Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Мимикрирующий гвоздик

 |  Безопасность
Мимикрирующий гвоздикКак обычные ножницы могут стать оружием в руках преступников
или  всех тонкостях работы
службы безопасности.

Мимикрирующий гвоздикВсе начиналось почти 15 лет назад в качестве эксперимента. В международном аэропорту Шереметьево было создано ЗАО «АэроМАШ – Авиационная безопасность». И только теперь, благодаря усилиям генерального директора Александра Невзорова и Информационного центра Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, журналисты впервые смогли увидеть и услышать о всех тонкостях работы службы безопасности.
Что мы знали до этого? Что МАШ одним из первых в России оборудовал все входы и выходы в терминалах металлодетекторами и интроскопами. Что здесь впервые был установлен газоанализатор для обнаружения взрывчатых веществ, скрытых на теле человека. Одним словом, именно в Шереметьево задавали тон в деле предупреждения авиационных происшествий и актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта.
На сей раз мы получили доступ в «святая святых» – учебный центр, где готовят специалистов по работе на современной чудо–технике. Здесь широко используются компьютерные тренажеры и программы компьютерного тестирования сотрудников по выявлению взрывчатых веществ, взрывчатых устройств и других опасных предметов.
Директор учебного центра Наталия Кан и старший преподаватель Наталья Сергушина любезно предоставили нам возможность самим поработать на специальном тренажере и с помощью рентгеновского аппарата найти опасные предметы в сумке пассажира. Тест, надо сказать, не из простых. Необходимо найти за 15 секунд в разноцветных контурах то электродетонатор, то тротиловую шашку, то кастет. Здесь даже пропущенный на борт самолета детский пистолет представляет серьезную опасность. По крайней мере, бортпроводница наверняка отреагирует на это не по–детски.
И мелочей здесь не бывает. Таят угрозу даже пистоны, которые продаются в любом киоске. На рейсе, отправляющемся в Анапу, они однажды вызвали пожар в багажном отсеке. Слава Богу, еще на земле.
Об этом нам рассказали уже в учебном пункте досмотра. Проходишь через рамку, а звуковой и световой сигналы помогают оператору определить, в какой области находится металлический предмет. Любопытно, что сам пассажир этого не видит.
А в это время по ленте бежит багаж и ручная кладь. Оператор имеет возможность увеличивать изображение, рассматривать его в черно–белом варианте. Лишний раз мы убедились, что очень сложно обнаруживать предметы из поликарбоната и углепластика.
Если же говорить о запрещенных предметах, то их в учебном центре целый музей. Вот зеркальце–дискета, а в ней нож. Шило в расческе, стреляющие авторучки, контейнер в виде планшетика, электрошокер в виде шоколадного батончика. А вот баллончик из–под спрея с двойным дном вызвал веселые воспоминания – подданный Острова свободы пытался провезти в нем запчасти к советским автомобилям.
Но есть находки, которые характеризуют работу операторов, как «супер». Гражданин Голландии вез полуторалитровую бутылку газированной воды. А под этикеткой – контейнер с наркотиками. Как обнаружили? В горизонтальном положении воздушные пузырьки были с разных сторон. А житель Украины пытался на рейсе в Иран сдать в багаж бутылку воды. «У вас там спирт или водка?» – спросили у него. Ведь ни один производитель не нальет воду под самую крышку.
После 11 сентября 2001 года были ужесточены меры к провозу колюще–режущих предметов. Помните загадку «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик»? Так вот, гвоздик легко убирается, и на пальцах остаются две заточки.
Сегодня в Шереметьево внедрена новейшая система по обнаружению любых скрытых на теле человека механических предметов фирмы Safe View – микроволновый сканер из США. Уникальность этой системы в том, что она способна за считаные секунды идентифицировать частицы металла, керамики, пластика, дерева и любого другого материала, спрятанные на теле человека. Это происходит за счет излучения, проникающего в тело человека на глубину до 2 мм, которое примерно в 10 тыс. раз слабее, чем мощность излучения сотового телефона. Детектор абсолютно безопасен для здоровья человека, так как сканирование производится радиоволнами, сходными с биологическими волнами человека. Более того, система настолько универсальна, что ее действие совершенно безвредно для людей, использующих кардиостимулятор.
Система работает по следующему принципу – компьютер в течение 3–4 секунд сканирует информацию с тела человека и мгновенно отображает на экране все данные, выдавая сигнал тревоги при наличии запрещенных предметов. В отличие от рентгеновских технологий, система исключает применение дозы жесткого рентгеновского излучения. В новом оборудовании используется специальная программа автоматического распознавания оружия, мобильных телефонов и прочих предметов, особо значимых при осуществлении досмотра службами авиационной безопасности в аэропортах. Данная разработка оснащена многоуровневыми кодами доступа. Таким образом, вся информация, поступающая в компьютер, может быть использована только теми, кто имеет на это разрешение.
Мы рассказали далеко не о всех системах безопасности, которые использует в своей работе ЗАО «АэроМАШ – Авиационная безопасность». А на подходе уже новые технологии. Александр Невзоров сообщил, что сейчас заканчиваются испытания специальных ратиопластин, которые смогут просвечивать подошвы любой обуви до самых пяток. Встаешь, как на напольные весы, на секундочку – и можешь идти дальше. И никаких рентгеновских лучей. Обувь просвечивается только безопасными радиоволнами, способными обнаружить малейшее уплотнение.

Виктор ДМИТРИЕВ

29.11.2012


просмотры:

376

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться