Проблема безопасного пересечения железнодорожных переездов давно находится в центре внимания ученых и инженерно–технических работников железнодорожного и автомобильного транспорта, сотрудников ГИБДД, да и властей на местах, что вполне объяснимо – россияне все чаще стали попадать в аварии на переездах.
Приведу в пример лишь несколько аварий, произошедших в минувшем году.
Один человек погиб, трое ранены в результате ДТП на железнодорожном переезде в Узловском районе Тульской области. Авария произошла на 338–м километре юго–восточного направления Московской железной дороги – с грузовым поездом столкнулся легковой автомобиль ВАЗ–2102.
Товарняк протащил машину на несколько метров от железнодорожного переезда по насыпи, после чего легковушка пробила забор дома станционного смотрителя. В аварии погиб один человек, еще трое травмированы. Среди пострадавших двое детей. Причина ДТП – выезд легкового автомобиля на переезд на запрещающий сигнал.
На регулируемом железнодорожном переезде в поселке Отрада Мценского района Орловской области поезд, следовавший по маршруту Москва – Донецк, столкнулся с автомобилем ВАЗ–21099. В результате столкновения погибли два человека – водитель и пассажир легковушки.
На перегоне Фадино – Стрела на участке Омск – Иртышское Западно–Сибирской железной дороги произошло столкновение грузового поезда № 2786 с автомобилем марки ВАЗ–2115. Кроме владельца, в автомобиле находились еще три пассажира. Поездная бригада применила экстренное торможение, но вследствие малого расстояния, чуть более 50 м, столкновение предотвратить не удалось. В результате аварии три человека погибли на месте, а водитель был доставлен в омскую городскую больницу, где скончался от полученных травм.
Этот список, от которого веет человеческой болью и трагедией, можно и дальше продолжать. Как свидетельствует статистика, на железнодорожных переездах в 2013 году произошли 273 дорожно–транспортных происшествия, в которых пострадали 209 человек, 64 из них – погибли. Практически все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые в нарушение правил дорожного движения выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации и закрытых шлагбаумах, либо из–за неисправности автотранспортного средства врезались в проходящий подвижной состав.
Как следует из информации департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», в акционерном обществе «проводится работа по модернизации железнодорожных переездов и оборудованию их современными предупредительными и заградительными устройствами». Так, за 9 месяцев 2013 года работники акционерного общества провели капитальный ремонт 476 переездов, более чем на 280 объектах уложены резинотехнические настилы, на 15 – проведена модернизация автоматической переездной сигнализации. Устройством заграждения оснащены 3 переезда, шлагбаумами – 8. С начала года за счет средств федерального бюджета построены 3 новых автодорожных путепровода.
К слову, в ведении ОАО «РЖД» находятся свыше 11 тыс. железнодорожных переездов.
Информация из департамента корпоративных коммуникаций не вселяет оптимизма – это капля в море по сравнению с тысячами регулируемых и нерегулируемых переездов, находящихся в ведении РЖД. И дело здесь не в желании или нежелании акционерного общества заниматься заведомо затратными проектами – работа по строительству автодорожных путепроводов ведется совместно с администрациями регионов, где главенствующую роль играет все–таки субъект Федерации. Именно от властей на местах зависит активная фаза строительства и финансирование объекта.
А теперь, пожалуй, будет нелишним обратиться к мировой практике.
На сегодняшний день в Соединенных Штатах около 140 тыс. пересечений автомобильных и железных дорог на одном уровне. 50 тыс. с небольшим – оснащены шлагбаумами, 23 тыс. – проблесковыми сигналами, 1,2 тыс. переездов – автодорожными указателями, световыми и звуковыми сигналами. Программа повышения безопасности на переездах и предотвращения происшествий на них и в полосе отвода железнодорожных линий построена на использовании трех принципов: образование, технические и инженерные мероприятия.
С 2007 года американцы приступили к поэтапному закрытию переездов и ликвидировали более тысячи одноуровневых пересечений с железной дорогой. Американские железнодорожники решают эту проблему в тесном сотрудничестве с местными властями, автодорожниками и бизнес–кругами. Аналогичную работу провела и еще одна железная дорога – Burlington Northern Santa Fe Railway. Она приступила к программе ликвидации переездов более десяти лет назад и свой 5000–й переезд закрыла в августе 2010 года. Все это принесло свои плоды. Число аварий сократилось на 36%.
В Бельгии семь лет назад было более 1800 публичных переездов. Все они действуют автоматически. Для бельгийцев нештатная ситуация начинается с подачи аварийного сигнала на диспетчерский пункт. К внештатным ситуациям относится, например, следующая: шлагбаум не опускается в течение 32 секунд после того, как поступила команда на закрытие, или переезд остается закрытым более десяти минут. В таком случае к переезду незамедлительно отправляется соответствующий специалист, а все движение на данном участке останавливается. Правда, машинист, который уже находится на данном участке, может продолжать движение, но со скоростью не более 5 км/ч и постоянно подавая звуковой сигнал.
Но, несмотря на это, несчастные случаи имели место. В конце 90–х годов бельгийцы приняли решение сократить число переездов. В соответствии с планом переезды четвертой категории (без шлагбаумов и светофоров, оборудованные только знаком в виде красно–белого креста) должны быть ликвидированы на всех железных дорогах с регулярным движением. Количество переездов третьей категории также уменьшили. Третья категория – без шлагбаумов, но со светофором, который имеет только два запрещающих красных фонаря. Такой переезд открыт для уличного движения, если светофор и звуковой сигнал не действуют. Семь лет назад в Бельгии было 305 таких переездов. Сохраняющиеся переезды остальных трех категорий (всего их пять) были оборудованы новыми системами безопасности.
Охраняемые переезды на британских железных дорогах представляют собой сложную структуру, интегрированную в систему сигнализации. Они должны обеспечивать защиту от поездов, приближающихся с любого направления по любому пути, и для этого на каждом из них задействованы в среднем не менее 6 рельсовых цепей, 8 изолированных стыков, 12 путевых педалей, 4 блоков определения местоположения и около 5 км кабельной сети. Дополнительно такие переезды оснащены шлагбаумами с соответствующими приводными механизмами, мигающими сигнальными огнями и бетонными либо резиновыми панелями дорожного покрытия для проезда автомобильного транспорта.
Обычные переезды в Великобритании представляются относительно дорогими по сравнению с другими странами. Например, в отличие от многих переездов на североамериканских железных дорогах, где стандартные элементы настила уложены поперек пути и безопасность автомобилистов зависит от их внимания, британские переезды можно рассматривать как требующие чрезмерных затрат, но при этом, правда, заметно снижающие риск происшествий, особенно с учетом принятой в стране культуры поведения за рулем.
Что касается культуры поведения за рулем, в частности, при проезде одноуровневых пересечений, то очень многим россиянам знаком видеоролик, рассказывающий о курьезе на переезде Вишняково (Московская область, Ногинский район). Водитель черного BMW куда–то очень торопился, причем настолько желал побыстрее проскочить переезд, что уговорил нескольких мужчин ему помочь в этом. Часть из помощников подняла шлагбаум, а один из них попытался опустить заградительную крышку устройства, да, видимо, не рассчитал свои силы и упал на землю. Тронувшийся автомобиль врезался в поднявшуюся крышку и остановился, наглухо перекрыв проезд остальным участникам движения.
К счастью, на железнодорожном пути не оказалось ни поезда, ни электрички, и никто не пострадал, лишь автомобилю был причинен ущерб по вине самого автовладельца.
А завершить материал хочется все же на оптимистической ноте. Основания для этого есть. Так, РЖД совместно с правительством Московской области разработали и реализуют программу строительства переездов в двух уровнях. По словам президента акционерного общества Владимира Якунина, «работы уже начаты, пока речь идет о возведении к 2015 году 51 переезда. К строительству будут привлекаться также частные инвесторы, что позволит расширить программу. В перспективе вывод автомобильных потоков во второй уровень должен стать повсеместной практикой. Переезды со шлагбаумом – это анахронизм, от которого надо уходить, тем более, что с учетом развития высокоскоростного движения они просто опасны».
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
20.13.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.