Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Выход на плановую стабильность

 |  Безопасность

Как финансируются основные нацпроекты.

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» бьет рекорды, а Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры – только выходит на плановые обороты. Финансирование этих и других федеральных проектов проанализировали эксперты аналитической компании Sherpa Group.

«Переупаковка» нацпроектов

По данным Минфина России, на 1 июля 2024 года бюджетное исполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры составило 21,8% (для сравнения: на 1 июля 2023 года – 50,6%). На взгляд аналитиков, сдержанное исполнение этого нацпроекта связано с «переупаковкой» нацпроектов, окончанием электорального цикла и кадровыми перестановками на уровне кураторов транспортной отрасли и комплексного плана в частности.
Наибольшее бюджетное исполнение среди федеральных проектов комплексного плана в первом полугодии 2024 года было зафиксировано у проекта «Развитие региональных аэропортов» – 29%. Объем перечисленных в него федеральных средств достиг почти 12,4 млрд руб. К 1 июля прошлого года этот федеральный проект был исполнен на 40,7%. Во II квартале 2024 года проекту удалось по бюджетному исполнению обогнать лидера прошлого квартала – проект «Развитие Северного морского пути» (25,5% по итогам первого полугодия). Это произошло за счет того, что в аэропорты в апреле – июне 2024 года было направлено почти 7,9 млрд руб., а в СМП – лишь 3,6 млрд руб. Суммарно на эти два федеральных проекта пришлось 93,5% средств, перечисленных во II квартале в комплексный план.
Что касается бюджетного исполнения остальных четырех федеральных проектов, входящих в комплексный план, то по итогам первого полугодия 2024 года проект «Развитие морских портов» получил 14,8% предусмотренных на год средств (989 млн руб.), проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного басcейна» – 1,8% (211,4 млн руб.), а проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово–Черноморского бассейна» –
0,3% (26,4 млн руб.). В проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» средств в первом полугодии не поступало. Но ему требуется в этом году лишь 2 млрд руб., и обычно их переводят одним траншем.
Планируемые до конца 2024 года расходы на комплексный план на 1 июля составили 127,7 млрд руб., что на 4,4% больше, чем ожидалось на начало II квартала. Планку расходов увеличили двум федеральным проектам: «Развитие морских портов» (на 29,9%, до 6,6 млрд руб.) и «Развитие региональных аэропортов» (на 10%, до 42,5 млрд руб.).
Дальнейшая динамика бюджетного исполнения проектов комплексного плана и объем доведенных средств будут сильно зависеть от того, насколько преемственным по отношению к его незавершенным мероприятиям окажется новый национальный проект «Эффективная транспортная система», полагают аналитики. Состав и основные параметры последнего должны утвердить уже в III квартале 2024 года.

БКД – регионам

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом полугодии 2024 года составило 41,8%, что побило прошлогодний рекорд этого периода (40,5%). Объем федеральных средств, поступивших в БКД за полгода, также стал рекордным: 270,9 млрд руб. Это превысило результат первого полугодия 2023 года на 47,9%.
Наиболее динамично в первом полугодии 2024–го финансировали федеральный проект «Дорожная сеть», до которого довели уже почти две трети средств, запланированных до конца года: 64,9%, или 168,4 млрд руб. Через этот федеральный проект финансируют развитие региональных и местных автомобильных дорог. Для сравнения: в течение первой половины 2023 года в него было направлено меньше половины предусмотренных вложений (46,5%, 89,8 млрд руб.).
В крупнейший проект в составе БКД – «Развитие федеральной магистральной сети» – пока поступило 25,9% запланированных на 2024 год вложений, или 86 млрд руб. В прошлом году этот федеральный проект финансировали примерно на том же уровне, что и проект «Дорожная сеть». Такое различие в темпах финансирования эксперты связывают с тем, что часть крупных федеральных проектов была завершена в прошлом году, а в нынешнем – из–за выборов и связанной с этим паузы медленнее запускают запланированные новые.
У трех федеральных проектов БКД – «Развитие общественного транспорта», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Автомобильные дороги Минобороны России» – уровень исполнения в январе –
июне оказался примерно одинаковым (в диапазоне 30–32%).
Минимальное освоение федеральных средств среди проектов БКД было зафиксировано у проекта «Безопасность дорожного движения» (13,6%). Впрочем, год назад ситуация с поступлением средств в его мероприятия была даже хуже, тогда к июлю исполнение составило только 5,2%.
В течение II квартала планируемые в 2024 году вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» пересмотрели в сторону увеличения на 4,3%, или почти на 26,5 млрд руб. В абсолютном выражении эта добавка оказалась больше, чем в любой другой нацпроект. Теперь в БКД до конца года должны вложить 647,9 млрд руб.
Это соответствует общей логике финансирования БКД, планка финансирования этого нацпроекта во второй половине года обычно всегда поднималась. Вероятно, в этом году ее решили увеличить досрочно в соответствии с ускоренными темпами финансирования.
Общие вложения в инфраструктурные нацпроекты – Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и «Безопасные качественные дороги» – в первой половине 2024 года составили 298,7 млрд руб., увеличившись за год на 12,6%. Превышение находится на прежнем уровне (в конце I квартала оно составляло 12,7%), даже несмотря на замедленные темпы финансирования мероприятий комплексного плана.
Ожидаемый до конца года объем вложений в оба нацпроекта увеличился во II квартале на 4,3%, до 775,6 млрд руб. То есть финансирование в 2024 году может примерно на 4,8% превысить фактические вложения в БКД и комплексный план в 2023–м. Это можно считать позитивным результатом, который сгладит снижение вложений в «неавтодорожные» проекты, но из–за достаточно высокой отраслевой инфляции объемы реального строительства будут несколько меньшими, чем годом ранее.

Тенденция сохранится

Согласно данным Минфина России, бюджетное исполнение 15 национальных проектов на 1 июля 2024 года составило 45,9%. Из федерального бюджета в них направили 1,41 трлн руб. Это сопоставимо с результатами годичной давности: в первой половине 2023–го в нацпроекты перевели 45,1% средств, или 1,35 трлн руб. Нацпроектов с исполнением более 50% в первом полугодии 2024 года было пять («Культура», «Наука и университеты», «Производительность труда», «Демография», «Здравоохранение»). Низкий уровень бюджетного исполнения в первой половине 2024 года зафиксирован у Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (21,8% – 27,8 млрд руб.). Бюджетное исполнение проекта «Беспилотные авиационные системы» составило 27% (12,2 млрд руб.), однако эксперты полагают, что к концу года этот нацпроект станут финансировать более ускоренно, что позволит ему покинуть ряды отстающих. На начало июля внутри него наиболее активно вкладывали средства в мероприятия федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» (профинансирован на 41%), а наименее – в «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» (9,2%).
В первой половине 2024 года на 100% оказался исполнен лишь один федеральный проект – «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». У остальных федеральных проектов уровень исполнения был ниже 87%. Несмотря на отдельную разбалансировку в финансировании, в целом нацпроекты в первой половине 2024 года финансировали достаточно устойчиво, и среди них (за исключением комплексного плана и «Экологии») не наблюдается существенного снижения расходов. Такая тенденция, вероятно, сохранится и в ближайшие месяцы, делают вывод аналитики.


Людмила ВЛАДИМИРОВА


просмотры:

1110

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться