Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Если в дороге случилось несчастье.

 |  Безопасность

 В большинстве стран ущерб от дорожно–транспортного травматизма достигает 3% от их валового внутреннего продукта. 

Общая информация

Ежегодно в результате дорожно–транспортных происшествий обрывается жизнь около 1,19 млн человек. Еще от 20 до 50 млн человек получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности.
Дорожно–транспортный травматизм причиняет значительный экономический ущерб отдельным лицам, их семьям и странам в целом. Этот ущерб обусловлен стоимостью лечения и потерей производительности вследствие гибели или травм, а также отрыва от работы или учебы лиц, которые должны заботиться о пострадавших.

Кто находится в группе риска?

Социально–экономическое положение. Более 90% случаев смерти в результате дорожно–транспортных происшествий приходится на страны с низким или средним уровнем дохода. Наиболее высокая смертность в результате дорожно–транспортных происшествий отмечается в странах Африканского региона ВОЗ, а наиболее низкая –
в странах Европейского региона. Даже в странах с высоким уровнем дохода риск дорожно–транспортных происшествий возрастает в группах, занимающих более низкое социально–экономическое положение.
Возраст. Дорожно–транспортный травматизм является основной причиной смертности детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. Две трети случаев смерти в результате дорожно–транспортных происшествий приходится на людей трудоспособного возраста (18–59 лет).
Пол. Мужчины, как правило, в три раза чаще погибают в дорожно–транспортных происшествиях, чем женщины.

Факторы риска

Поправка на человеческий фактор. Транспортные системы должны реагировать на потребности пользователей и учитывать человеческий фактор. Подход к организации дорожного движения «Безопасная система» имеет своей целью обеспечить безопасность транспортной системы для всех участников дорожного движения. Такой подход учитывает опасность серьезного травматизма и признает необходимость создания системы, устойчивой к рискам, связанным с человеческим фактором. Основой этого подхода служат безопасные дороги и придорожные зоны, безопасный скоростной режим, безопасные транспортные средства и безопасные участники дорожного движения – все факторы, которые должны быть учтены для предотвращения дорожно–транспортных происшествий со смертельным исходом и сокращения серьезного дорожно–транспортного травматизма.
Превышение скорости. Увеличение средней скорости движения напрямую влияет как на риски дорожно–транспортных происшествий, так и на тяжесть их последствий. Например, увеличение медианной скорости движения на 1% приводит к возрастанию риска дорожно–транспортных происшествий со смертельным исходом на 4% и риска дорожно–транспортных происшествий с серьезными последствиями на 3%.
В случае фронтального наезда транспортного средства на пешехода быстро возрастает риск смертельного исхода (в 4,5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч).
При боковом столкновении на скорости 65 км/ч риск смертельного исхода для водителей и пассажиров транспортных средств составляет 85%.
Управление транспортным средством под воздействием спиртосодержащих напитков и других психоактивных и наркотических веществ. Такое управление ведет к возрастанию риска дорожно–транспортных происшествий со смертельным исходом и серьезного дорожно–транспортного травматизма.
При управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения риск дорожно–транспортного происшествия возникает даже при низком уровне содержания алкоголя в крови.
При управлении транспортным средством под воздействием наркотических веществ риск дорожно–транспортного происшествия возрастает в различной степени в зависимости от употребленного психоактивного вещества. Например, риск дорожно–транспортного происшествия среди лиц, находящихся под воздействием амфетаминов, приблизительно в пять раз выше, чем среди лиц, которые их не употребляли.
Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих систем. Правильное использование шлема может снизить риск смерти при аварии более чем в 6 раз, а риск черепно–мозговой травмы на 74%.
Пристегнутый ремень безопасности может снизить риск смерти пассажиров транспортного средства на 50%.
Использование детских удерживающих систем снижает риск смертельного исхода среди детей грудного возраста – на 71%.
Невнимательность при управлении транспортным средством. Существует много отвлекающих внимание факторов, в результате которых водитель может не справиться с управлением транспортным средством. Растущую обеспокоенность как фактор, влияющий на безопасность дорожного движения, вызывают мобильные телефоны.
Использование мобильного телефона при управлении транспортным средством ведет к четырехкратному возрастанию риска дорожно–транспортного происшествия. Использование телефона при управлении транспортным средством ведет к замедлению реакции (в частности, к увеличению времени реакции при необходимости торможения), а также затрудняет соблюдение рядности дорожного движения и дистанции между транспортными средствами.
Телефонные аппараты, оборудованные техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, не намного безопаснее, чем телефоны, которые необходимо держать в руке. Обмен текстовыми сообщениями также значительно повышает риск дорожно–транспортного происшествия.
Небезопасная дорожная инфраструктура. Значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывает обустройство дорог. В идеале дороги должны обустраиваться таким образом, чтобы обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Это означает обустройство надлежащих объектов и сооружений для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Важное значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников дорожного движения имеет сооружение таких объектов, как пешеходные и велосипедные дорожки, безопасные переходы и другие средства замедления дорожного движения.
Небезопасные транспортные средства. Важную роль в предотвращении дорожно–транспортных происшествий и уменьшении риска серьезного травматизма играет безопасность транспортных средств. Существует целый ряд правил ООН по безопасности транспортных средств, включение которых в национальные промышленно–производственные стандарты способствует предотвращению гибели людей. Эти правила, в частности, требуют от производителей соблюдения норм безопасности при лобовых и боковых ударах, установки электронных систем контроля устойчивости (для предотвращения заноса), а также оснащения всех транспортных средств подушками и ремнями безопасности. Без соблюдения этих базовых стандартов риск дорожно–транспортного травматизма, причем как водителей и пассажиров транспортных средств, так и других участников дорожного движения, существенно возрастает.
Ненадлежащее оказание помощи пострадавшим в дорожно–транспортных происшествиях. Тяжесть травматизма возрастает при задержках в выявлении травм и оказании помощи пострадавшим в результате дорожно–транспортных происшествий. Важное значение при оказании помощи пострадавшим в дорожно–транспортном происшествии имеет фактор времени: задержка в несколько минут может стоить человеческой жизни. Для улучшения качества оказания помощи пострадавшим в дорожно–транспортном происшествии требуется обеспечение своевременной догоспитальной помощи, а также повышение качества как догоспитальной, так и больничной помощи, например, путем организации программ подготовки специалистов.
Ненадлежащий контроль за соблюдением правил дорожного движения. В отсутствие контроля за соблюдением законодательных требований в отношении управления транспортными средствами в состоянии опьянения, применением ремней безопасности, соблюдением ограничений скорости движения, использованием шлемов и детских удерживающих устройств ожидаемого уменьшения смертности и травматизма, связанных с определенным поведением участников дорожного поведения, не произойдет. Таким образом, если контроль за соблюдением правил дорожного движения отсутствует или воспринимается как отсутствующий, вероятно, что соответствующие требования не будут соблюдаться, а шансы того, что они повлияют на поведение участников дорожного движения, невелики.
Эффективное правоприменение предполагает принятие и регулярное обновление законодательных актов на национальном, муниципальном и местном уровнях для устранения вышеупомянутых факторов риска, а также контроль за их соблюдением. Оно также предполагает введение надлежащих санкций.

Меры профилактики

Дорожно–транспортный травматизм можно предотвратить. Государственные органы должны принимать меры для обеспечения безопасности дорожного движения на основе комплексного подхода. Это требует участия многих секторов, таких как транспортный, органы правопорядка, здравоохранение, образование, а также частный сектор и организации гражданского общества.
К числу эффективных мер относятся проектирование более безопасной инфраструктуры и включение элементов обеспечения безопасности дорожного движения в планирование землепользования и развития транспорта, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение помощи пострадавшим в дорожно–транспортных происшествиях, принятие и обеспечение выполнения законодательных актов, касающихся основных рисков, проведение информационно–просветительских кампаний.

По материалам Всемирной организации здравоохранения


просмотры:

680

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться