Почему перекат не оправдал своего названия. Итоги завершившейся в Волжском бассейне навигации подвели путейцы и представители судоходных компаний, чей флот работает на главной речной магистрали страны.
Обстоятельный разговор
Подобные встречи стали традиционными. Однако годы не смогли привнести в них ни малейшего оттенка формальности. Заинтересованность, искреннее уважение к труду коллег, умение слышать и быть услышанным – это стало характерной особенностью встреч речников.
Последняя началась с ответов путейцев на вопросы капитанов. Спектр их интересов достаточно широк: от предложений по увеличению ширины судового хода на отдельных участках бассейна до решения проблемы Городецкого мелководья. Один из заданных капитанами вопросов так и звучал: «На каком этапе находится решение этой проблемы и когда начнется строительство низконапорной плотины на участке Нижний Новгород – Городец?»
В обстоятельный разговор вылилось обсуждение вопроса о том, насколько обязательно использование судовых автоматических идентификационных станций в Волжском бассейне. В соответствии с нормативными документами АИС должна быть включена в состав навигационного оборудования не позднее 31 декабря 2013 года на пассажирских, перевозящих опасные грузы, независимо от вместимости, самоходных транспортных судах классов «М» и «О» валовой вместимостью 300 и более. Данные, полученные с АИС, важны для обеспечения безопасности судоходства, мониторинга и регулирования движения судов, они изучаются при анализе транспортных происшествий. Поэтому администрации речных бассейнов заинтересованы в обязательном использовании АИС на внутренних водных путях. Другой вопрос: как обязать судоводителей использовать эти станции по назначению, постоянно держать их в рабочем режиме, ведь, как говорится, к каждому капитану контролера не приставишь. А мер административного воздействия пока не существует.
Гори, гори ясно
Актуальным для судоводителей был и остается вопрос о насыщенности транзитного водного пути светящимися береговыми и плавучими знаками. При насыщенности водных путей береговыми и плавучими светящимися – несветящимися знаками в навигацию 2013 года один знак на километр, соотношение светящихся знаков составило 0,86 знака на километр.
Говорили речники и об оснащении плавучих навигационных знаков АИСами. Работы в этом направлении ведутся коллективом ученых ВГАВТ. При этом путейцы обратили внимание судоводителей на то, что это – один из рассматриваемых на перспективу вопросов.
Судоводители имели возможность еще раз убедиться – ни одно из их предложений не остается без внимания путейцев. К примеру, они просили обратить внимание на рейды городов Тольятти и Вольска. В ходе одного из проведенных инспекторских осмотров это предложение было рассмотрено непосредственно на месте. Комиссия приняла решение дополнительные знаки на этих участках не выставлять. Однако в некоторых случаях путейцы обустраивали транзитный путь дополнительными знаками: так, они выставили береговые створные знаки на участках 918,3 км Атласа, том 5, 2577,6 км и 2719 км Атласа, том 7. Путейцы информировали капитанов судов о том, что в настоящее время готовится к переизданию том 5 Атласа ЕГС ЕЧ РФ. Он вступит в силу с навигации 2014 года.
Удар, еще удар
В навигацию 2013 года в границах Волжского бассейна зафиксированы 48 транспортных происшествий. Особо отмечалось, что по причине неудовлетворительного содержания пути транспортных происшествий не было. Основным видом зарегистрированных инцидентов (25 случаев) стали посадки на мель. Десять из них были приняты на учет. Семь посадок на мель случились на участке Городец – Нижний Новгород, четыре – при подходе к причалам, заходе в порт и выходе из него. Причина их – человеческий фактор.
В навигацию 2012 года проблемным для судоводителей был перекат Отрадненский. Там зафиксированы три посадки на мель. Речники сетуют: не оправдал перекат своего названия, сидеть на мели – радость невелика.
Волжские путейцы изучили эту проблему, коллектив Волгоградского филиала администрации Волжского бассейна для улучшения условий судоходства на участке выполнил ряд работ на этом перекате. В навигацию 2013 года суда следовали здесь уверенно, посадок на мель не было.
И судоводители, и специалисты, ответственные за обеспечение безопасного судоходства, отмечают и то, что заметно улучшились условия на камском направлении – зона ответственности Казанского филиала администрации АВБ. Если в 2010 году на участке протяженностью почти в полторы тысячи км произошло десять посадок на мель, то в 2013–м – одна, причем теплоход простоял менее суток, поэтому случай учету не подлежит.
В прошедшую навигацию было зарегистрировано шесть случаев ударов. Пять из них были взяты на учет Волжским управлением государственного морского и речного надзора. По информации службы безопасности судоходства и радионавигации администрации Волжского бассейна три случая произошли при выполнении судами маневра при подходе к причалам, два – с судами ОАО «Судоходная компания Татфлот». По оценке специалистов этой службы, причиной столкновений судов стало не только невыполнение комсоставом уставных требований, но и неудачный выбор маневра. А это – следствие слабой подготовки судоводителей.
Много замечаний у речников к владельцам маломерного флота, особенно к тем разудалым хозяевам моторных лодок и катеров, для которых, как говорят, закон не писан. К тем, кто, не считаясь с правилами плавания, выходят на судовой ход, встают на якорь в границах рейдов, создавая тем самым угрозу не только для себя, но и для находящихся в непосредственной близости к ним судов. Среди транспортных происшествий навигации два случая произошли с маломерным флотом. Позиция речников в этом вопросе солидарна: просить руководство ГИМС почаще проводить совместные рейды с инспекторами Волжского УГМРН. Факт очевидный – наличие на рейде служебно–патрульного катера уже само по себе оказывает отрезвляющее действие на нарушителей речного порядка.
Участники встречи обращали внимание на возросшее (на треть) количество замечаний со стороны контролирующих организаций к владельцам подводных и надводных переходов, мостовых знаков. Так, только в черте Нижнего Новгорода находятся семь мостов, оснащенных 125 знаками. По тому, как они горели в навигацию, а скорее – не горели – за одну проверку было составлено 33 замечания. Негорящий знак – дополнительные трудности судоводителям.
Заинтересованный разговор состоялся и по вопросам, касающимся работы новой, год назад вошедшей в состав речных администраций структуры – государственного портового контроля. Капитаны, присутствовавшие на встрече, отмечали результативность ее работы. Известный волжский капитан, Николай Филимонов, одним из первых освоивший морские маршруты на теплоходах смешанного река–море плавания, предложил рассмотреть возможность увеличения временной границы между выходом судна в рейс и вынесением решения о его временной задержке. «Я не призываю помиловать всех без исключения, – сказал капитан, заслуживший авторитет и уважение коллег многолетней и безупречной службой на речном флоте, – а прошу принять во внимание ответственность капитана, его гарантии устранить замечания до выхода судна в рейс». Пожелание – дело благое, но, как подчеркнул капитан Волжского бассейна Евгений Лепехин, инспекторы
госпортконтроля Волжского бассейна выполняют возложенные на них обязанности в рамках существующего правового поля, руководствуясь в принятии решений имеющимися нормативно–правовыми документами, едиными в требованиях к каждому судну.
Татьяна ЕЛАТИНА,
собкор «ТР»
Нижегородская обл.
13.02.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.