лучших мировых
и отечественных технологий.
При входе в международный аэропорт Сочи нас проверяли по полной программе. Нас – это группу журналистов, которую Информационный центр Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте привез в столицу XXII Белой Олимпиады. Привез, чтобы ознакомиться с обеспечением авиационной и транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
Как известно, после теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году приказом Министерства транспорта РФ во всех аэропортах страны введен 2–й уровень безопасности, который подразумевает 100%–ный досмотр в зоне входного контроля. Пассажиры проходят через металлодетекторы, багаж – через интроскопы. Возникающие проблемы в любой момент готовы решить сотрудники транспортной полиции.
После рамки всех нас попросили включить мобильные телефоны, видеокамеры и фотоаппаратуру. И даже открыть пачки сигарет. Все понятно: а вдруг муляж?
На все возникающие вопросы в связи с предстоящей Олимпиадой вызвался ответить заместитель управляющего директора по авиационной безопасности и режиму международного аэропорта Сочи Виктор Ермаков. Он, в частности, сообщил, что компания «Базэл Аэро», в которую входят аэропорты в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе, потратила около 200 млн руб. на усовершенствование системы безопасности в воздушной гавани предстоящей Олимпиады.
В минувшем июле компания завершила работы по созданию интегрированной системы безопасности в аэропорту. Новейший уникальный комплекс систем создан в полном соответствии с требованиями законодательства по авиационной и транспортной безопасности к аэропортам I категории. Он обеспечивает широкие функциональные возможности по мониторингу защищенности, а также предоставляет сотрудникам службы авиационной безопасности удобный инструментарий для раннего распознавания тревожных ситуаций и организации мер быстрого реагирования.
В зону охвата технических средств безопасности вошли все территории объекта. Ежесекундно за обстановкой в аэропорту следят более 500 камер видеонаблюдения высокого разрешения. Функционирует единая сеть пропускных пунктов и система автоматического распознавания тревожных событий. Мониторинг ситуации ведется централизованно, на базе единого диспетчерского центра, в который сводится информация со всех участков аэропорта.
В эту комплексную систему в соответствии с требованиями действующих нормативно–правовых документов в сфере безопасности интегрированы лучшие мировые и отечественные технологии: видеоаналитика, биометрический контроль доступа в режимные зоны по отпечаткам пальцев и 3D–модели лица, электронное бюро пропусков, автоматизация служебных инструкций и управление ситуациями по сценариям.
Кроме этого, в аэропорту успешно эксплуатируется трехуровневая система досмотра багажа. Его обработка производится при помощи высокоинтеллектуального оборудования VanDerLande (Нидерланды). Также для досмотра пассажиров и багажа применены системы RAPISCAN (Великобритания), которые обеспечивают четырехуровневый досмотр при пропускной способности до 7000 единиц в час.
Особое внимание в проекте уделено надежности и интеллектуальным возможностям технологий. Система самостоятельно обнаруживает подозрительные ситуации, проверяет полученную информацию, мгновенно оповещает сотрудников службы безопасности аэропорта и помогает организовать все необходимые мероприятия согласно заложенным в нее сценариям. Все данные в системе проходят предварительную обработку, благодаря которой операторам предоставляется проверенная, приоритетная информация в максимально удобном для работы виде.
По некоторым проблемам Виктор Ермаков дал более подробные разъяснения. Так, с приближением Белой Олимпиады разработан проект увеличения пропускной способности аэропорта. Он включает в себя вынос зон входного контроля на улицу, оборудование специальных зон, увеличение количества сотрудников авиационной безопасности и досмотровой техники в 2 раза. Пополнится новыми питомцами и собственная кинологическая служба. Согласно рекомендациям ИКАО в аэропорту введен досмотр, состоящий их двух уровней рамок. Если, к примеру, сработает металлодетектор, пассажиру не надо будет возвращаться, просто на второй рамке его досмотрят более тщательно. Самое главное – это поможет избежать спонтанного столпотворения, ведь толчея – лучший ориентир для тех, кто вынашивает террористические планы.
Вместе с нашим гидом мы посмотрели в деле систему контроля управления доступом на объекты, увидели устройство, которое считывает записанные на карту–пропуск биометрические данные владельца. Побывали в пункте управления транспортной безопасностью. Посетили служебное помещение, где осуществляется контроль доступа персонала. Последние проходят досмотр наравне со всеми. То есть не по израильской доктрине: «Если мы не доверяем своим, то зачем все это?». А по немецкой, которая подразумевает отношение к себе такое же, как ко всем остальным. Не забывая, что предают только свои.
Виктор ДМИТРИЕВ
31.10.2013