Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Расплата за беспечность

 |  Безопасность
Расплата за беспечность
Не стоит забывать, что за подростков в ответе родители.

Расплата за беспечностьЗа 10 месяцев завершившегося 2014 года из–за несоблюдения правил безопасности на стальных магистралях России были травмированы более 2 тыс. человек, из них свыше 1,5 тыс. (в их числе 132 ребенка) скончались.
Эти цифры привел в своем выступлении за «круглым столом» на тему «Обеспечение безопасности детей на железной дороге», организованном в информационном агентстве ТАСС, начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок. В его выступлении, впрочем, как и в выступлениях других участников, звучала тревога по поводу того, что число травм на железных дорогах в последние годы не сокращается, а возрастает. Причем не только на Московской магистрали, где скорости и плотность движения поездов довольно высокие, но и в таких регионах, как Урал, Сибирь, Дальний Восток. Благодаря телемосту в обсуждении назревших проблем вместе с москвичами смогли принять участие и заинтересованные лица из регионов, собравшиеся в Санкт–Петербургской, Новосибирской и Екатеринбургской студиях ТАСС.
То, что железные дороги являются зоной повышенной опасности, ни для кого не секрет. Знают о том и подростки, или, по крайней мере, не раз слышали об этом от родителей и взрослых. Как и о том, что до 90% ЧП на стальных магистралей приводят, как правило, к летальным исходам, или пострадавший остается инвалидом на всю жизнь. И тяжесть последствий от несоблюдения правил безопасности с ростом скоростей и плотности движения становится все более серьезной.
Но, видимо, таков уж менталитет загадочной русской души – мы вечно куда–то спешим. Найдется ли хотя бы один человек, который ни разу в жизни не переходил, а скорее даже не перебегал через рельсы перед стремительно приближающимся поездом? Мы, сознательно нарушая правила безопасности, особо не задумываемся о том, что дети, подростки берут с нас пример. Сказать о том, что общественность не тревожит ситуация с детским травматизмом на транспорте, значит погрешить против истины. «Круглые столы» с обсуждением возникших проблем проводятся и в регионах, и в ведомствах, ответственных за обеспечение безопасности подрастающего поколения. И даже в Госдуме РФ. Каковы же пути решения этих проблем на железных дорогах?
Каких–то особо новых эффективных рецептов и советов не прозвучало. Все они давно хорошо известны. Участники заседания лишний раз подтвердили, что основной причиной получения травм и гибели людей при нахождении на объектах железнодорожной инфраструктуры остаются грубые нарушения правил личной безопасности. Анализ, проведенный в 2014 году на Московской магистрали, показал, что более 50 % людей были травмированы при хождении по железнодорожным путям в неустановленных местах. 23% пострадавших переходили их на красный свет светофора. 15% пассажиров получили травмы, пытаясь взобраться с железнодорожного полотна на высокую платформу или спрыгнуть с нее. А 8% пострадали, находясь на крышах вагонов и упав с них. Причем с крыш падали в основном подростки. 3а последние 1,5–2 года резко увеличилось число поклонников нового и очень опасного направления – экстремальной езды на крыше вагонов пассажирских поездов и пригородных электричек. Или на буфере последнего вагона.
Так называемые зацеперы отлично понимают и осознают, что подвергают свою жизнь серьезной опасности, поскольку могут упасть с крыши вагона или попасть под высокое напряжение контактной сети. Вот один из характерных примеров. 5 марта 2014 г. двое 12–летних подростков – учащиеся одной из школ г. Хабаровска – возвращались с прогулки. На их пути оказался грузовой состав. Один из подростков обошел его, другой, решив сократить путь, поднялся на вагон–цистерну, на крыше взялся рукой за контактный провод, находившийся под напряжением 27,5 кВ, и был поражен электрическим током. С ожогами более 80% поверхности тела его доставили в городскую больницу, где он вскоре скончался.
Аналогичных случаев происходит на железных дорогах немало. В последние годы появилась еще одна, довольно внушительная группа подростков, которые подвергают свои жизни серьезной опасности. Все больше юношей и девушек, отправляясь на пригородную электричку, надевают на голову огромные наушники и отключаются от окружающего мира. И ладно бы только при нахождении в вагоне. Так нет же! Скорый пассажирский поезд рядом со станцией «Фабричная» в Раменском районе сбил 11–летнего подростка, переезжавшего железнодорожный переезд на велосипеде. Переезжал в наушниках, поэтому не услышал звуковых сигналов быстро приближавшегося состава. Травма оказалась смертельной.
Для предупреждения детского травматизма в школах и колледжах организована на постоянной основе серьезная профилактическая работа, проводятся лекции, беседы с детьми и их родителями. Причем она дополняется различными мероприятиями. Так, с октября на детском телеканале «Карусель» в течение трех месяцев во время рекламных пауз демонстрируются мультипликационные ролики продолжительностью 30 сек. о правилах поведения детей на железнодорожных объектах. Рекламные мульти–ролики можно увидеть на светодиодных табло в Москве, Санкт–Петербурге и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде. В столице на остановочных пунктах появились плакаты, напоминающие об опасности игр на железной дороге. Подготовлены 20 тематических программ для спецпроекта «Железная дорога без опасности», который стартовал на радиостанции «Дети ФМ» с участием сотрудников департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД». В ноябре на крупнейших вокзалах России – в Москве, Санкт–Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде и Казани прошли «Дни безопасности». На них пассажирам–детям предлагалось поучаствовать в играх, в которых им требовалось, чтобы получить приз, сделать правильный выбор, как вести себя в той или иной ситуации.
 Однако практика показывает, что этих мер оказывается недостаточно, требуется искать и другие.
 – И эти поиски ведутся постоянно, – подтвердил Дмитрий Раенок. – Нами разработана и реализуется долгосрочная программа по внедрению технических устройств, обеспечивающих безопасность граждан. Особое внимание в ней уделено модернизации пешеходных переходов. В 2014 году на эти цели было затрачено более 800 млн руб. Удалось благоустроить более 70 переходов, которые теперь соответствуют современным требованиям и стандартам. Продолжается работа и по ограждению железнодорожного полотна, чтобы пресечь саму возможность нахождения граждан, и особенно детей, в зонах повышенной опасности. Конечно, при этом приходится учитывать, что ни в одной другой стране нет столь протяженных стальных магистралей, как у нас в России. Естественно, оградить все 85 тыс. железных дорог нереально. Но вполне реально обновить и установить на всей их протяженности предупреждающие об опасности знаки, обеспечить хорошее состояние имеющихся систем оповещения.
В 2013 году была запущена коммуникационная кампания «Безопасность детей на железнодорожном транспорте» с привлечением психологов, педагогов и социальных работников. Отдельно профилактическая работа ведется в образовательных учреждениях. Так, перед летними школьными каникулами совместно с транспортной полицией мы провели свыше 12 тыс. рейдов, охватив разъяснительной кампанией свыше 1,5 млн ребят и их родителей.
Большой интерес вызвало выступление зам. генерального директора Транспортного агентства Финляндии Кари Руохонена.
– В нашей стране действует закон, который категорически запрещает гражданам находиться на железнодорожных путях. Пересекать стальную колею разрешено только по обустроенным переходам. А у нас в стране, как известно, законы выполняются неукоснительно.
Уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Морозов заострил внимание на том, что большинство нарушений совершают ребята из неблагополучных семей, в которых родители нигде не работают, злоупотребляют алкоголем и наркотиками и совершенно не занимаются воспитанием своих детей. В Свердловской области в 2013 году было составлено более 400 протоколов об административном наказании родителей за нарушения, допущенные их детьми. Хотя, по словам Игоря Морозова, свою главную задачу в регионе видят не в администрировании, а в профилактической работе. Старший инспектор по особым поручениям Управления обеспечения общественного порядка Главного управления на транспорте МВД России Олег Сочнев сообщил, что за прошедший год административному наказанию по фактам, выявленным полицией, подвергнуты более 8 тыс. родителей. И напомнил, что те, кто не занимается воспитанием детей, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии РНИИМУ им. Пирогова Татьяна Горячева обратила внимание на то, что дети не имеют представления о необратимости смерти. Подростки в своем поведении часто ориентируются не на своих родителей и учителей, а на своих сверстников. Поэтому важно представлять, кто у них пользуется особым авторитетом, и постараться развенчать негативных лидеров.

Владимир ЧИСТОВ

 

15.01.2015


просмотры:

342

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться