Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Коррективы в закон

 |  Безопасность
Коррективы в законбудут внесены с учетом накопленного опыта.

Комплексная программа «Об обеспечении безопасности населения на транспорте». За три года, прошедших после ее принятия, сделано немало. То, что ситуация с безопасностью в аэропортах, речных, морских портах, на железнодорожных и автовокзалах заметно изменилась в лучшую сторону, отмечают сами пассажиры. Однако успокаиваться на достигнутом рано, предстоит еще немало сделать, чтобы люди, отправляясь в поездку или полет, не испытывали никаких волнений и тревог.
В пресс–центре «Парламентской газеты» прошел «круглый стол» с участием представителей Минтранса России и других ведомств и организаций, отвечающих за реализацию Комплексной программы.
Проведение «круглого стола» было приурочено к запланированному на ноябрь второму чтению законопроекта, внесенного Правительством РФ в Госдуму. В нем предлагается ряд поправок в действующее законодательство о транспортной безопасности. Участникам «круглого стола» предстояло обсудить ключевые положения этого документа: какие именно предложения разработаны ко второму чтению, какое влияние они окажут на деятельность собственников транспорта, пассажиров и на уровень транспортной безопасности в стране?
Разговор об этом начал и. о. директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Владимир Морозов, который напомнил, что ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» был принят в 2007 году. За шесть прошедших лет возникли вопросы, которые потребовали дополнительного нормативно–правового урегулирования. В Министерстве транспорта РФ организовали специальную рабочую группу, она по поручению Президента России совместно с другими ведомствами и транспортным сообществом подготовила ряд поправок в действующее законодательство. Их и предстоит обсудить в Госдуме во втором чтении предложенного законопроекта.
– В первую очередь в ФЗ № 16 предлагается ввести понятие досмотра пассажиров в морских, речных и аэропортах, на железнодорожных и автобусных вокзалах. Досмотр должен исключить саму возможность проноса на транспортные объекты запрещенных предметов и веществ, которые могут быть использованы с целью совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, – сказал в своем выступлении Владимир Морозов.
Кстати, в гражданской авиации такой досмотр осуществляется уже давно, поскольку значительно ранее, еще 40 лет назад, был принят Закон «Об авиационной безопасности». Авиационная безопасность в нашей стране регулируется не только российскими, но и международными нормами. Естественно, что этот документ был взят за основу при разработке ФЗ № 16. Сейчас с учетом изменившихся условий и опыта, накопленного авиаторами, эта практика успешно внедряется на других видах транспорта. При этом далеко не все пассажиры, подвергавшиеся личному досмотру и досмотру их багажа, знают, что до сих пор он проводился как бы незаконно. Не было определено в законодательстве, кто наделен правом осуществлять проверку пассажиров. Хорошо, что люди с пониманием отнеслись к появлению пунктов досмотра на железнодорожных вокзалах, в портах. С внесением в Закон «О транспортной безопасности» поправок в нем появится и пункт о наделении Министерства транспорта РФ правом предварительной проверки пассажиров в целях их же безопасности во время нахождения на транспортных объектах и в пути следования. А также правом разработки перечня предметов и веществ, запрещенных к транспортировке в зоны транспортной безопасности.
– Уже сегодня, – подчеркнул Владимир Морозов, – аэропорты оснащены современным досмотровым оборудованием, которое позволяет эффективно выявлять предметы и вещества, запрещенные к проносу на борт воздушного судна. И еще одной важной поправкой в действующее законодательство, на мой взгляд, является введение в ФЗ № 16 такого понятия, как «сила обеспечения транспортной безопасности». Как известно, ответственность за реализацию мер, предусмотренных в Комплексной программе, возложена на субъекты транспортной инфраструктуры. После утверждения предложенных изменений они смогут самостоятельно определять и привлекать к работе персонал, который будет задействован в обеспечении транспортной безопасности. Таким образом, владельцам хозяйственных объектов даются широкие права. В частности, у них теперь появляется возможность по своему выбору задействовать для защиты от актов незаконного вмешательства ведомственную охрану на транспорте, подразделения транспортной безопасности.
Поправку в законодательстве, расширяющую полномочия службы безопасности транспортных субъектов, с особым удовлетворением восприняли в Главном управлении на транспорте МВД России.
– Передача прав проводить досмотр пассажиров подразделениям транспортной безопасности позволит снизить нагрузки на сотрудников транспортной полиции и сбалансировать всю систему транспортных объектов в целом, – считает зам. начальника межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности ГУТ МВД РФ Максим Павлов. – Наши сотрудники смогут теперь во время дежурств сосредоточить все внимание на наведении порядка на транспортных объектах, борьбе с дебоширами, хулиганами, карманниками, нарушителями спокойствия пассажиров на вокзалах и в аэропортах. На воздушном транспорте внедренные меры по обеспечению безопасности населения уже дают желаемый результат.
Максим Павлов напомнил, что на реализацию Комплексной программы из федерального бюджета выделены внушительные средства. Появилась возможность закупить для полицейских самое современное оборудование и приборы, которые позволяют обнаруживать не только запрещенные предметы и вещества, но и выявлять подозрительных лиц, в том числе и преступников, находящихся во всероссийском розыске. А скоро полицейские, несущие службу в метрополитенах, получат в свое распоряжение новый вид связи – рации с защищенным каналом. Оснащение ими ведется, более того, в пяти из восьми подземок новая связь уже внедрена. Завершается ее внедрение в Екатеринбургском метрополитене. Однако, по мнению участников «круглого стола», на сегодня из всех подземок менее защищенными остаются Московский и Санкт–Петербургский метрополитены. При том плотном, особенно в утренние и вечерние часы пик, пассажиропотоке и перегрузках, которые они испытывают, осуществлять качественный досмотр пассажиров на действующем оборудовании возможности не представляется.
– А пока, чтобы обнаружить и предотвратить попытки незаконного вмешательства в работу метрополитена, очень важно обеспечить четкое взаимодействие в принятии совместных решений полицейского наряда с подразделениями транспортной безопасности и персоналом подземок, – заявил Максим Павлов. – Существуют опасения, что переговоры по мобильным телефонам могут прослушиваться злоумышленниками. Новая связь позволит полицейскому наряду оперативно связываться по защищенному каналу с дежурным по станции и диспетчером движения поездов.
Помощник начальника ГУТ МВД РФ по правовой работе Антон Березкин подчеркнул, что полиция никуда не уходит с объектов транспорта:
– Будем активно взаимодействовать с подразделениями транспортной безопасности, персоналом предприятий, чтобы помочь субъектам транспортной инфраструктуры реализовать все меры, определенные в Комплексной программе по защите населения.
Журналистов проинформировали и о других важных с точки зрения участников «круглого стола» поправках, внесенных в законодательство по транспортной безопасности. В частности, уточнен ряд определений, таких как «объект транспортной инфраструктуры» и «субъект транспортной инфраструктуры», внесено дополнение об ограничении доступа к сведениям о результатах оценки уязвимости объектов и транспортных средств, более конкретно определены случаи, когда перевозчикам необходимо передать персональные данные пассажиров в автоматизированную базу данных Минтранса – АЦБПДП. Более четко в законе очерчены требования к функциональным свойствам оборудования, приборов и техники.
Больше всего собравшимся хотелось услышать о том, какие проблемы возникли при реализации Комплексной программы и которые из них еще ждут своего решения. Одной из таковых является обучение и подготовка кадров для созданных подразделений транспортной безопасности и частных охранных предприятий. Первый заместитель председателя Комитета Союза транспортников России по безопасности Юрий Нагерняк рассказал:
– Накануне в Госдуме прошел «круглый стол», на котором обсуждался вопрос о подготовке кадров для ЧОПов.
На нем прозвучала такая цифра: сегодня на этих предприятиях охранниками работают до 3 млн человек. По ФЗ № 16 РЖД потребуется увеличить это число еще на 2,6 млн человек, около 1 млн сотрудников предстоит подготовить для работы на объектах в других видах транспортной инфраструктуры. Сегодня в охранники в основном стараются принимать молодых, в расцвете сил ребят. Получается, что каждый десятый из них фактически будет занят в сфере, в которой они ничего не производят, но получают приличную зарплату, весь пакет социальных благ. Тут и нашему транспортному сообществу, и Правительству РФ есть о чем подумать, чтобы найти и предложить рациональное решение.
И еще. В РЖД подсчитали: для того чтобы выполнить все мероприятия, определенные в Комплексной программе, на железных дорогах ежегодно требуется расходовать на эти цели свыше 4 трлн рублей. Таких возможностей у компании нет, и никто ей таких средств не выделит. Как быть? В Минтрансе России надеются, что изыскать дополнительные расходы на обеспечение транспортной безопасности удастся за счет увеличения прибыли предприятий.
Впрочем, вопросом, как быть, задаются не только железнодорожники. Взять хотя бы пассажирские автоперевозки. Сейчас в эксплуатации задействованы около 1 млн автобусов. И каждый требуется оснастить видеокамерой, навигационным прибором, тахографом, чтобы можно было бы осуществлять хотя бы минимальный контроль за каждой машиной в пути следования. Безусловно, такой контроль ведется на автовокзалах. Но является ли он эффективным, если при межгородских и межрегиональных перевозках по дороге можно посадить в автобус кого угодно, в том числе и террористов?
Вывод после состоявшегося разговора напрашивается один. Такие диспуты необходимы. Благодаря им удается находить оптимальные решения. Активное участие транспортного сообщества в разработке поправок в законодательство уже сыграло положительную роль в создании единой государственной системы транспортной безопасности. Но ослаблять внимание к проблемам, которые еще ждут своего решения, ни в коем случае нельзя.

Владимир ЧИСТОВ

28.11.2013


просмотры:

474

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться