий снизилось на 7,7%, количество пострадавших – на 12%, количество погибших – на 14%. Это серьезнейший итог, служба давно не имела таких показателей.
Главное же – при росте объема перевозок снижается аварийность, повышается технологическая надежность работы ТК. И все это достигается совместными усилиями государства, бизнеса. промышленности и общественности.
Немаловажным фактором явилась переориентация внеплановой работы службы в сторону реагирования на индикаторы риска. Разработаны новые индикаторы риска по всем видам транспорта. Прежде внеплановые мероприятия проводились по факту случившегося события, сегодня индикаторы риска позволяют все это проводить в режиме предупреждения. За минувший год в результате срабатывания индикаторов риска проведены 65 КМ. По данным Минэкономразвития, по эффективности разработанных индикаторов (процент проверок по индикаторам риска) служба находится в десятке лучших. На сегодняшний день готовы предложения по 16 индикаторам риска на 2024 год.
Невозможно не сказать еще об одной потрясающей цифре. В рамках профилактической работы в минувшем году проведен практически миллион мероприятий. Из них объявлено 159 тыс. предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2 раза больше, чем в 2022 году). По обращениям контролируемых лиц проведены более 750 тыс. консультирований (в 4 раза больше, чем в 2022 году).
Если сюда добавить еще более 56 тыс. профилактических визитов, то удельный вес Ространснадзора в этой работе составит почти 6%.
В конце 2023 года были внесены соответствующие изменения в положение государственного контроля в области железнодорожного транспорта, предусматривающие возможность использования мер стимулирования добросовестности. Это тоже впервые использованный принцип. Он позволяет снизить категорию риска в отношении объектов контроля. При желании уйти от проверочных мероприятий бизнесу придется проводить самообследование и добросовестно выполнять все обязательные требования. Тогда служба принимает решение по снижению категории риска и исключает из проверочных мероприятий. В 2024 году
Ространснадзор планирует введение такой практики. В феврале прошлого года уже вручили два сертификата по снижению категории риска двум предприятиям железнодорожного транспорта.
В минувшем году была продолжена работа по оптимизации и автоматизации видов разрешительной деятельности. В части перевода госуслуг в электронный вид: в настоящее время с помощью портала госуслуг Ространснадзор оказывает 19 таковых – это лицензирование, разрешительная деятельность, выдача свидетельств и т.д. В перспективе ставится задача реализовать формулу «один + один» (один день при предоставлении одного документа).
Теперь о внутренней работе Ространснадзора. Службой в минувшем году была проведена реформа по реорганизации территориальных органов. В итоге сегодня имеем восемь действующих межрегиональных органов. В настоящее время штатная численность ведомства, включая центральный аппарат, – 4905, при этом почти 4 тыс. – инспекторский состав.
Да, серьезно были сокращены общештабные службы, но практически на 500 человек (более чем 10%) увеличили количество инспекторов. Ни в одной службе нет такого штатного соотношения: 80% работников Ространснадзора – это инспектора. Их зарплата за минувший год в среднем увеличилась на 30%. Такое решение принято впервые за 20 лет. Поэтому в полном смысле служба стала конкурентоспособной на рынке труда как по стабильности работы, так и по материальному обеспечению.
В бюджет за прошлый год направлено свыше 8 млрд руб. Это самый высокий показатель за минувшие 20 лет.

Работа в широком формате

Как прожил календарный год Общественный совет Ространснадзора под председательством Владимира Белозерова? Для этого необходимо вспомнить участие в заседаниях коллегий службы, в комиссиях и региональных структурах, на предприятиях, встречи с людьми и общественными организациями. А еще члены совета – организаторы и участники форумов и конференций по безопасности на транспорте, проводимых в очном и удаленном формате.
Март, как видно, знаковый месяц для Ространснадзора. Вот и Общественный совет при нем образован приказом Ространснадзора 26 числа 2007 года.
За это время многое пройдено и пережито составом участников в 32 человека, а в 2022 году покорена вершина отраслевого соревнования.
Так чем же запомнился для общественной организации минувший год? Это очные встречи в формате видео–конференц–связи, буквально через день участие в совместной выездной коллегии Ространснадзора в Петербургском государственном университете путей сообщения, а затем встреча в Северной столице с Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей на тему «Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и внеуличном транспорте в современных условиях». Потом в сентябре было выездное заседание в Ульяновске с разговором о развитии общественного пассажирского транспорта, а затем снова Санкт–Петербург и участие в V Бетанкуровском международном инженерном форуме. Руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин даже в сердцах пошутил, что в родной столице почти совсем и не встречаемся. Остается только добавить, что члены совета в конце августа были участниками форума Общественной палаты РФ в Самаре, в начале октября – в Вологде и в начале ноября – в Белокаменной, а также в Кирове и Липецке; посетили более 20 «круглых столов», различных форумов и других мероприятий.
Необходимо отметить актуальные вопросы деятельности Общественного совета. Среди ключевых и приоритетных направлений – национальные цели развития России, экспертная работа в комиссиях Минтранса России и Ространснадзора по устранению избыточных и дублирующих документов в рамках «регуляторной гильотины». Сюда входит и реформа контрольно–надзорной деятельности в стране и на транспорте, общественный контроль за соблюдением законодательства. Остается в сфере влияния и развитие системы общественного контроля и формирование институтов общественных инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда на транспорте.
Общественный совет отмечает, что Ространснадзор постоянно совершенствует свою работу. Внедряет риск–ориентированную модель проверок с использованием чек–листов. Совет ведет общественное сопровождение подготовки и переподготовки инспекторов.


Виктор ДМИТРИЕВ


просмотры:

831

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться