В апреле этого года в Иркутске произошло событие, которым заместитель начальника Межрегионального управления Госавтодорнадзора по Республике Бурятия и Иркутской области, начальник территориального отдела по Иркутской области Дмитрий Дорожкин очень гордится. Впервые за долгие годы к серьезному административному наказанию привлекли компанию, грубо нарушившую закон № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Речь идет о том, что одно из транспортных предприятий региона несколько месяцев после истечения срока действия лицензии продолжало осуществлять перевозки пассажиров по регулярному маршруту. Изучив все обстоятельства, мировой судья Октябрьского округа Иркутска постановила: признать транспортное предприятие «Мари» виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 400 тыс. руб.
– И это очень показательный факт, – считает Дмитрий Дорожкин. – Впервые – и хотелось бы это особо подчеркнуть! – суд вынес такое суровое решение. Раньше все ограничивалось предупреждением или наказанием, мало влиявшим на ситуацию. Сегодня же мы обращаем внимание, что количество обращающихся за лицензиями существенно увеличилось. Тем более, что процедура эта четко определена Административным регламентом и при наличии всех требуемых документов и возможности исполнения лицензионных требований не занимает много времени и сил. И еще это свидетельствует о том, что в Иркутской области наконец всерьез занялись наведением порядка в работе пассажирского транспорта.
Здесь с Дмитрием Ивановичем нельзя не согласиться. Порядок в общественном транспорте Иркутска возможно навести только при консолидации усилий мэрии, ГИБДД, прокуратуры, налоговой инспекции, Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства и Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Для нормализации обстановки в сфере общественного транспорта необходимо разработать единые жесткие правила игры.
Потому что ситуация требовала именно этого. Особенно много тревог вызывало положение с пассажирским автотранспортом, где еще несколько лет назад, казалось, царил полный беспредел. В прошлом году на территории Иркутской области по вине водителей автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, совершены 29 ДТП, в которых один человек погиб, а 64 – пострадали. По сравнению с тем же периодом 2012 года количество ДТП возросло на 7,4%. Все принимаемые различными ведомствами меры не давали серьезных результатов. Требовалось кардинально поменять практику борьбы с нарушителями, а главное – вести ее системно и последовательно. К счастью, это поняли и в администрации города и области. И сегодня можно сказать, что продуманная и неуклонная совместная работа всех заинтересованных сторон начинает давать результаты.
Администрация Иркутска подготовила и представила на рассмотрение депутатов думы города новую концепцию движения общественного транспорта в областном центре. Этот документ поможет в решении вечной проблемы с общественным транспортом. Основные параметры концепции депутатским корпусом одобрены, но ее еще предстоит дорабатывать.
– Мы стали чаще проводить совместные рейды, выявлять нелегальных перевозчиков, – продолжает Дмитрий Дорожкин. – Ведь если мы контролируем легальных и не обращаем внимания на нелегальных, тем самым подталкиваем первых перейти в разряд вторых. Нелегалы – те, кто работает без лицензии, организует перевозки под видом заказных и т. д. За 2013 год нашим территориальным отделом проведены более 1300 проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров. В результате выявлены 1702 нарушения лицензионных требований, выданы 419 предписаний об устранении недостатков, составлен 321 протокол об административных правонарушениях, вынесены 283 постановления и определения о привлечении к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафных санкций на юридических и физических лиц составила 1,17 млн руб. За 2013 год были проведены 117 рейдов, в ходе которых проверены 969 транспортных средств. По результатам проверок составлены 303 рапорта.
Основными причинами транспортных происшествий являются нарушение правил дорожного движения водителями автобусов, существенные недостатки в организации и контроле за безопасностью перевозок со стороны владельцев автобусов. Нередкими остаются нарушения режима труда и отдыха водителей, выпуск на линию автобусов с техническими неисправностями. Слабо поставлена работа по обес-
печению профессиональной надежности водителей, повышению ответственности должностных лиц, в обязанности которых входит организация безопасной работы подвижного состава.
Всего территориальному отделу поднадзорны 3640 хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность по перевозке пассажиров и грузов, в том числе опасных, в 15 городах и 21 районе Иркутской области. Конечно же, самое большое число перевозчиков базируется в областном центре.
Сегодня пассажирскими перевозками на территории Иркутской области занимаются 1063 субъекта, владеющие 5129 автобусами. Только за первый квартал этого года 32 субъекта получили лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя).
Поэтому, по мнению Дмитрия Дорожкина, необходимо совершенствовать концепцию развития пассажирского транспорта в регионе. Специалисты отмечают, что, скажем, Иркутск перенасыщен пассажирским транспортом. Пассажирскими перевозками по маршрутам города занимаются 25 юридических лиц и 107 индивидуальных предпринимателей. Эти бизнесмены имеют лицензию и эксплуатируют 1800 единиц транспорта. Анализируя ситуацию на дорогах города, трудно избавиться от впечатления, что движение автобусов – в основном частных – никто не контролирует и не направляет, а транспортная схема отсутствует вовсе.
Сейчас в Иркутске наблюдается достаточно нечистоплотная конкуренция среди частных перевозчиков. Водители нарушают скоростной режим. Посадка и высадка пассажиров производится в неположенных местах. Водители нарушают расписание движения, отклоняются от маршрутов. Конкурсы на маршруты не проводятся. Дошло до того, что власти Иркутска призывают горожан не пользоваться автобусами определенного маршрута (например, 80К), потому что здесь фиксируется немало нарушений правил дорожного движения и перевозки пассажиров, у многих водителей нет документов, подтверждающих их право заниматься пассажирскими перевозками, они слабо знают правила дорожного движения и плохо говорят по–русски.
С введением спутниковой системы ГЛОНАСС, которая устанавливается на пассажирском транспорте, власти надеются решить многие проблемы. Органы местного самоуправления должны проследить за повсеместной установкой ГЛОНАСС в общественном транспорте, а также создать единый диспетчерский пункт.
Как мы уже говорили, совместные рейды представителей городской администрации, инспекторов Госавтодорнадзора, ГИБДД, других заинтересованных структур уже стали привычными. Во время рейдов проверяется соблюдение требований федерального законодательства в сфере пассажирских перевозок, а именно: экипировка подвижного состава, техническое состояние, соблюдение лицензионных требований (предрейсовое прохождение медицинского осмотра и технической проверки); наличие билетной продукции, информации о перевозчике и контролирующих органах в подвижном составе; соблюдение водителями схемы движения маршрута.
И тем не менее нарушений выявляется немало. По итогам проверок 300 автобусов в конце марта за превышение уровня дымности в выхлопных газах 20 из них были сняты с маршрутов. Два водителя оказались в наркотическом опьянении, еще два – без регистрации в РФ, а один шофер управлял автобусом без водительского удостоверения. За нарушения закона о защите прав потребителей и правил перевозки пассажиров привлечены к административной ответственности 12 юридических лиц и 15 индивидуальных предпринимателей, им грозят штрафы в размере от 3 до 40 тыс. руб.
Кроме того, составлены 16 рапортов ОГИБДД, они направлены в УГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области. В 52 автобусах выявлены различные нарушения, в том числе с 25 автобусов сняты государственные номера. Пять должностных лиц привлечены к административной ответственности за выпуск на линию технически неисправного подвижного состава.
Но это – только часть мер, которые предпринимают заинтересованные стороны для наведения порядка на улицах Иркутска и других городов региона. Радует, что эта работа проводится системно и неуклонно, что в конечном счете должно привести к необходимому результату.
В первом квартале этого года количество ДТП на территории области существенно снизилось, почти вдвое меньше пассажиров пострадали в авариях, а погибших нет вовсе. Это – результат деятельности в том числе и сотрудников территориального отдела Госавтодорнадзора, которые серьезно активизировали свою работу. И это, обратите внимание, при том, что на одного государственного инспектора в Иркутске приходятся 120 автобусов, как минимум столько же водителей и немереное количество прочих участников и организаторов пассажирского движения.
Не случайно на совещании начальников территориальных управлений Сибирского федерального округа, прошедшем 29 мая 2014 года в Новосибирске, начальником Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Юрием Нежемлиным была особо отмечена работа межрегионального УГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области, которое по рейтингу управлений поднялось с 41–го до 20–го места.
«Работа организована, и перевозчикам будет неповадно выпускать на линию автобусы, не соответствующие техническим требованиям. Все водители должны находиться в нормальном состоянии, иметь все необходимые документы, в том числе о прохождении
медосмотра. Это один из способов борьбы с нелегальными перевозчиками, чтобы в конечном итоге не было бы даже этого термина. И для всех тех, кто занимается перевозками в Иркутске, это должно быть поучительно. Мы серьезно взялись за решение транспортной проблемы», – сказал на одном из недавних совещаний мэр Иркутска Виктор Кондрашов.
Очень хочется в это верить…
Евгений УШЕНИН,
собкор. «ТР»
17.07.14
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.