Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эталон работы на реке

 |  Безопасность
Добиться его в бассейнах внутренних водных путей
поможет портовый контроль.

Речники ждали нововведения все лето. 30 августа в соответствии с требованиями вступившего в силу Федерального закона от 28 июля 2012 года № 131–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на внутренних водных путях Российской Федерации начато осуществление государственного портового контроля.
Для выполнения этой работы во всех администрациях бассейнов внутренних водных путей созданы инспекции государственного портового контроля, приняты на работу инспекторы. Специалисты новой структуры прошли обучение.
Поставить «на крыло» государственный портовый контроль решено в самый разгар навигации. Это – самый ответственный и для судоводителей непростой период.
В Камском бассейне пригодные для судоходства водные пути имеют общую протяженность 3373 км, они расположены на территории Пермского края, республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртия.
– В этом бассейне созданы четыре инспекции государственного портового контроля, – рассказывает капитан Камского речного бассейна внутренних водных путей Валерий Михеев. – Во время стоянок теплохода инспекторы приходят на судно и тщательно и системно делают внешний осмотр судна. Они проверяют наличие судовых документов, дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа, их соответствие необходимым требованиям. Смотрят судовые журналы, выясняют, как устранены нарушения обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки. Так, за первый месяц работы нашими инспекторами были остановлены два грузовых судна. Одно – за несоответствие количества членов команды приказу о минимальной численности экипажа. Судо-
владелец правильно отреагировал на это вмешательство портового контроля и оперативно устранил указанное нарушение. Рейс другого теплохода наши инспекторы вынуждены были прервать из–за механического повреждения корпуса. Для решения этого вопроса судовладельцу потребовалось дополнительно изыскать и привлечь средства. И, конечно же, надо учитывать и время простоя судна.
Работа госпортконтроля в структуре государственного бассейнового учреждения речниками расценивается как важный положительный момент, позволяющий эффективно достигать нужного результата. Речники (плавсостав, судоводители, судовладельцы) понимают, что и у путейцев, и у представителей госпортконтроля задача одна – обеспечить в бассейне внутренних водных путей безопасные условия работы.
– Надеемся, что из опыта работы государственных судоходных инспекций – предшественников портового контроля в речных бассейнах мы постараемся взять самое ценное, – говорит Валерий Михеев. – Очевидно, стоит возродить совместные с плавсоставом семинары, посвященные анализу навигации, разбору транспортных происшествий, на которых судоводители и инспекторы говорят о реальных ситуациях, делятся опытом, дают советы, не прислушаться к которым нельзя.
Такое глубокое понимание единой задачи – обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне внутренних водных путей – отличительная черта в подходе к организации судоходства и на Волго–Доне. Присутствие госпортконтроля, работа под неусыпным его наблюдением, по мнению путейцев, не внесли деструктивных ноток и не осложнили деловых партнерских отношений с судовладельцами. А флота в бассейне в эту навигацию стало больше, чем в прошлом году, на 10%. Здесь, на рейдах и работают инспекторы госпортконтроля.
– С момента появления нашей службы, за первые три недели работы, инспекторы порт-контроля провели 38 проверок, – рассказывает капитан Волго–Донского бассейна внутренних водных путей Александр Раков. Наши специалисты работают на одном теплоходе по 3,5–4 часа. Суда, эксплуатирующиеся в нашем бассейне, – разных проектов. Есть пассажирские – это «Москва», «Москвич», баржи, переоборудованные для перевозок пассажиров, и т. д. Их пассажировместимость – от 14 до 400 человек. Из трех проверенных пассажирских судов на Верхнем Дону – три задержаны. Основания для временной задержки судна у инспекторов были достаточно серьезными.
Другая картина на реке Кубань. Там на двух работающих пассажирских теплоходах нарушений не выявлено.
На копии приказа капитана бассейна о проведении проверки, врученной капитану или старпому, инспектор пишет «Нарушения обязательных требований не обнаружены» либо «Обнаружены нарушения обязательных требований, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований», ставит свою подпись и дату проведения проверки судна. Кстати, если инспектор найдет нарушения, он может проверить, как экипаж знает свои обязанности по действиям при аварии, умеет пользоваться аварийно–спасательным и пожарным оборудованием, а также исправность навигационного и электрооборудования, механизмов и т. д. При серьезных нарушениях, влияющих на безопасность плавания (несоответствие численности плавсостава минимальному составу экипажа, превышение габаритов судна над гарантированными габаритами судовых ходов, несоответствие корпуса и надстройки судна техническим требованиям, превышение пассажировместимости или грузоподъемности и др.), инспектор имеет право временно задержать судно до устранения нарушений обязательных требований. Как показывает практика первого месяца работы, там, где существующая на судне обстановка представляет потенциальную угрозу безопасности судоходства, инспекторы госпортконтроля данное им право используют.
– С первых дней работы у нас сложились хорошие отношения с нашими соседями–коллегами: северным – из Волжского бассейна и южным – из Азово–Донского бассейна, – рассказывает Александр Раков. Так, яхту, следовавшую из Казахстана через Астрахань, нам «передали» наши коллеги – волгари, а мы проверили ее и передали коллегам из Азово–Донского бассейна. Однако справедливости ради надо отметить, что основная часть транзитного флота, работающего в бассейне, – это суда крупных судоходных компаний, таких как ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», компаний ООО «Палмали», ООО «Волга – Флот – Танкер», где к вопросам обеспечения безопасности судоходства подходят серьезно и ответственно. И одна из наших задач – способствовать, чтобы такое отношение стало эталоном работы на реке.
Мы постарались представить картину нововведений с позиций людей, работающих непосредственно на реке. А вот как они видятся заместителю руководителя Росморречфлота Юрию Костину.
– Укомплектован штат инспекторов портового контроля. Какие критерии были положены в основу отбора кандидатов в новую структуру?
– Квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, утверждены приказом Минтранса России от 15.08.2012 № 310. В частности, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, должен быть гражданин России, имеющий среднее техническое или высшее профессиональное образование и стаж работы капитаном судна не менее двух лет или старшим помощником капитана не менее трех лет.
Кроме того, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно проходить обучение не реже одного раза в три года. Вместе с тем при отборе кандидатов на должность инспектора портового контроля предпочтение отдавалось кандидатам, обладающим большим фактическим стажем работы на судах.
Как преимущество в расчет принимался стаж работы на судах река–море плавания, так как такие кандидаты в силу специфики работы судов река–море плавания имеют опыт работы с инспекторами портового контроля в морских портах, как российских, так и иностранных, знают специфику работы инспекторов портового контроля и при этом обладают необходимыми знаниями специфики работы на реке.
– Людей набрали, они прошли обучение. Затрачены значительные средства на их подготовку. Должен ли специалист портконтроля какое–то время отработать, прежде чем решит сменить место работы? Есть ли механизм их закрепления в новой структуре ГБУ?
– Инспекторы оформлены в полном соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Являясь сотрудниками ГБУ, инспекторы вправе заключить с ГБУ договор о целевой контрактной подготовке, согласно которому подготовка инспектора осуществляется за счет средств ГБУ, а инспектор обязуется отработать  определенное время.
Такие вопросы решаются индивидуально. Кроме того, инспекторы обеспечены всем необходимым для работы, в том числе спецодеждой, обувью, а также транспортом для доставки в удаленные районы. И, конечно, нельзя не упомянуть о финансовом стимулировании инспекторов, так как зарплата инспектора портового контроля находится на высоком уровне.
– Навигация выходит на финишную прямую. Чем будут заняты инспекторы
портконтроля в межнавигационный период? Не будут ли они «проедать» хлеб, заработанный коллективами бассейновых управлений?
– Как и для большинства работников ГБУ, в межнавигационный период интенсивность работы инспекторов портового контроля снижается, в этот период инспекторы будут отправлены в плановые отпуска, а также использовать накопленные за навигацию отгулы, проходить дополнительное обучение, кроме того, часть инспекторов, имеющих действующие документы для работы на морских судах, уйдут в неоплачиваемые отпуска и будут работать на морских судах до начала следующей навигации.
Вместе с тем стоит отметить, что основной задачей администраций бассейнов внутренних водных путей является обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях. В этих целях они осуществляют различные виды деятельности. Такие как навигационно–гидрографическое обеспечение, путевые работы, содержание судоходных гидротехнических сооружений и
т. д., неотъемлемой частью  которых является государственный портовый контроль.  Таким образом, говорить о «проедании» хлеба не совсем корректно, так как обеспечение безопасности – это общий труд всех сотрудников ГБУ.
– О подчиненности капитанов речных бассейнов. Флот всегда отличало единоначалие. Даже в песне есть такие слова: «Во всем виноват капитан…». Капитан речного бассейна имеет двойное подчинение: с одной стороны – руководителю администрации речного бассейна, с другой – ФАРМу. Чем обусловлено такое положение?
– Принцип единоначалия сохранен. Согласно статье 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части I Положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного приказом Минтранса России от 17.08.2012 № 314, руководитель администрации бассейна внутренних водных путей не вправе давать указания капитану бассейна внутренних водных путей по вопросам, отнесенным к компетенции капитана бассейна внутренних водных путей, или любым иным образом влиять на выполнение капитаном бассейна внутренних водных путей функций, отнесенных к его ведению.

Татьяна ЕЛАТИНА,
собкор «ТР»

25.10.2012


просмотры:

389

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.