Взрыв в Нижних Мневниках, недалеко от водной станции на Москве–реке, произошел в разгар дня. Прогремел он в безлюдном месте. По силе мощным его трудно назвать, скорее всего кто–то заложил самодельное устройство. Первое, что пришло на ум: это хулиганская шалость подростков.
Словом, предположить можно было все что угодно. Определить же, какое сработало взрывное устройство, как, предположительно кто и с какого расстояния смог привести его в действие, предстояло специалистам из экспертной группы: криминалистам и взрывотехникам ОМОНа. Кстати, на место происшествия они прибыли на двух специальных машинах довольно оперативно. Прежде чем приступить к осмотру места взрыва, они облачились в защитное обмундирование, оцепили опасное место. Ведь преступники могли заложить две, а то и более тротиловых или других бомб.
Осмотр опасной территории оказался результативным: взрывникам удалось обнаружить еще одно взрывное устройство. Пришлось решать, что с ним делать – взорвать на месте или вывезти в безопасное место, чтобы там его разминировать? Остановились на втором варианте. Взрывное устройство аккуратно переместили в специальный купол, в котором, если оно неожиданно сработает, защита «погасит» взрывную волну. Убедившись, что опасности больше не существует, криминалисты приступили к поиску фрагментов первого взрывного устройства, чтобы передать их на исследование в стационарную криминалистическую лабораторию.
Думается, многие уже догадались, что никакой диверсии, никакого террористического акта в Нижних Мневниках не было. А ситуацию инициировали бойцы ОМОНа на своем учебном полигоне, чтобы продемонстрировать журналистам, приехавшим к ним в гости, свою выучку и профессиональное мастерство. Благо выезжать им далеко не пришлось, полигон находится на той же территории, на которой расположена основная производственная база ОМОНа на воздушном и водном транспорте УТ МВД России по Центральному федеральному округу.
Первое, что бросается здесь в глаза, – это прокопченное трехэтажное здание. Кажется, что оно уцелело после интенсивной бомбежки или из него штурмом выбивали террористов.
– Это самое что ни на есть рабочее здание – говорит командир ОМОНа полковник полиции Сергей Бекетов. В нем каждый день проводятся тренировки наших бойцов, здесь они овладевают азами скалолазания, приемами штурмовых операций.
Сегодня ОМОН – это высокобоеспособное подразделение, в котором служат не только высокопрофессиональные специалисты – боевые пловцы, взрывотехники, снайперы – но и мужественные люди, с честью выполняющие свой служебный долг. Нам ведь прежде, чтобы обнаружить и предотвратить диверсию, приходилось в основном полагаться на свою интуицию, природный дар предугадать действия террористов. Сейчас в нашем распоряжении современнейшие технические средства и приборы. Вот и мобильная передвижная криминалистическая лаборатория, которую вам сегодня показали, у нас появилась всего два года назад. И уже трудно себе представить, как мы прежде обходились без нее.
Журналисты поинтересовались, как часто приходится выезжать на боевые задания.
– За прошлый год практически ни разу. И это не может не радовать. Значит, наши коллеги из контртеррористических органов со своей задачей предупреждать и пресекать готовящиеся попытки совершить диверсии справились на «отлично». А мы, чтобы быть постоянно в боевой готовности, не расслабляемся, занимаемся физической и специальной подготовкой ежедневно. Два раза в году выезжаем на полевые пятидневные сборы на объекты Минобороны, где наши бойцы проходят боевую подготовку. И, конечно, регулярно помогаем обследовать территории и сооружения аэродромов и речных портов, – рассказал Сергей Бекетов.
Скоро работы у отряда, особенно у водолазов, заметно прибавится: не за горами открытие весенней навигации. Благодаря хорошим подготовке и оснащению современным снаряжением они успешно решают специфические задачи: проводят осмотры дна водных объектов, корпусов и винторулевых судов на предмет поиска миновзрывных устройств. Обслуживать им приходится довольно обширную водную территорию общей протяженностью до 1500 км.
Террористам и преступникам лучше держаться от них подальше. Водолазы обучены незаметно приближаться к объекту, не теряться в мутной воде, а также всем приемам захвата и нейтрализации угонщиков яхт и катеров. А подобные попытки еще случаются. В одном только столичном регионе зафиксировано более 30 тысяч частных яхт и катеров.
Посмотреть, как омоновцы задерживают террористов, нам не довелось. В этом больше повезло недавно побывавшим на базе в Нижних Мневниках слушателям немецкой школы полиции: гости увидели, как омоновцы освобождают из автобуса пассажиров, оказавшихся заложниками террористов.
Ежегодно на территории отряда особого назначения организуются зимние и летние лагеря, в которые приезжают курсанты из подшефного военно–патриотического клуба «Прорыв», а также из других молодежных организаций. Омоновцы проводят с ребятами занятия по физической, тактической, медицинской и огневой подготовке. Тем самым подготавливают достойную смену ветеранам отряда.
Надо заметить, что перед тем как приехать на базу ОМОНа, мы побывали в Экспертно–криминалистическом центре УТ МВД России по ЦФО. Здесь представители СМИ познакомились с работой основных лабораторий – физико–химической, фоноскопических экспертиз. Были продемонстрированы автоматизированная поисковая система – АИПС «Портрет – поиск», мобильный комплекс «Папилон М–11» и автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система АДИС «Папилон».
Роль гида взял на себя начальник центра подполковник полиции Павел Севастьянов.
– Только за 3 года, как была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, нами закуплено новой техники более чем на 150 млн рублей. Сегодня на базе нашего Центра развернуты и совершенствуются лаборатории по 19 направлениям экспертной практики. Например, сотрудники фоноскопической лаборатории – лингвисты и акустики, исследуя фонограмму телефонного разговора, выявляют телефонных «террористов». Еще лет 10 назад определить, кто сообщил о заложенной бомбе в аэропорту или в самолете, удавалось крайне редко. При сегодняшнем техническом оснащении лаборатории раскрываемость авторов ложных звонков превысила 90%. Сейчас исследованием фонограмм занимаются всего два сотрудника, но уже принято решение увеличить штат экспертов до 7 человек. В этой лаборатории также будет проводиться идентификация текстов, написанных подозреваемыми.
В физико–химической лаборатории нам продемонстрировали, как с помощью новейших приборов методом облучения проводят зкспертизу наркотических веществ. В компьютер заложена база данных, в которой описаны свойства 2,5 тыс. веществ. Исследуемое при нашем присутствии вещество оказалось героином.
– В прошлом году мы провели в лаборатории 2200 экспертиз изъятых у преступников веществ. Работы хватает всем. В текущем году наблюдается рост поступления в Россию наркотиков. Особенно из Афганистана, Китая и Азии. Люди занимаются этим опасным бизнесом, рискуя жизнью и здоровьем, – сообщил начальник отдела спецэкспертиз майор полиции Сергей Алтунин.
В завершение пребывания в центре нам сообщили такие факты. За 2013 год с участием специалистов центра было проведено более 79 тыс. следственных и процессуальных действий, в том числе 26 тыс. осмотров мест происшествий. Сделано свыше 32 тыс. экспертиз. Эксперты–криминалисты поучаствовали почти в 78 тыс. оперативно–разыскных операций, в рамках которых изготовлены 945 субъективных портретов предполагаемых преступников.
– Совершить преступление и уйти от ответственности, остаться безнаказанным становится все сложнее, – заключил Павел Севастьянов.
Побывав в ЭКЦ и на базе ОМОНа, мы убедились в правоте его слов.
Владимир ЧИСТОВ
27.03.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.