«Транспортная безопасность как новый вид экономической деятельности. Формирование, задачи, развитие, проблемы» – такова тема «круглого стола», который состоялся на площадке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Инициаторами и организаторами мероприятия выступили фонд «Транспортная безопасность» и отраслевое отделение «Негосударственная сфера безопасности» Федерального межотраслевого совета (ОО НСБ ФМОС) Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Цель «круглого стола» – обсуждение перспектив развития формирующейся новой отрасли экономики и вступления в силу нового закона о транспортной безопасности.
Поручение на разработку законопроекта о мерах по обеспечению безопасности на транспорте было дано Президентом Российской Федерации еще 3 сентября 2004 года с учетом совершенных террористических актов на транспорте. 6 сентября 2005 года законопроект был внесен в Госдуму. Цель его состояла в создании единой государственной системы по обеспечению транспортной безопасности. В качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку законопроекта, было определено Министерство транспорта Российской Федерации. В итоге Федеральный закон №16–ФЗ «О транспортной безопасности» был принят 9 февраля 2007 года.
Хронология этих событий представлена во вступительном слове заместителя министра транспорта Российской Федерации Николая Захряпина к сборнику «Транспортная безопасность», подготовленному и выпущенному для участников «круглого стола». В этом же сборнике приведены основные тезисы нормативно–правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности, которые могут стать хорошим подспорьем в деятельности специалистов этой сферы.
Во вступительном слове Николая Захряпина говорится также о том, что закон имел рамочную форму, определяя общие принципы регулирования, а его практическое применение осложнялось отсутствием подзаконной нормативной базы. Большинство нормативных правовых актов утверждены только в 2009 – 2011 годах. Их пакетное принятие было в том числе обусловлено трагическими событиями – подрывом поезда «Невский экспресс» и терактом в аэропорту Домодедово.
«Стало очевидным, – пишет Николай Захряпин, – что для организации работы по формированию комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, необходимо, в первую очередь, устранить имеющиеся пробелы в действующей нормативно–правовой базе».
С этой целью был принят Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 15–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» и соответствующей редакции Федерального закона №16–ФЗ «О транспортной безопасности».
Между тем с февраля 2014 года по сегодняшний день разработчики получили и продолжают получать множество предложений от транспортного сообщества. В том числе и критические замечания, которые весьма серьезно влияют на совершенствование норм законодательства о транспортной безопасности. Многие из этих предложений и замечаний как раз и стали предметом обсуждения в ходе «круглого стола» на площадке «Деловой России».
– Мы пригласили сюда главным образом специалистов из государственных органов, а также представителей транспортных организаций, общественности, экспертов, чтобы обсудить реализацию Закона «О транспортной безопасности», – открывая «круглый стол», сказал исполнительный директор ОО НСБ ФМОС Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Овсянников. – Надеюсь, что в процессе обсуждения бизнес–сообщество выработает конкретную резолюцию для создания безупречной системы транспортной безопасности, которая не только будет направлена в представительные органы власти, но и, вероятно, ляжет на стол Президента России.
В свою очередь депутат Государственной думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой отметил:
– Мне довелось провести много встреч с представителями органов власти и различных общественных групп, в том числе частных охранных структур. Ясно одно: четкой позиции пока нет ни у кого. В настоящий момент я как законодатель не могу дать ответ, будут ли частные охранные предприятия участвовать в обеспечении транспортной безопасности. Вопрос получения лицензий, аккредитации, программ подготовки и аттестации остается открытым.
Очевидно, считает Андрей Луговой, нужны изменения в законодательную базу, и он готов выйти с законотворческой инициативой о внесении поправок в соответствующий федеральный закон. Депутат отдельно подчеркнул, что для решения существующих проблем намерен сотрудничать с бизнесом.
По мнению заместителя директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации Вячеслава Седеня, действующий федеральный закон выдвигает вполне определенные требования к обеспечению транспортной безопасности. Министерство также готово к диалогу с бизнес–сообществом по вопросам эффективного исполнения закона, его совершенствования, строгого соблюдения, достойной оплаты услуг в сфере безопасности и введения уголовной и административной ответственности за их некачественное исполнение.
От имени бизнес–сообщества, готового к обеспечению транспортной безопасности, выступил председатель ОО НСБ ФМОС Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Вячеслав Соколенко. Он отметил, что «Деловая Россия» объединяет весь крупный охранный бизнес, имеющий высокую репутацию, и состоит из 80 отраслевых отделений.
– Охранное сообщество может предоставить свои услуги в масштабах всей страны, – сказал Вячеслав Соколенко. – Речь идет о продукте, имеющем вполне реальную возможность получить статус государственной программы. Этими вопросами должны заниматься профессионалы. Правда, для их соответствующего обучения требуются немалые финансовые вложения со стороны государства. Дополнительные средства необходимы и для того, чтобы люди могли качественно выполнять свои задачи.
Как было отмечено, одной из задач ОО НСБ является создание барьеров для недобросовестных участников рынка, осуществляющих демпинг в отношении стоимости услуг. Качественная услуга не может стоить дешево, а повышение требований к технической стороне дела влечет за собой еще более высокие расходы на обеспечение безопасности, в том числе в транспортной сфере. Необходимо вплотную рассмотреть вопрос о целесообразности государственного регулирования деятельности подразделений транспортной безопасности и разработать принципы саморегулирования этой сферы.
Председатель координационного совета Общероссийской организации «Безопасное Отечество» Виталий Зарудин в свою очередь отметил, что пришло время от разногласий, определенных непониманий, которые существуют между органами исполнительной власти, бизнесом и обществом, перейти к конструктивному диалогу и найти, наконец, точки отсчета, необходимые для качественной реализации задач в области транспортной безопасности.
– Вопрос стоимости услуг, прозвучавший только что, является очень важным, и я как гражданин готов платить дополнительные деньги за мою безопасность, когда пользуюсь транспортом, – высказал свое мнение Виталий Зарудин. – Но я должен быть уверен, что эти деньги действительно пойдут на оплату службы настоящих бойцов, а не каких–то временщиков, работающих абы как.
Логическим продолжением разговора о профессионалах, способных вовремя и качественно осуществлять охранную деятельность на транспорте, стало выступление члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина.
– Сегодня в сфере транспортной безопасности наблюдается кадровый голод, – отметил он. – Не хватает работников, и явно несовершенна нормативно–правовая база. Необходимо подключить экспертное сообщество НСБ, чтобы выяснить и сформулировать общественное мнение и внести свои конкретные предложения в соответствующие министерства и ведомства. Когда речь идет о безопасности граждан страны, то при проведении конкурса между разными поставщиками охранных услуг главным мерилом должно быть не у кого ниже цена, а у кого качественнее услуги, у чьих сотрудников безукоризненна деловая репутация, высока квалификация и бесспорна профессиональная компетенция.
По мнению Дмитрия Галочкина, во время общероссийских мероприятий, связанных с решением вопросов о безопасности на транспорте, где, возможно, будут присутствовать первые лица государства, необходимо доводить до их сведения выработанную на сегодняшнем «круглом столе» резолюцию о конкретных предложениях для решения обозначенных вопросов.
– Для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях надо развивать институт государственно–частного партнерства, причем необходимо усиливать те структуры, которые уже существуют, а не изобретать велосипед, – подытожил выступление Дмитрий Галочкин.
Итогом «круглого стола» стал проект резолюции, включивший в себя несколько предложений, с которыми участники дискуссии считают целесообразным обратиться в Правительство Российской Федерации, Минтранс России и другие заинтересованные органы государственной власти.
В частности, речь идет о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677 «Об общероссийских классификаторах технико–экономической и социальной информации в социально–экономической области», предусматривающих включение в него вновь созданных видов экономической деятельности, предусмотренных законом № 15–ФЗ от 3 февраля 2014 года. Необходима также проработка вопроса о внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2014 года № 231, в котором говорится о требованиях к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил, обеспечивающих транспортную безопасность.
В целях создания условий конкурентной среды в области защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств участники встречи посчитали необходимым внести изменения в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487–I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этот документ предусматривает наделение частных охранных организаций правом заниматься защитой транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства в соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности.
Предложения участников «круглого стола» касаются и переработки либо отмены ряда правительственных постановлений и распоряжений по частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, правилам охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, ведомственной охраны железнодорожного транспорта.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
Фото автора
25.12.2014
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.