Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Требовательность – знак профессионализма

 |  Безопасность
Требовательность – знак профессионализмаСостоялось расширенное заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Требовательность – знак профессионализмаДесять лет назад в нашей стране была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Впервые в новейшей истории России было создано ведомство, осуществляющее государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ и международных договоров на всех видах транспорта. Время показало, что этот шаг был очень важным в деле обеспечения безопасности в отрасли.
Поздравить коллег с юбилеем и принять участие в расширенном заседании коллегии Ространснадзора приехали статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместители министра Николай Асаул и Валерий Окулов.
Об итогах контрольно–надзорной деятельности службы и ее территориальных управлений за минувший год и о перспективах на год наступивший доложил руководитель Ространснадзора Александр Касьянов. В первую очередь он отметил, что служба принимала активное участие в реализации крупнейших мероприятий, таких как летняя Универсиада в Казани и Белая Олимпиада в Сочи. Учитывая масштабность этих мероприятий, их международный статус, Ространснадзор мобилизовал все силы и ресурсы, чтобы обеспечить их проведение на высоком уровне, без сбоев и тем более аварий в транспортном комплексе.
Рассказывая о результатах контрольно–надзорной деятельности, глава Ространснадзора сообщил, что все показатели, утвержденные Минтрансом России, достигнуты. Проведены более 97 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявлены 182 тыс. нарушений транспортного законодательства, привлечены к административной ответственности 117 тыс. нарушителей. Что позволило пополнить государственную казну на 500 млн руб.
Отмечено, что масштабность применяемых штрафных санкций продиктована опытом, который показывает, что добиться снижения количества транспортных происшествий и тяжести их последствий можно только путем создания непреодолимых барьеров, направленных на вытеснение с цивилизованного рынка перевозок недисциплинированных предпринимателей.
Как это с лихвой удалось в Липецке. Там установлены единые правила игры для всех участников рынка – будь то муниципалы или частники. И вот результат: сегодня перевозчики всех организационно–правовых форм собственности работают только на основе договорных отношений с выдачей карты допуска на каждое транспортное средство. Так было покончено с нелегалами. Плюс к этому сохранены все виды наземного пассажирского транспорта. На 87 маршрутах работают более 700 транспортных средств. Липецкпассажиртранс обслуживает 57 социально значимых направлений, перевозит более 60% от общего числа пассажиров. На 30 коммерческих маршрутах хватает всего 24 перевозчиков. Об этом рассказал председатель департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации Липецка Николай Новиков.
Конечно, это стало возможным и благодаря совместной работе с территориальным управлением службы. По сути, начата новая работа, которая уже дает результаты. Это проверки муниципальных образований по вопросам организации транспортного обслуживания населения. В прошлом году проверены 1066 таких образований. Выявлено множество недостатков, но есть и положительный эффект. В частности, в поддержании и развитии среднего и малого предпринимательства, выводе перевозчиков из теневого сектора.
Если говорить об аварийности, то на автомобильном транспорте она остается высокой. Основная причина ДТП – нарушение водителями правил дорожного движения при отсутствии должного контроля со стороны организаторов перевозок. По каждому случаю ДТП руководители территориальных управлений обязаны провести внеплановую проверку деятельности перевозчика. Но зачастую органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации отказывают в согласовании таких проверок. Люди гибнут, получают травмы, а инспекторы не могут зайти на предприятие.
К слову, транспортная прокуратура, курирующая воздушный, железнодорожный, морской и речной транспорт, всегда идет навстречу в согласовании таких проверок.
В рамках контрольно–надзорной деятельности начаты проверки исполнения перевозчиками обязанностей по страхованию ответственности в соответствии с ФЗ–67. Непростая работа, требующая дополнительных знаний, информации. В минувшем году вынесены почти 4 тыс. постановлений о привлечении к административной ответственности, сумма наложенных штрафов составила более 29 млн руб.
Для повышения качества работы Госавтодорнадзора есть необходимость в принятии предложений, представленных службой. Это внесение изменений в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, увеличение количества прямых статей, входящих в компетенцию Ространснадзора, необходимость применения единых стандартов к международным и российским перевозчикам и, наконец, перевозчики пассажиров должны допускаться на рынок транспортных услуг по одним и тем же требованиям и правилам, независимо от организационно–правовой формы и вида перевозок.
В 2012 году вызывало тревогу неуправляемое увеличение происшествий в авиации общего назначения, особенно с воздушными судами владельцев, не имеющих свидетельства эксплуатанта.
Для локализации угроз безопасности полетов были ужесточены требования к владельцам воздушных судов и посадочных площадок по выполнению норм и требований воздушного законодательства. Также было увеличено число проверок, проведенных совместно с органами прокуратуры, ФСБ, МВД. Как результат – относительное улучшение абсолютных показателей безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения.
Основной причиной многих авиапроисшествий является пресловутый «человеческий фактор». Для минимизации влияния этого фактора были пересмотрены алгоритм и методы работы инспекторов, осуществляющих надзор за подготовкой авиационного персонала.
Проверены 75 авиационных учебных центров, занимающихся подготовкой и переподготовкой летного состава. Учебные центры обязаны прививать обучаемым культуру безопасности полетов, уважение к выполнению установленных норм и правил. Но результаты проверок показали, что практически все учебные заведения проводили подготовку с серьезными нарушениями воздушного законодательства.
В Госавианадзоре за прошедший год сложилась эффективная практика осуществления контрольно–надзорных мероприятий совместно с органами прокуратуры.
Сотрудники прокуратуры располагают широким кругом полномочий, а инспектора Госавианадзора имеют специальные профессиональные знания в установленной сфере, которые в совокупности дают мощный эффект и результативность.
Иначе происходят сбои. О негативной тенденции рассказал начальник УГАН НОТБ по Сибирскому ФО Юрий Рожко: «Проверяемые субъекты не желают заниматься вопросами выявленных нарушений. Имея большой штат юридической службы, сосредоточивают все усилия на передаче материалов в суды. В основном по формальным признакам. Так затягивается решение вопросов всех инстанций. Однажды дело дошло до Верховного суда».
Несколько основных причин аварий на морском и внутреннем водном транспорте. Это судоводительские ошибки и недостатки в организации ходовой навигационной вахты; несоблюдение общепринятых приемов и способов управления судном; невыполнение судоходными компаниями мероприятий по вопросам безопасности судоходства; несоблюдение правил технической эксплуатации судовых механизмов. И еще одно – отсутствие должного контроля со стороны руководства компаний по вопросам безопасности плавания судна и выполнения экипажем обязательных правил.
Достаточно вспомнить трагический случай, когда 17 августа 2013 года на реке Иртыш, в районе Омска, произошло столкновение скоростного пассажирского теплохода «Полесье–8» с баржей. В результате 6 человек погибли и 49 человек были госпитализированы. Решением районного суда Омска судовладелец ОАО «Омский речной порт» был признан виновным в совершении административного правонарушения и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 тыс. руб.
Однако должных выводов из случившегося судовладелец не сделал, комплекс мероприятий по проверке судов и обеспечению безопасности плавания не провел. В этой же компании уже спустя два месяца после трагедии допускались к плаванию суда с просроченными документами Российского Речного Регистра.
В сфере железнодорожного транспорта в прошедшем году усилия службы были направлены на вовлечение в деятельность по обеспечению безопасности движения поездов всех участников перевозочного процесса: перевозчиков, операторов, предприятий, занятых ремонтом подвижного состава и содержанием инфраструктуры, лизинговых компаний.
Основными причинами транспортных происшествий в прошедшем году стали изломы боковых рам и неудовлетворительное содержание железнодорожного пути. Допущены 37 изломов боковых рам, это рекордное количество за 10 лет.
Ни один случай излома не остался без внимания. Службой приняты соответствующие запретные и профилактические меры. Проделана большая совместная работа с ОАО «РЖД», направленная на исключение изломов. Проведены более 50 совещаний с владельцами вагонов, заводами–изготовителями, операторами подвижного состава.
В результате количество изломов боковых рам в зиму 2013/2014 года снизилось в 4 раза.
В результате контрольно–надзорной деятельности выявлены системные проблемы в реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности». Во–первых, несоблюдение сроков проведения и утверждения оценки уязвимости, планов обеспечения транспортной безопасности. Во–вторых, субъекты транспортной инфраструктуры не осуществляют передачу данных со всех инженерно–технических средств обеспечения транспортной безопасности в уполномоченные органы исполнительной власти.
В 2013 году проведение проверок перешло на новый уровень. Если раньше акценты ставились в основном на наличие утвержденных оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности, то сегодня необходимо проверять реализацию планов обеспечения транспортной безопасности и соответствие уровня защищенности объектов и транспортных средств требованиям законодательства. Это ведет к увеличению продолжительности проверок, повышает требования к квалификации инспекторского состава.
При подведении итогов работы за год есть понимание, что необходимый уровень пока не достигнут. Ориентироваться надо на результаты работы лучших транспортных инспекторов. Как сказал Александр Касьянов, «если бы все в службе работали так же, то показатели могли бы быть в 2–3 раза выше».

Виктор ДМИТРИЕВ

3.04.2014


просмотры:

458

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться