Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Смертельный зацепинг

 |  Безопасность

Кто провоцирует на опасное увлечение?

Ошибается тот, кто считает, что подростки «переболели» столь опасным увлечением, как зацепинг, ведь пик публикаций на эту тему пришелся на 2015–2017 годы. К сожалению, десятки искателей приключений по–прежнему катаются на подножках и крышах поездов и электричек. Их не пугает, что почти каждую неделю приходят сообщения о погибших или о тех, кого приходится вытаскивать с того света.

За нынешние полгода в столице и Подмосковье погибли 16 подростков, еще трое получали тяжелые травмы. В целом количество случаев зацепинга на Московской железной дороге выросло более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Приведя эти данные, заместитель руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте СКР Сергей Ли с сожалением отметил, что транспортные происшествия по–прежнему остаются частым явлением. В подтверждение этих слов – смерть в конце июля 15–летнего зацепера в Балашихе. Его труп в тамбуре электрички обнаружили пассажиры и сообщили о трагедии машинисту, который оповестил о случившемся инциденте диспетчера и попросил вызвать скорую. При осмотре подростка медицинские работники заметили на нем оплавленную подошву обуви, а также ссадину на предплечье. Предположительно, молодой человек залез на вагон электрички и случайно дотронулся ногами до токоприемника, после чего получил сильнейший электрический разряд. Однако подросток смог самостоятельно слезть с вагона и зашел в тамбур, после чего состояние бедняги ухудшилось и у него остановилось сердце.
Родители рассказали сотрудникам полиции, что их сын в последний месяц серьезно стал увлекаться зацепингом и практически позабыл об учебе. В конце учебного года юношу поставили на учет в ПДН, так как парень часто прогуливал школу и хулиганил. У него появились дружки, с которыми он часто совершал поездки по железной дороге. Взволнованные родители несколько раз водили сына к психологу и всячески пытались оказать положительное воздействие на подростка, однако даже за последнюю неделю его два раза снимали с крыш поездов на станции «Площадь трех вокзалов» и Курском вокзале.
Еще меньше лет – всего 13 – было погибшей в конце мая Яне Тишковой. Она была примерным ребенком, пока не подружилась с зацеперами и начала допоздна пропадать у станции. Как–то вместе с друзьями решила «оседлать» подмосковную электричку. К поездке девочка оказалась подготовлена, на ее руках были надеты специальные защитные перчатки. Но вот риски такого «развлечения» школьница не оценила. Схватившись за так называемую металлическую «скамейку» на крыше поезда, девочка получила сильнейший удар током. Как рассказали очевидцы, тело семиклассницы за секунды обуглилось до костей, а голова, руки и одежда буквально расплавились.
Первым тело девочки заметил машинист соседнего состава на станции Гжель. Он тут же передал оповещение о трагедии своим коллегам, и на станцию прибыли сотрудники оперативных служб. Правда, помочь ребенку уже было невозможно. Единственное, что оставалось сделать медикам, – констатировать смерть.
Озорующие на дорогах подростки были, есть и будут, – за извозчиков цеплялись, за конки, за трамвай, троллейбус. Сам на коньках катался, привязавшись веревкой к автобусу. Вырастали и забывали про свои детские шалости. Но зацепинг и его подвиды – не просто подростковое увлечение, а вполне сложившаяся молодежная субкультура со своей лексикой, общением в Сети, лидерами и авторитетами.
По мнению Сергея Ли, рискованное увлечение подростков связано с желанием снять и разместить снимки и видеоролики в интернете: «В социальных сетях есть группы, где зацеперы обсуждают время и место сбора ребят, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видеозаписями своих удачных экстремальных поездок. В группах также ребята выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», чем тоже провоцируют публику на эксперименты. Сами подростки, согласно опросам, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди, найти новые ощущения в одном из экстремальных видов такой активности». По его мнению, некоторые ролики напоминают рекламные. Показывают красивых привлекательных парней, вернувшихся после очередного зацепа, окруженных восхищенными друзьями и девушками. А само «движение» подается как «огромный мир со своими обычаями, культурой, фольклором, нестандартными железнодорожными путешествиями – красочными и захватывающими». Как и то, что «другого способа самовыражения, который дает массу адреналина, впечатлений, удовольствий и чувства свободы, просто нет». И, кажется, никто при этом не чувствуют своей ответственности за малолеток, которых завораживает «крутость» железнодорожных экстремалов…
Впрочем, есть в следственном управлении и другие видеозаписи. На одной из них, например, запечатлена гибель 15–летнего зацепера на железнодорожной платформе Лось. Кадры любительской съемки начинаются с того, что парень смеется и показывает большой палец. Затем он бежит по крыше электрички, падает и через несколько секунд превращается в горящий факел. Снял последние секунды жизни экстремала его друг.
О том, что зацеперских групп хоть пруд пруди, от Сахалина до Калининграда, свидетельствует недавнее закрытие в Новосибирской области сразу 30 сайтов с пропагандой опасного увлечения. Чтобы блокировать их, транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд. Требования прокурора удовлетворили. А ведь Новосибирская область – не самая крупная в России. К сожалению, по горькому признанию подполковника полиции Елены Коренковой, после закрытия одних сайтов, где происходят общение и вербовка новичков–зацеперов, через месяц появляются десятки новых, только называются они уже по–другому.
Каждый раз после гибели подростка следователи изымают его компьютер и убеждаются, что в социальных сетях с детьми нередко работают настоящие профи со знанием их пристрастий, увлечений, используют любимую ими лексику и культуру. Общаются безымянные «администраторы» системно и планомерно, создавая некие «площадки», где подростки могут поделиться своими проблемами, чувствовать себя в среде единомышленников. В такой виртуальной среде опасные игры с жизнью вызывают одобрение. И езда на крыше поезда кажется уже не безумным поступком, а некой нормой для «крутых» парней.
А ведь речь идет не только о сохранении молодых жизней. Все масштабнее становятся размеры ущерба, который наносят на рельсах любители острых ощущений. Каждый сбой движения – прямые убытки. Как–то из–за смерти зацепера выбились из графика десятки электричек. «В пути следования задержан 31 пригородный электропоезд от 6 до 17 минут. Три электрички, следовавшие за составом, на крыше которого был обнаружен зацепер, прибыли в Москву с опозданием на два с половиной часа», – одно из сообщений пресс–службы МЖД.
А несколько лет назад у железнодорожников появилась новая угроза – так называемый сапсанинг: особо отчаянные головы «осваивают» высокоскоростные «Сапсаны», обычная скорость которых 220–250 км/час, а максимальная – до 350. И это несмотря на то, что на скоростных поездах – «Сапсане» или «Ласточке» – правонарушителям практически не за что зацепиться без дополнительного оборудования. Правда, после гибели признанного лидера неформалов Григория Лихтаренко любители сапсанинга поутихли. Он сорвался с крыши несущегося на огромной скорости «Сапсана». Ему было 29 лет.
Примечателен в этом отношении рассказ зацепера «со стажем», жителя подмосковного Железнодорожного Кирилла. Сейчас ему 25 лет. Зацепингом занимался пять лет. За это время ему чуть не выбило глаз, он сломал руку, ушиб колено, растянул голеностоп, получил сотрясение мозга. И то считает, что отделался легко.
«Я учился в школе в Реутове и ездил туда на поезде. Утром было много пассажиров, я не всегда помещался в вагон. И тут я увидел зацеперов. Стало интересно, тем более, что я всегда любил железную дорогу, – говорит Кирилл. – Стал изучать, как это делают. У меня был знакомый, который этим занимался».
Вскоре он поехал в свой первый рейс. Ехал сзади поезда, держась за поручни. Забираться на крышу не планировал. «Сначала ездил в школу. Затем, немного освоившись, в Москву. Изредка – далеко в область, иногда на грузовых составах. Мне нравилось чувствовать себя не таким, как все. Это адреналин, это кураж и страх. Одно неверное движение – и ты сорвался. И шансов отделаться небольшими ушибами нет», – рассказывает Кирилл.
Примерно через полгода после начала поездок стал забираться на крышу поезда. Говорит, что старался не лезть к реостатам и токоприемникам.
«Примерно через год мы с другом решили съездить в Москву. С утра пришли на вокзал, забрались на крышу, поехали. Как только отъехали, мне прилетела окалина с пантографа электрички в глаз, – вспоминает Кирилл. – Глаз стал болеть, чесаться и сразу же покраснел».
Родителям, заметившим покрасневший глаз, соврал, мол, не знает, что туда попало.
«К утру начала раскалываться голова, глаз было трудно открыть. Родители отвезли в больницу Балашихи, – вспоминает Кирилл. – Пришел врач, ввел мне анестезию и с помощью иглы от шприца извлек окалину. А после он сказал, что если бы мы затянули, я мог бы потерять зрение или лишиться глаза».
И даже после этого он продолжил заниматься зацепингом. В 17 лет, рядом со станцией Черная, упал и сломал руку. Но, восстановившись, снова полез на поезд. «Хирург говорил, что это был очень неудачный перелом. Еще немного, и мог вовсе потерять руку».
Когда Кириллу было 18, на станции Железнодорожная его с друзьями увидел сосед и все рассказал родителям. Они ругались, мама плакала. «Она кричала: «Я всю жизнь отдала тебе, а ты так рискуешь жизнью!» – говорит Кирилл. – Я слушал, кивал и не понимал, о чем это она. Меня затянула опасность и жизнь на адреналине».
И он продолжил кататься, но уже втайне от родителей. Говорит, что его это затягивало. «Все время кажется, что с тобой–то точно ничего не произойдет. Рано или поздно произойдет, и зависит это исключительно от удачи», – поясняет наш собеседник.
Примерно в 20 лет, говорит Кирилл, он перерос зацепинг, у него появились другие увлечения и любимая девушка. Стал приносить удовольствие скейт, захотелось купить машину.
«Я знаю, что больше кататься не буду никогда, – утверждает парень. – Могу сказать, что моя история еще счастливая. Ведь я легко отделался. Но в руке до сих пор чувствуется слабость, и я жалею о подорванном здоровье».
Этот одумался, хотя и с опозданием. Другие нет.

Владимир ГОНДУСОВ

В ТЕМУ

Удар током

Забайкальским следственным отделом на транспорте Восточного МСУТ СК России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта).
По предварительным данным, ночью на ст. Ушумун Забайкальской железной дороги, расположенной в Магдагачинском районе Амурской области, 16–летний подросток поднялся на верх цистерны грузового поезда, где получил удар электрическим током контактной сети. Пострадавший с термическими ожогами доставлен в медицинское учреждение.
Следователями и следователями–криминалистами СК России проведен комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего.
Восточное МСУТ СК России


просмотры:

975

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться