Железная дорога. Это не только перевозка грузов, путешествие с комфортом. Это еще и многочисленные риски. Какие? Рассказывает Западно–Сибирский транспортный прокурор, государственный советник юстиции 2 класса Сергей Феоктистов.
– В чем заключаются основные особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на полигонах ЗСЖД?
– Необходимость осуществления прокурорского надзора на транспорте обязывает работника транспортной прокуратуры, кроме общих знаний федеральных законов, владеть множеством специальных терминов и понятий, содержащихся в том числе в ведомственных правовых актах. Выходя на проверку в транспортные предприятия, прокурор должен обладать необходимыми техническими знаниями, позволяющими дать оценку законности действий не только различных служб предприятий железнодорожного транспорта, но и оценить полноту и обоснованность мер, принятых контролирующими и надзорными органами. Надзор за соблюдением законодательства в области железнодорожного транспорта является для нас одним из приоритетных направлений деятельности, и такие проверки проводятся транспортными прокурорами на территории Западной Сибири на постоянной основе. Ежегодно результаты проверок в этой сфере и состояние законности обсуждаются на коллегии Западно–Сибирской транспортной прокуратуры с участием всех надзирающих прокуроров региона, а при необходимости, и руководителей органов контроля и надзора.
– Хотелось бы услышать о спектре применяемых мер прокурорского реагирования на выявленные недостатки и нарушения действующего законодательства со стороны ОАО «РЖД».
– Эти меры предусмотрены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Спектр достаточно широк: от объявления предостережения до возбуждения уголовных дел. В 2013 г. Западно–Сибирской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены 4856 нарушений закона, послуживших основанием для внесения 433 представлений об устранении нарушений закона, их причин и условий. В судебные органы направлены 670 заявлений, основную часть которых составили обращения с требованиями, касающимися обеспечения безопасности использования железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
– Приведите, пожалуйста, примеры нарушений, допускающихся предприятиями железнодорожного транспорта.
– Наиболее сложным остается положение с содержанием и ремонтом подвижного состава и путевого хозяйства, где зачастую нарушается технология эксплуатации технических средств, железнодорожных путей, не соблюдается порядок повышения квалификации и аттестации ответственных руководителей и специалистов.
За такого рода нарушения, например, руководству Иланской дистанции пути внесено представление, в суд направлен иск о понуждении отремонтировать 6 км путей общего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
В связи с эксплуатацией 11 км путей общего пользования, которые не ремонтировались на протяжении двух последних лет, Тайгинским транспортным прокурором внесены представления руководству Анжерской и Тайгинской дистанций пути.
По представлению и удовлетворенному судом иску Красноярская дистанция пути прекратила использование 6 км железнодорожных путей необщего пользования с истекшим сроком капитального ремонта.
Серьезную опасность представляют нарушения норм и правил содержания стрелочных переводов, что создает угрозу сходов подвижного состава, может привести к человеческим жертвам и ущербу окружающей среде.
По требованию прокурора к дисциплинарной и административной ответственности привлечены работники Абаканской дистанции пути, которыми на двух стрелочных переводах станций Минусинск и Кошурниково допущено разъединение остряков от рамных рельсов, что создавало предпосылки к сходам подвижного состава.
Надлежащее содержание железнодорожных путей напрямую зависит от их своевременного и качественного осмотра с использованием путеизмерительной техники. Однако анализ показал, что и здесь закон нарушается практически повсеместно.
Путеизмерительные тележки и вагоны–дефектоскопы зачастую используются с истекшим сроком проведения капитального ремонта.
К примеру, только Новосибирским транспортным прокурором в деятельности 5 поднадзорных ему дистанций пути установлены факты эксплуатации путеизмерительных тележек без капитального ремонта. В Чулымской же и Тогучинской дистанциях пути дефектоскопы вообще использовались с выработанным ресурсом, в связи с чем в суд направлены 5 исков о запрете их эксплуатации.
– Как обстоят дела с соблюдением трудового законодательства на железнодорожном транспорте?
– В текущем году особое внимание прокуроров было сосредоточено на вопросах соблюдения режима труда и отдыха членов локомотивных бригад. И каждым вторым прокурором в данной сфере были выявлены системные нарушения.
К примеру, 232 машиниста и их помощника в Эксплуатационном локомотивном депо Красноярск–Главный в течение всего года привлекались к сверхурочным работам более чем на 120 часов, а 42 работника локомотивных бригад за указанный период отработали сверхурочно более 200 часов, что оказывало негативное влияние на безопасность движения и приводило к их повышенной утомляемости. В связи с этим начальнику депо внесено представление.
В Эксплуатационном локомотивном депо Новосибирск нарушались порядок и сроки предоставления отпусков, а также режим рабочего времени, в связи с чем внесено представление, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в отношении должностных и юридического лиц возбуждены 8 дел по ст. 5.27 КоАП РФ, в суд направлен иск.
– Какие проверки ведут к возбуждению уголовных дел и по каким статьям УК?
– В текущем году вскрыты факты эксплуатации подвижного состава при отсутствии средств и технических устройств, влияющих на безопасность движения.
Такие системные нарушения выявлены на Западно–Сибирской железной дороге, когда ее работниками на станции Мереть были зафиксированы факты отсутствия авторежимов и авторегуляторов на прибывающих из Омской, Новосибирской и Кемеровской областей, Алтайского края вагонах. По результатам проверки по инициативе Новокузнецкого транспортного прокурора возбуждены 90 уголовных дел по фактам хищений тормозного оборудования.
Есть и другой пример. В Красноярском крае возбуждено и направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника Диспетчерского центра управления перевозками Службы движения Восточно–Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (филиал ОАО «РЖД») Сергея Михолапа, обвиняющегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Как было установлено, используя свое служебное положение, он за незаконное денежное вознаграждение организовал в условиях существующего дефицита предоставление грузовых вагонов юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Красноярского края и Иркутской области.
Общая сумма коммерческого подкупа по всем преступным эпизодам составила 2 505 700 руб.
– На железной дороге всегда беспокоит уровень травматизма. Где в основном «собака зарыта»?
– Конечно, трудно оспаривать тот факт, что подавляющее количество случаев травмирования граждан на железной дороге происходит не по вине железнодорожников, а по причине личной невнимательности самих граждан, нарушения ими правил поведения на железнодорожном транспорте либо вследствие нахождения на путях в состоянии опьянения.
И тем не менее именно средствами прокурорского надзора транспортные прокуроры должны защитить жизнь и здоровье этих нерадивых граждан, поскольку в настоящее время нормативно четко не определены требования к техническому оснащению железных дорог, ограничивающему свободный доступ к его объектам повышенной опасности.
К концу минувшего года на Западно–Сибирской и Красноярской железных дорогах произошли 192 случая травмирования граждан, в их числе 9 детей. К несчастью, шестеро погибли.
Практика показывает, что предприятиями транспорта не проводится анализ непроизводственного травматизма. Зачастую превентивные меры на наиболее травмоопасных участках ими принимаются лишь после прокурорского вмешательства и во исполнение уже вступивших в силу судебных решений.
Например, по искам Барнаульского транспортного прокурора станции Голубцово и Бешенцево вблизи посадочных платформ оборудованы местами для безопасного перехода граждан через железнодорожные пути. По исковым заявлениям Омского транспортного прокурора пешеходными переходами и настилами оборудованы посадочные платформы 7 станций, а также остановочных пунктов Омского, Иртышского и Называевского участков пути.
– Имеется ли положительная динамика в работе транспортной прокуратуры?
– На протяжении последних трех лет, в том числе благодаря настойчивому вмешательству прокуроров в вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, отмечается двукратное сокращение транспортных происшествий с участием подвижного состава. Снижение количества транспортных происшествий зафиксировано и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта.
Этих результатов удалось достичь путем реального устранения средствами прокурорского надзора причин допущенных нарушений закона и способствовавших им условий. А именно – приведением в исправное состояние путей, локомотивного и вагонного парков, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, контактной сети, электроснабжения и многих других технических средств.
14.08.14
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.