Надо ли снова делать обязательным технический осмотр транспортных средств?
По оценкам ГАИ, снижение основных показателей аварийности происходит в условиях ежегодного увеличения парка транспортных средств. За последние 6 лет он увеличился почти на 5 млн единиц. Угрозу безопасности дорожного движения представляют условия эксплуатации и техническое состояние транспортных средств. Наиболее остро эта проблема стоит в секторе коммерческих перевозок.
Возврат ТО возможен
Член Комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев провел «круглый стол» на тему: «Технический осмотр транспортных средств как важный фактор обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».
В обсуждении приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, коммерческих организаций, профессиональных объединений операторов техосмотра и транспортных компаний.
Сенатор призвал участников дискуссии проанализировать действующую систему проведения техосмотра, оценить, насколько эффективно организован государственный контроль в данной сфере, в первую очередь, за соответствием операторов требованиям аккредитации и соблюдением ими правил проведения техосмотра, а также обсудить вопросы профессиональной квалификации специалистов по организации проведения технического осмотра, насколько их уровень позволяет объективно оценивать безопасность автомобиля.
Валерий Васильев напомнил, что в 2021 году заместителем Председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным была утверждена дорожная карта по реформированию и оптимизации процедур осуществления технического осмотра, в которой шла речь о законодательном закреплении передачи от Российского союза автостраховщиков (РСА) Росаккредитации функций по аккредитации операторов техосмотра в срок до 1 ноября 2022 года, но воз и ныне там.
В настоящее время технический осмотр транспортных средств осуществляется операторами технического осмотра, аккредитованными профессио-
нальным объединением страховщиков – Российским союзом автостраховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении при наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В свою очередь для заключения договора ОСАГО владелец транспортного средства должен представить страховщику диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Таким образом, полномочия по проверке факта прохождения технического осмотра, наличия диагностической карты и, соответственно, по допуску транспортного средства к участию в дорожном движении переданы страховым компаниям.
В мае 2023 года в Госдуму внесен подготовленный группой сенаторов законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предлагается передать Росаккредитации полномочия по аккредитации операторов технического осмотра и контролю за их деятельностью.
В пояснительной записке авторы указывают на ряд проблем системного характера в области организации и проведения технического осмотра транспортных средств. В частности, отмечается, что основная задача страховщиков – это защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.
Вопросы обеспечения проведения технического осмотра и осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра не являются их профессиональной сферой, то есть РСА занимается несвойственной ему функцией.
Ввиду того, что производственные аспекты деятельности операторов технического осмотра остаются вне сферы контроля, создаются условия для недобросовестной отраслевой конкуренции, распространения массовой фальсификации сведений о проведении технических осмотров и дискредитации самого института технического осмотра.
Согласно статистике ГАИ, если до 2012 года (до передачи функции по проведению проверки технического состояния автомобилей от ГАИ России операторам технического осмотра, аккредитованным РСА) число погибших в ДТП по причине технической неисправности автомобиля варьировалось в пределах 200–300 человек в год, то уже в 2019–2020 годах – более тысячи погибших ежегодно.
Основными видами неисправностей были неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.
По мнению авторов законодательной инициативы, передача полномочий по аккредитации операторов технического осмотра, ведению реестра операторов технического осмотра от РСА Федеральной службе по аккредитации позволит исключить коррупционную составляющую в системе проведения технического осмотра, усилит государственный контроль основных процессов, связанных с проведением технического осмотра и эксплуатацией транспортных средств, позволит снизить уровень аварийности с участием технически неисправных транспортных средств, особенно легковых автомобилей и мотоциклов.
«Страховщики являются наиболее заинтересованной стороной в обеспечении безопасности дорожного движения, сокращении дорожно–транспортных происшествий, технической исправности транспортных средств, потому что за все эти действия они отвечают своими резервами, которые они накапливают в результате страхования», – парировал директор по защите активов РСА Сергей Ефремов.
В функции РСА входит: аккредитация операторов ТО; ведение реестра операторов технического осмотра; осуществление контроля (на основании обращений) за соответствием операторов технического осмотра требованиям аккредитации.
По словам Сергея Ефремова, в настоящее время в России внесены сведения о 3605 операторах ТО, 3918 пунктах ТО, 307 передвижных диагностических линиях, 12 681 техническом эксперте.
В рамках реализации своих полномочий РСА ежегодно рассматривает более 6,5 тыс. заявлений об аккредитации, проверяет более 9 тыс. заявлений о внесении изменений в реестр операторов технического осмотра, проводит до 5 тыс. выездных проверок.
Представитель РСА выступил за сохранение действующей системы технического осмотра. «Передача полномочий в сфере технического осмотра другому органу не повысит эффективность системы в целом, подвергнет шоковой терапии предпринимательскую отрасль. В итоге получим неэффективное расходование бюджетных средств, рост коррупционных рисков, формирование новых административных барьеров, финансовые потери для операторов технического осмотра, производителей средств диагностики и владельцев ТС», – заявил Сергей Ефремов.
Со своей стороны РСА предлагает продолжить курс на совершенствование механизмов, обеспечивающих функционирование действующей системы ТО, а именно:
– организовать проверку практических знаний технических экспертов в рамках периодического подтверждения соответствия требованиям аккредитации (сейчас это не проводится);
– ввести систему индикаторов рискориентированного подхода оценки соответствия требованиям аккредитации, определить в рамках аккредитации механизм устранения несущественных нарушений;
– продолжить формирование единых методик проверок технического состояния транспортных средств, в том числе с учетом ИИ.
«Полагаться только на сознательный контроль со стороны владельцев за содержанием ТС очень рискованно. Поэтому мы предполагаем, что к 2026 году произойдет возврат к обязательному проведению ТО легковых автомобилей», – резюмировал Сергей Ефремов.
Штамповщики ТО
Президент Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергей Зайцев привел статистику ГАИ, согласно которой в РФ в 2022 году на государственный регистрационный учет поставлены порядка 6,7 млн ТС категорий N1, N2, N3 и 833,9 тыс. ТС категорий M2, M3.
В соответствии с действующим законодательством проведению технического осмотра транспортных средств в 2022 году подлежали 1 366 128 автобусов:
– с года выпуска до 5 лет (1 раз в год – 301 592 ед.);
– с года выпуска которых прошло от 5 и более лет – 532 268 ед. (2 раза в год – 1 064 536 ед.).
В то же время, по данным Единой автоматизированной системы технического осмотра, обязательный технический осмотр ТС в 2022 году в РФ не прошли владельцы 4 975 699 (74,56%) ТС категорий N1, N2, N3 и 923 415 (67,59%) ТС категорий M2, M3.
На примере Санкт–Петербурга эксперт проиллюстрировал эффективность деятельности РСА в сфере техосмотра. По данным ГАИ, в Санкт–Петербурге в 2023 году зарегистрированы 2,3 млн ТС, из них легковые автомобили – 1,8 млн, грузовые, прицепы и автобусы –
230 тыс.
На 18 января 2024 года в Санкт–Петербурге, по данным официального сайта РСА, аккредитованы 76 стационарных пунктов технического осмотра (ПТО) с пропускной способностью более 1,3 млн техосмотров в год. В течение 2022–2023 годов с нарушением законодательства, без согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ РСА аккредитовал 18 передвижных диагностических линий (ПДЛ) с пропускной способностью более 230 тыс. техосмотров в год. Суммарная пропускная способность всех ПТО вместе с передвижными диагностическими линиями превышает 1,5 млн техосмотров в год. По данным автоматизированной системы оформления и учета диагностических карт (ЕАИСТО), в 2022 году в Санкт–Петербурге были произведены 315,5 тыс. ТО, на конец декабря 2023 года – 311,2 тыс. ТО.
«За 3 месяца, с декабря по февраль, эти 18 ПДЛ оформили более 30 тыс. диагностических карт, только на одной «передвижке» за этот период были оформлены почти 11 тыс. карт, или 120 осмотров в день, хотя по законодательству передвижной пункт может осуществить 16 осмотров в день, при работе в две смены – 32 осмотра. В этот же период на стационарных пунктах техосмотра, у которых – здания, сооружения, технологии, загрузка составила порядка 9 осмотров в день. Очевидно, что аккредитованные 76 стационарных пунктов перекрывают потребность Санкт–Петербурга более чем в 4 раза. Аккредитация 18 передвижных диагностических линий, не имеющих полноценной производственно–технической базы и фактически оформляющих диагностические карты без соответствующего ТО, ничем не обоснована, приводит отрасль к убыткам и деградации самого понятия «техосмотр», – делает вывод эксперт.
По его словам, коэффициент загрузки операторов ТО в Санкт–Петербурге в период 2022–2023 годов составил 0,3, что формально равнозначно трехкратному увеличению расчетного предельного размера платы. Экономическое регулирование процедуры ТО привело к тому, что в Санкт–Петербурге организации, обладающие необходимыми навыками и производственной базой, банкротятся и уходят с рынка.
По оценкам Сергея Зайцева, ежегодно в Северной столице формально проходят ТО не более 15–17% ТС от общего количества зарегистрированных в органах ГАИ. Из них реальный техосмотр на стационарных пунктах ТО – не более половины от этого количества. Таким образом, контроль технического состояния с использованием средств технического диагностирования для подавляющего числа ТС, зарегистрированных в Санкт–Петербурге, отсутствует.
Зачастую ТО на «передвижках» осуществляется без заезда на СТО, достаточно просто сделать фото автомобиля и данные будут внесены в базу автоматизированной системы оформления и учета диагностических карт (ЕАИСТО) ГАИ. К слову, такая картина нарушения требований действующего законодательства при проведении ТО наблюдается практически во всех субъектах РФ, где выявлены грубые нарушения в сфере аккредитации операторов ТО передвижных диагностических линий.
А на Дальнем на Востоке...
После вступления в силу ФЗ №494 от 30.12.2021 года о внесении изменений в ст.15 Федерального закона «О техническом осмотре ТС техосмотр стал «добровольным» для легковых транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Одновременно с этим стали меньше проходить техосмотр категории транспорта, для которых он обязателен. В целом по РФ в 2022–2023 годах технический осмотр прошли не более 35% обязательных категорий ТС за год, привела данные представитель Союза «ТехЭксперт» по Хабаровскому краю Елена Яковлева.
Она рассказала, как осуществляется прохождение технического осмотра обязательных категорий транспортных средств по ДФО: в 2022 году техосмотр в среднем прошли 19% грузовых автомобилей и автобусов, в 2023 году – 22% грузовых автомобилей и 21% – автобусов. Другими словами, порядка 80% обязательных категорий транспорта не проходят техосмотр.
«Как следствие, загрузка пунктов техосмотра в 2022–2023 годах в ДФО варьировалась в пределах 18–22%. С учетом того, что действующий тариф по техническому осмотру транспортных средств рассчитан на 100%–ную загрузку ПТО, добросовестные операторы едва сводят концы с концами, особенно в зимнее время года», – констатировала Елена Яковлева.
Согласно действующей методике ФАС России предусмотрен коэффициент загрузки операторов технического осмотра, который не может быть меньше 0,3 и больше 1. По факту коэффициент загрузки операторов ТО в ДФО в 2022–2023 годах составил 0,2, что равнозначно пятикратному увеличению расчетного предельного размера платы. В 2024 году стоимость технического осмотра для категории М1 (легковые автомобили) по ДФО варьировался от 1022 руб. (Забайкальский край, Магаданская область, Республика Бурятия, РС(Я) до 4500 руб. (Чукотский автономный округ). «Коэффициент загрузки ПТО может быть установлен регулятором только в случае предоставления сведений не менее чем от 50% операторов, зарегистрированных в субъекте Федерации. Это практически невозможно, так как более 70% операторов техосмотра работают в «теневой экономике», а 30% добросовестных операторов ТО никогда не смогут воспользоваться коэффициентом загрузки ПТО. Таким образом, данная методика ФАС России совершенно неработоспособна, что грозит уничтожением бизнесу», – заявила Елена Яковлева.
Эксперт тоже считает действующую систему технического осмотра совершенно неэффективной, призвала вернуть прохождение технического осмотра ТС для всех категорий транспорта и передать функции аккредитации операторов технического осмотра от РСА в Федеральную службу по аккредитации.
Надо решать отраслевые проблемы
«Техосмотр не должен быть отдельным видом бизнеса, это сопутствующая деятельность, так работает весь мир, – убежден вице–президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев. – Если в случае аварии будет выявлена неисправность того или иного агрегата, то у организации, давшей положительное заключение о том, что все работает исправно, отзовут аккредитацию и сервис потеряет работу».
По его словам, поддержание в технически исправном состоянии ТС определяется не только контролем за счет проведения государственного технического осмотра. Все коммерческие автомобили проходят предрейсовый технический осмотр или предсменный техосмотр. «С моей точки зрения, техническая исправность ТС поддерживается за счет регулярности прохождения технического обслуживания и ремонта на основе руководства пользователя завода–изготовителя. Главная проблема в том, что операторы ТО не несут ответственности за выдачу положительного заключения об исправности автомобиля, отсюда и эти цифры по завышенной пропускной способности».
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников сообщил о сложностях, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам при прохождении техосмотра: «Это существенное сокращение количества ПТО для техосмотра автобусов и нехватка сотрудников ГИБДД. Неделями автобусы не могут пройти
техосмотр даже при технической возможности, иногда срок ожидания затягивается на месяц, что влечет за собой неисполнение государственных контрактов и транспортной работы». Юрий Свешников высказал точку зрения перевозчиков, которые считают целесообразным снизить время для прохождения техосмотра автобусами с 72 мин. до 40 мин.
Операторы пунктов техосмотра по всей России сообщают о проблемах с оформлением диагностических карт. Даже те водители, которые физически прошли техосмотр, не могут получить диагностическую карту из–за того, что «виснет» система ЕАИСТО.
Начальник отдела организации деятельности по техническому надзору ГУОБДД МВД России Сергей Чипурин усомнился, что при проведении
техосмотра автобуса можно сократить время с 72 до 40 минут: «Если следовать строго регламенту, боюсь, что и 72 минут не хватит. Конечно, если ничего не смотреть, наверное, можно все сделать за 40 мин.».
Он также отклонил претензии перевозчиков о нехватке инспекторов ГАИ на пунктах тех-
осмотра. По его словам, в этом виноваты сами операторы ПТО, которые не составляют графики загруженности, из–за чего инспекторы ГАИ не могут планировать свою деятельность. Сергей Чипурин признал проблемы с привлечением к административной ответственности недобросовестных операторов тех-
осмотра. Со своей стороны ГАИ предлагает дать ей полномочия по приостановлению доступа к базе ЕАИСТО операторов, нарушающих правила проведения техосмотра, и не ждать, пока РСА лишит их аккредитации, так как все то время, пока идет разбирательство, этот оператор продолжает штамповать сотни диагностических карт. Особенно этот касается передвижных диагностических линий.
Разделяй, но проверяй
Участники дискуссии обсудили также вопросы профессиональной квалификации специалистов по организации и проведению технического осмотра.
Сергей Зайцев призвал внедрить обязательную независимую оценку квалификации на соответствие действующим квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.
«Необходимо разделить такие понятия, как техническое обслуживание и ремонт и периодический технический осмотр, –
считает эксперт. – Сегодня на рынке происходит подмена понятий, совмещение двух самостоятельных видов деятельности: техническое обслуживание и ремонт и технический осмотр автомобиля».
Под техническим обслуживанием и ремонтом подразумевается поддержание технического состояния автотранспортного средства в соответствии с действующими требованиями по условиям безопасности дорожного движения. В этом случае применяются средства диагностирования как для поиска неисправностей, так и для оценки полноты и качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
А задачей периодического технического осмотра является:
– периодическая проверка технического состояния автотранспортных средств на соответствие действующим требованиям по условиям безопасности дорожного движения;
– определение возможности эксплуатации данного транспортного средства на дорогах;
– сбор и обработка статистической информации о техническом состоянии осматриваемых автотранспортных средств.
И еще один важный нюанс: технический осмотр автомобиля должен проводиться независимым техническим экспертом, не являющимся сотрудником данного автосервиса. «Это соответствует международной практике и необходимо для обеспечения персональной ответственности перед владельцем за достоверность результата технического осмотра транспортного средства, – сказал Сергей Зайцев. – Кроме того, необходимо разнести профессиональные стандарты по видам профессиональной деятельности и закрепить их за профессиональными советами».
Прозвучало предложение провести эксперимент, чтобы проверить, как повысится качество работников ПТО за счет независимой оценки на базе конкретного региона.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.