Службы авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта отметили 40 лет своей деятельности.
За этот период накоплен громадный опыт в подготовке кадров, использовании современных технических средств досмотра, новых методов и процессов обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Например, только в 2010 году в аэропортах России были пресечены 712 случаев нарушения внутриобъектового режима, которые могли бы привести к актам незаконного вмешательства. За первые 4 месяца 2011 года (в т. ч. и при участии САБ) правоохранительными органами на всех видах транспорта было зарегистрировано 22,6 тыс. преступлений. Раскрыто 1,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Как известно, подразделения досмотра и режима в ГА были созданы 12 июля 1973 года распоряжением Совета министров СССР № 1414–рс. Этим распоряжением в Министерстве гражданской авиации СССР было создано Управление режима, на которое были возложены задачи по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации. В аэропортах были организованы службы досмотра и подразделения режима.
В настоящее время задачи управления и организации, обеспечения АБ решаются управлениями транспортной безопасности Росавиации и Ространснадзора, отделами межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации и службами авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта. Их сотрудники с высокой надежностью и эффективностью обеспечивают безопасность выполнения воздушных перевозок, защиту здоровья и жизни пассажиров, членов экипажей воздушных судов, деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Мировым авиационным сообществом и руководством нашей страны обеспечение авиационной безопасности признано одним из приоритетных направлений деятельности в сфере гражданской авиации.
Значительный вклад в подготовку кадров, развитие и обеспечение авиационной и транспортной безопасности вносят работники учебных заведений (МГТУ ГА, СПГУ ГА, УВАУ ГА и др.), центров сертификации и авиационных учебных центров гражданской авиации, занимающихся вопросами сертификации аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации и профессиональной подготовки авиационного персонала. Как показали наши исследования и практика работы САБ, в настоящее время одной из основных проблем обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации является выявление взрывчатых веществ, взрывных и зажигательных устройств и других опасных предметов, закамуфлированных в вещах или скрытно спрятанных на теле и в одежде человека. Для решения этой проблемы необходимо широко использовать тактильный метод и системы радиолокационного сканирования, или так называемый метод радиосигнального голографирования, который основан на излучении активных миллиметровых волн. Эти волны, не проникая через кожу человека, отражаются от него. Они абсолютно безвредны даже для тех, кто использует кардиостимуляторы, поскольку мощность излучаемого сигнала в десять тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала обычного мобильного телефона. Необходимые технические средства для этих целей есть, это установки типа «ПРОВИЗИОН».
Важной проблемой, требующей решения, является нормативное правовое обеспечение авиационной безопасности в части усиления ответственности за нарушения правил АБ и безопасности полетов (БП).
Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за действия, угрожающие безопасности полетов и авиационной безопасности, нарушение правил использования воздушного пространства, нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, нарушение правил перевозки опасных веществ, нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и груза на воздушном транспорте. Однако нарушения правил АБ и БП, в т. ч. на борту ВС, имеют более широкий спектр. Сотрудников АБ следует наделить более широкими правами по части обеспечения АБ. Поэтому необходим скорейший выход проекта федерального закона «О внесении изменений в ВК РФ в части реализации международных стандартов в области АБ».
Еще одна проблема – это внедрение современных систем непрерывного мониторинга АБ на всех объектах ГА, включая ВС и особенно салоны пассажирских самолетов и кабину пилотов.
Так, в Приложении 6 ИКАО, п. 13.2.3(б), говорится о том, что рабочие места пилотов «должны быть обеспечены средствами для мониторинга пространства за пределами кабины пилотов с обоих рабочих мест пилотов, с тем чтобы иметь возможность идентифицировать лиц, желающих попасть в кабину пилотов, и определить подозрительное поведение или потенциальную угрозу».
Далее ИКАО предоставляет указания по действиям по внедрению данного стандарта в документе Doc 9811 Restricted. В этом документе ИКАО указывает на то, что «летный экипаж должен иметь возможность с обоих рабочих мест пилотов четко видеть область двери, а также пространство непосредственно перед дверью, чтобы убедиться в том, что лицо, желающее попасть в кабину пилотов, не действует под принуждением».
Главной задачей мониторинга всей области двери за пределами кабины летного экипажа является предоставление возможности летному экипажу идентифицировать любое лицо, желающее попасть в кабину пилотов, и оценить, находится ли данное лицо под принуждением, а также точное определить ситуацию, сложившуюся до момента открывания двери. Мониторинг также требуется для оценки ситуации за дверью перед открытием двери для того, чтобы осуществить выход из кабины пилотов.
Мониторинг пассажирского салона необходим для своевременного выявления неадекватного, агрессивного поведения пассажиров (угрозы АНВ) и принятия срочных мер по упреждению развития чрезвычайной ситуации. Для оперативного мониторинга АБ, в т. ч. и в ходе предполетного досмотра пассажиров путем радиолокационного сканирования, радиолокационные порталы должны устанавливаться в обязательном порядке в пунктах предполетного досмотра авиапассажиров. После прохода через стационарный металлоискатель пассажир должен пройти через радиолокационный портал (не изменяя маршрута движения), и только после этого следовать к ленте транспортера интроскопа за ручной кладью.
Совершенствование направлений деятельности САБ, непрерывный мониторинг АБ, создание электронных баз данных, внедрение новых технических средств досмотра, в
т. ч. применение радиолокационных порталов, систем видеонаблюдения на борту ВС при обеспечении авиационной безопасности, позволит избежать попадания взрывчатых веществ, взрывных и зажигательных устройств и других опасных предметов и веществ (закамуфлированных в вещах, на теле и в одежде человека), а также опасных лиц на борт пассажирских самолетов, что обеспечит стабильную и безопасную работу воздушного транспорта в современных условиях.
Александр БОЧКАРЕВ,
доцент Московского государственного
технического университета гражданской авиации,
Илья БОЧКАРЕВ,
аспирант механического факультета
Московского государственного
технического университета гражданской авиации,
руководитель группы супервизоров аэропорта Шереметьево
15.08.2013
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.