Каждый из нас наверняка знает людей, которые панически боятся летать на самолете и предпочитают пользоваться другими видами транспорта. А вот то, что мой давний приятель опасается ездить в метро, хотя ему приходится делать это ежедневно, стало для меня откровением.
Нет, тревогу у него вызывает не сама поездка, а возможная во время рейса нештатная ситуация, которая периодически случается на любом виде транспорта. Даже при непродолжительной остановке состава на перегоне между станциями он начинает излишне нервничать, вести себя не солидно для взрослого человека. Сам приятель это объясняет тем, что он с детства подвержен синдрому замкнутого пространства. Даже не представляю, как бы он повел себя и что пережил, окажись 5 июня в одном из поездов, которые вынуждены были остановиться в тоннеле из–за пожара, возникшего в подземке между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» из–за возгорания высоковольтного кабеля. А именно по этой Сокольнической линии он ездит каждый день на работу и возвращается вечером домой.
Всплеск ЧП, случившихся одно за другим в столичном метрополитене в начале текущего лета, вызвал большой общественный резонанс. Его работа была подвергнута серьезной критике в многочисленных публикациях в печати, радио– и телепередачах.
Признавая во многом прозвучавшую критику справедливой, в коллективе метрополитена категорически не согласились с упреками, что в подземке плохо налажен оперативный контакт с пассажирами. И что, столкнувшись во время рейса с нештатной ситуацией, люди, находящиеся в метро, не получают необходимой информации и остаются в неведении, как развиваются события, какие предпринимаются меры, чтобы не допустить трагических последствий. Видимо, это и побудило руководство и пресс–службу Московского метрополитена организовать пресс–тур для журналистов.
Их обстоятельно познакомили с работой Ситуационного центра, в который поступает аудио– и видеоинформация со всех станций. И с тем, как налажена и работает в подземке система связи и оперативной обработки поступающей информации. Нашим гидом был главный инженер Ситуационного центра Константин Пахомов. Вместе с ним мы вошли в довольно просторное помещение в здании Управления столичным метрополитеном на улице Гиляровского. Внимание сразу привлекает огромный, во всю стену, экран, на котором видны станционные вестибюли, эскалаторы, вагоны приезжающих и отъезжающих поездов.
– Настоящее всевидящее око метро, – не сдержав эмоций, громко воскликнула одна их журналисток.
– Вы не первая, кто дает такую оценку увиденному, – улыбнулся Пахомов. – Ветераны, а среди вас есть журналисты с солидным стажем работы, наверняка помнят, как еще лет 10 назад пассажир, спустившись в метро, оказывался полностью отрезанным от внешнего мира. Мобильный телефон под землей не работал. Даже довести до дежуривших в подземке сотрудников милиции служебную информацию можно было только по старой телефонной связи. Привычные для них радиостанции оказывались в метро бесполезными и использовались исключительно для передачи информации в территориальные отделы. Причем для этого им требовалось подняться из подземки на поверхность. Ситуация кардинально изменилась, когда был построен и вошел в строй Ситуационный центр.
Осложнившаяся в начале 2000–х годов криминогенная обстановка и резкое увеличение пассажиропотока потребовали создания системы оперативного управления, которая позволяла бы своевременно обнаруживать возникшие чрезвычайные ситуации и контролировать действия сотрудников по их устранению и принятию неотложных решений, не отвлекаясь и не теряя времени на дополнительное изучение обстановки. Такая возможность появилась с вводом в эксплуатацию в самый канун лета 2005 года Ситуационного центра. В нем также налажен централизованный сбор информации о правонарушениях и всевозможных происшествиях на территории подземки. После теракта в феврале 2004 года было принято решение о тотальном оснащении станций метрополитена видеокамерами.
– Сначала они появились на Сокольнической линии, а затем и на других. Сейчас их уже установлено более 5,2 тыс. комплектов, на каждой станции от 15 до 50 штук, – проинформировал Константин Пахомов. – Причем смонтированы они так, чтобы обзор платформ и вестибюлей был максимальным. Вся информация с них поступает в нашу службу оперативного управления. Сейчас системами видеонаблюдения оборудуются и вагоны метропоездов. Они монтируются в торцах вагонов и в устройствах связи «пассажир – машинист». В настоящее время ими оснащены все составы, курсирующие по Кольцевой, и часть вагонов на Сокольнической и Замоскворецкой линиях. Информация со всех видеокамер сохраняется в архиве. Некоторые из сделанных снимков фигурируют в доказательной базе расследуемых уголовных и административных дел.
Другая функция системы наблюдения – это управление работой станций. Благодаря поступающей на ее монитор с видеокамер информации дежурная по станции может непосредственно со своего рабочего места быстро принимать решения, связанные с организацией перевозок пассажиров: при необходимости включить находящийся в резерве эскалатор, вызвать сотрудника полиции или медицинского работника. Для машиниста установлен монитор рядом с остановкой головного вагона, что позволяет ему наблюдать за посадкой и высадкой пассажиров. Кстати, сотовая мобильная связь сейчас покрывает всю территорию станций подземки. Ею также обеспечены многие переходы, эскалаторы и перегоны при подъезде к станциям.
Для пассажиров самой заметной новинкой стали появившиеся в станционных вестибюлях колонки экстренного вызова. Сегодня их можно увидеть на всех станциях метрополитена, на каждой установлены от одной до трех таких колонок. Обычно они расположены в центре вестибюля, так что не заметить их невозможно. Любой пассажир, нажав на кнопку в синей части колонки, может получить от операторов Ситуационного центра всю интересующую его информацию. При этом оператор видит на своем мониторинге фото человека, обратившегося к нему с вопросом. В случае какой–либо нештатной ситуации (человек почувствовал себя плохо, или его ограбили) пассажир может нажать кнопку SOS в красной части колонки. Оператор сразу переключит его на ситуационные центры соответствующих городских служб. В том числе и на дежурную связь Управления полиции столичного метрополитена.
Журналисты смогли наглядно ознакомиться с организацией работы службы оперативного управления всеми подразделениями метрополитена. Правда, не в чрезвычайной ситуации. В конце концов, пассажирам, будем объективны, не так уж часто приходится сталкиваться в подземке с нештатными ситуациями, так что обстановка была повсе-дневной, вполне спокойной. И хотя на большом экране мы видели, что поток пассажиров на некоторых станциях был достаточно плотным, но все же далеко не таким, как в часы пик.
В самом центре зала расположен большой круглый стол – рабочее место дежурного по метро, напоминающее как бы капитанский мостик на корабле. Слева от него находятся 9 рабочих мест операторов, на каждом установлено по 2–3 монитора. Каждый из операторов следит за обстановкой на определенной группе станций. Дежурная по метро обязательно проверит достоверность каждого поступившего от пассажиров сигнала и только после этого переадресует их в соответствующие службы метрополитена или в городские инстанции. Ситуационный центр круглые сутки поддерживает прямую связь с дежурящими операторами всех коммунальных служб столичного мегаполиса: с тепло– и газовой сетью, с управлениями энерго– и водоснабжения, городского общественного транспорта. А также с экстренными службами – МЧС, ФСБ, скорой помощи. Связь с ними ведется по прямому каналу, минующему коммутаторы городской телефонной связи. Есть специальная горячая линия и для связи с мэром Москвы. О любом случае, даже на первый взгляд пустяковом, операторы Ситуационного центра тут же информируют начальника метрополитена. Он всегда должен быть в курсе всех событий, происходящих в подземке.
В СМИ была опубликована информация, что в перспективе до 2020 года в столичном метрополитене предстоит построить дополнительно 70 станций. Готов ли коллектив Ситуационного центра к таким нагрузкам?
– Развитие Ситуационного центра не прекращается – констатировал Константин Пахомов. – В нем постоянно внедряются новейшие системы и технологии, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности пассажиров и персонала. Например, в начале этого года на станциях «Тверская», «Пушкинская» и «Чеховская» согласно пилотному проекту ввели напольную навигацию . На станции «Охотный ряд» проходит испытание интеллектуальная система безопасности ОКСИОН. Эта станция также оснащена системой анализа взрывоопасных предметов при проносе их через вестибюль. Кроме того, в подземке начинают внедрять системы КАРС, которые станут логическим развитием уже работающей системы видеонаблюдния на территории метрополитена. Примеры можно продолжить. Обеспечение безопасности пассажиров всегда было и остается приоритетным направлением в нашей работе.
Владимир ЧИСТОВ
01.08.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.