Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Блок корпоративной защиты

 |  Безопасность

Об обеспечении транспортной безопасности в условиях Крайнего Севера.

Как известно, в нашей стране 11 часовых поясов. Протяженность от Калининграда до Владивостока такова, что у
синоптиков родился слоган: «Россия – это территория, над которой никогда не заходит солнце». Но это образ. А по сути
есть такие места, где долгое время бал правит полярная ночь. О том, как в таких условиях обеспечивается транспортная
безопасность, именно в условиях Крайнего Севера, наш сегодняшний рассказ.

Речь пойдет о группе компаний «Норильский никель» (ПАО «ГМК «Норильский никель»), ведущей на мировом рынке, в том
числе в производстве металлов. Есть у нее и другие профильные активы – это логистика, элемент газовой отрасли. Учитывая,
что интересы «Норникеля» представлены во всей транспортной палитре, вопросы транспортной безопасности (ТБ) для компании актуальны и первостепенны.
Антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) имеет важнейшее значение.
В настоящее время в реестры ОТИ и технических средств (ТС) федеральных агентств по видам транспорта включены 69 ОТИ
(из них 40 – категорированных) и более 300 ТС шестнадцати предприятий филиалов компании и российских организаций корпоративной структуры, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера. Это Заполярный и Мурманский
транспортные филиалы, морские и речные суда Енисейского речного пароходства, есть и ледокольный флот.

Воздушный транспорт представлен авиакомпанией «Норильск Авиа», аэропортом Норильск, включающим в себя и аэродром
Светлогорск, а также посадочные площадки Дудинка, Валек, Снежногорск. Есть еще посадочные площадки АО «Кольская ГМК». Железнодорожные станции последней, как и Норильская железная дорога протяженностью 500 км, представляют стальные магистрали. Для полноты картины остается добавить транспортный комплекс автомобильного хозяйства для перевозки пассажиров и грузов повышенной опасности.

Формируя блок корпоративной защиты, в компании транспортную безопасность выделили в отдельное направление. В филиалах и структурах были введены отдельные штатные должности, отвечающие за ТБ. В целях реализации такой стратегии была разработана дорожная карта по выполнению мероприятий на ОТИ и ТС, создан единый Реестр предприятий транспортной сферы с отражением информации о выполнении поставленных задач, организованы централизованный контроль и учет с оказанием методической и практической помощи. Для этого был привлечен стратегический партнер «Норникеля» – ООО ПТБ «Арктика», которое на сегодняшний день не только оказывает услуги защиты объектов от актов незаконного вмешательства, но и проводит оценку уязвимости, разработку плановых паспортов, работу по оснащению объектов инженерно–техническими средствами ТБ и их обслуживание. Отсюда и существенные результаты. В полном объеме реализованы требования по обеспечению ТБ в Заполярном и Мурманском транспортных филиалах ПАО «Горно–металлургический комбинат «Норильский никель», в Автотранспортном объединении «Центральная автотранспортная контора» Заполярного филиала, в Енисейском речном пароходстве и в «Норильск Авиа». Всего за обеспечение ТБ в районах Крайнего Севера отвечают свыше 500
работников компании, из них обучены и аттестованы более 450 человек. Для защиты ОТИ от АНВ, в том числе террористического характера, ежедневно выставляют свыше 90 постов ПТБ, (а это более 100 человек в смену). Все они полностью экипированы и вооружены специальными средствами защиты.

Необходимо сказать о том, что в минувшем году были организованы и проведены 68 учений и тренировочных мероприятий
сил ОТБ, в том числе с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб безопасности и МВД. По результатам учений компании была дана положительная оценка.
Как рассказал начальник управления ТБ «Норникель» Александр Тормышев на форуме «Технологии и безопасность» – 2024, не забывают в компании и про инвестиционную деятельность. Ныне реализуется ряд подобных проектов по оснащению
и переоснащению современными системами транспортной безопасности ОТИ. Это причалы нефтебазы АО «Таймырская
топливная компания» (Дудинка, Красноярск), причал АО «Норильскгазпром», ООО «Аэропорт Норильск», 11 объектов АО
«Кольская ГМК». Общая сумма инвестиций – свыше 3 млрд руб.

Теперь о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. Перечень их таков. Это в первую очередь сложные климатические условия. Далее – короткий строительный сезон
и отсутствие коммуникаций. Следует также отметить территориальную удаленность объектов друг от друга. И, наконец,
конструктивная сложность объектов. «Норникель» – это в большей степени горно–металлургическая компания, чем компания,
занимающаяся логистикой.

Особо хочется отметить экстремальные климатические условия. Перво–наперво это низкие температуры (ниже 0 градусов – 252 дня в году); полярная ночь – 1,5 месяца, полярный день – 2 месяца; высокий снежный покров (более 3 м); высокая затопляемость во время весеннего паводка (более 14 м); 2–е место после Антарктиды по жесткости климата.
Погодные условия зачастую диктуют условия, которые необходимо принимать при организации мероприятий ТБ.
Наглядный пример – морской порт Дудинка, единственный в мире порт, находящийся за полярным кругом. В межнавигационный период этот ОТИ полностью разбирается, защита обеспечивается за счет выставления дополнительных
постов, но все инженерно–технические системы снимаются и убираются на хранение. При наступлении навигации все это
полностью собирается, выставляются дополнительные посты для обеспечения ТБ в порту, где находятся восемь морских, восемь речных причалов, причал спецгрузов. Подобные сборки и разборки, конечно же, требуют определенных вложений, трат сил и энергии. Тем не менее со стороны контрольно–надзорных органов эта практика нашла положительный отзыв, а действия
получили высокую оценку.

Аналогичная история с причалами, которые находятся на реках, расположенных в районах Крайнего Севера. К примеру, река Большая Хета, где расположены причалы топливно–энергетической компании.
Приходится принимать дополнительные меры по ОТБ. Недавно Росморречфлот прислал письмо, согласно которому паспорт на причал на Большой Хете был аннулирован, потому что не была обеспечена антитеррористическая защищенность объекта в межнавигационный период. На сегодняшний день совместно со специализированной организацией прорабатывается дополнительный вопрос по выставлению инженерно–технических систем, план ОТИ будет приведен в соответствие и представлен в Росморречфлот. Таков путь выполнения закона ФЗ № 16 «О транспортной безопасности».

Еще одна очень важная проблема – это наличие необходимых инженерно–технических коммуникаций, позволяющих выстраивать ТБ на ОТИ. Пример – Норильская железная дорога, в составе которой 38 объектов транспортной инфраструктуры – мостов. 36 из них находятся от ближайших линий связи на расстоянии 0,5–1,5 км. Ближайшая подъездная дорога удалена приблизительно на километр. В зимний период необходимо около 2 часов тому же ПТБ прибыть к ОТИ, а значит,
приходится неординарно подходить к этому вопросу. Выставление дополнительных постов, принятие компенсационных мероприятий, прокладывание новых линий электросвязи, что, естественно, сказывается на сроках реализации мероприятий ТБ, предусмотренных российским законодательством.

Виктор ДМИТРИЕВ


просмотры:

1043

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться